После череды саммитов в этом году в которых принимали участие главы государств Центральной Азии и которые анализировались в ряде предыдущих авторский статей, очередной саммит Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС), состоявшийся 8-9 ноября с.г. в г.Ташкент, уже не вызывал особого интереса. Перед его началом подумалось, что будут говорить о том же самом, но уже перед другими ведущими игроками с учетом их интересов, и приниматься аналогичный документ с соответствующими коррективами.
Так оно и получилось, в работе саммита принимали участие все те же лица, за исключением президента Казахстана, но этот саммит после астанинского саммита ОТГ проходил уже с участием лидеров Пакистана и Ирана, под негласным и неформальным руководством последнего, поскольку именно эта страна явилась инициатором создания ОЭС в 1984 году и секретариат этой организации расположен в Тегеране.
И опять главами государств говорилось о турбулентных геополитических процессах в мире и событиях на Ближнем Востоке, необходимости в этих условиях повышения торговли между членами ОЭС, развития транзитного потенциала и энергетики, проблемах экологии, изменения климата и «зеленой экономики, и др. И опять наблюдалось в выступлениях глав государств продвижение все тех же национальных интересов, о которых они говорили на предыдущих саммитах в этом году.
Единственное, что впечатлило в выступлении президента Узбекистана Ш.Мирзиеева так это то, что «пространство ОЭС, охватывающее полумиллиардное население и располагающее одной третью энергетических ресурсов мира, обладает колоссальным потенциалом для расширения связей в торгово-экономической, промышленной сфере, в области инвестиций, инноваций и транспорта».
Однако, в сравнительном контексте по масштабам и потенциалу ШОС и БРИКС ОЭС представляется уже не такой значительной организацией. Тем не менее, цели и принципы этих организаций можно сказать одни и те же – обеспечение устойчивого, стабильного и безопасного развития своих народов и государств.
Следует отметить, что президент Казахстана К.Токаев пропустил этот саммит поскольку в эти дни принимал в Астане президента России В.Путина, и вместо себя послал премьер-министра Казахстана А.Смаилова, но, надо полагать, что он выступил все с теми же заявлениями, которые ранее озвучивал президент Казахстана.
Причем, небезынтересно отметить, что такой многоопытный дипломат как К.Токаев, знающий все тонкости протокола, встречал В.Путина у трапа самолета, что говорит об особом внимании к визиту российского лидера и уровне взаимоотношений между президентами Казахстана и России.
Вообще, это была весьма интересная и важная встреча, судя по видеоматериалам и заявлениям, которые были на ней сделаны. Важная, в контексте перспектив развития ЕАЭС, поскольку Россия и Казахстан являются ключевыми странами в этом объединении, и об этой встрече нужно писать отдельную аналитическую статью.
Возвращаясь к ташкентскому саммиту ОЭС отметим, что в Сети не удалось обнаружить итоговое коммюнике прошедшей встречи. Поэтому пришлось опереться на материалы сайта президента Узбекистана, как председательствующего на этом саммите. Думается, что основные положения выступления Ш.Мирзиеева вошли в итоговый документ саммита.
«…В соответствии с повесткой дня были обсуждены перспективы многопланового сотрудничества в рамках ОЭС и вывод его на новый уровень, состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам.
Открывая саммит, Президент Узбекистана выразил искреннюю благодарность высоким гостям за участие в столь важном мероприятии, что подтверждает общие устремления к расширению всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества.
Было подчеркнуто, что государств-членов организации неразрывно связывают общность истории и религии, богатая культура и схожесть ценностей…
…С удовлетворением отмечены поступательная динамика сотрудничества в рамках организации в последние годы, последовательная реализация предложений и инициатив, озвученных на саммите в Ашхабаде в 2021 году.
В частности, проводится системная работа по реформированию и повышению эффективности деятельности Организации, росту ее авторитета на международной арене. Недавно принята Ташкентская декларация министров транспорта, осуществляется практическая работа по созданию регионального рынка электроэнергии, а также Центра чистой энергии в городе Баку. Создана диалоговая платформа на высоком уровне по экологическим вопросам, образована сеть туроператоров, утверждена Программа по развитию безопасного туризма.
Вместе с тем, глава Узбекистана указал на большой неиспользованный потенциал для расширения всестороннего сотрудничества между государствами-членами Организации. Например, в прошлом году показатель торговли между странами ОЭС составил 85 миллиардов долларов, что означает всего 8 процентов их общей внешней торговли.
Многолетние попытки по заключению соглашения о преференциальной торговле не дают ожидаемых результатов, сохраняется множество других ограничений и преград на пути формирования беспрепятственной торговли.
В целях придания нового импульса развитию сотрудничества в рамках ОЭС Президент Узбекистана предложил разработать новый концептуальный документ «Стратегические цели экономического сотрудничества – 2035».
В этом важном документе необходимо уделить внимание таким основным направлениям, как стимулирование взаимной торговли, усиление транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, активизация промышленной кооперации, обеспечение энергетической безопасности, борьба с изменением климата, углубление сотрудничества в сфере туризма и культурно-гуманитарных обменов.
Глава нашего государства призвал принять Соглашение об упрощении торговли, в котором особое внимание уделено облегчению торговли товарами и услугами, предотвращению технических и нетарифных барьеров, цифровизации таможенных, фитосанитарных и ветеринарных правил, развитию электронной торговли. Согласно предварительным расчетам, благодаря этим мерам к 2035 году можно достичь, как минимум, двукратного увеличения объемов взаимной торговли.
Отмечая, что большинство государств-членов организации не имеет возможности прямого выхода к морю, Президент Узбекистана указал на важность использования в полной мере потенциала трансконтинентальных транспортных коридоров, запуска мультимодальных коридоров по маршруту “Китай – Кыргызстан – Узбекистан” и Трансафганской дороге.
Лидер нашей страны также призвал других членов организации присоединиться к документу о развитии транспортного коридора “Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция”, принятому 2 ноября в Ташкенте на заседании министров транспорта, оптимизации взаимных тарифов и сборов.
В целях широкого внедрения цифровизации данных о грузоперевозках и эффективной координации таких современных систем инициировано создание в г. Ташкенте Цифрового транспортного и таможенного офиса ОЭС.
Глава Узбекистана отметил важность принятия Программы совместных действий по увеличению потока и защиты взаимных инвестиций и углублению промышленной кооперации, создания Межрегиональной промышленной выставки с проведением ее первого мероприятия в 2024 году в Узбекистане.
Он также выступил за расширение партнерских связей с Банком торговли и развития Организации.
В рамках обеспечения энергетической безопасности указано на возрастающее значение гармонизации национальных стратегий в области энергетики, развития межрегиональных сетей передачи энергоресурсов, широкого внедрения технологий «зеленой» энергетики. Для налаживания системного сотрудничества в этой сфере предложено учредить Совет министров энергетики ОЭС.
В связи с нарастающими климатическими вызовами Президент Узбекистана подчеркнул необходимость усиления взаимодействия в борьбе с изменением климата и охране окружающей среды. Предложено провести в рамках предстоящего в 2024 году Самаркандского климатического форума первую конференцию Платформы ОЭС высокого уровня по вопросам экологии, созданной по инициативе Узбекистана.
Лидер нашей страны призвал представителей стран-членов Организации к активному участию в заседании Комитета по рассмотрению выполнения Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, которое состоится в Узбекистане на предстоящей неделе, а также поддержать Самаркандскую декларацию по борьбе с пыльно-песчаными бурями.
Учитывая огромный потенциал для кооперации в сфере туризма и растущую популярность трансграничных направлений, предложено внедрить совместные туристические маршруты и увеличить общие туристические программы под брендом «Шелковый путь».
Глава государства также внес предложение создать при Секретариате ОЭС Консультативный комитет по туризму, состоящий из туристических администраций и ведущих экспертов стран-членов, а также провести его первую встречу в городе Шахрисабзе, объявленном туристической столицей организации.
Отмечая важность углубления культурно-гуманитарного сотрудничества для дальнейшего сближения народов стран-членов ОЭС, Президент Узбекистана инициировал ежегодное проведение недель культуры, искусства и кино, учреждение молодежных творческих фестивалей и инновационной платформы сотрудничества, усиление взаимодействия по фундаментальным научным направлениям.
В своем выступлении глава государства также затронул острые международные и региональные проблемы, в частности ситуацию на Ближнем Востоке и в Афганистане. Он призвал к немедленному прекращению военных действий в секторе Газа, началу мирных переговоров и достижению разумного компромисса. Еще раз выразил твердую позицию о поддержке права народа Палестины на создание собственного независимого государства, подтвержденное резолюциями ООН.
Президент Узбекистана также призвал к увеличению гуманитарной помощи афганскому народу, решению имеющихся в этой стране острых социально-экономических проблем на основе коллективной ответственности и приемлемых механизмов. Как он отметил, активное вовлечение Афганистана, который также является членом ОЭС, в региональные интеграционные процессы – необходимое условие для устойчивого развития региона.
На саммите также выступили главы делегаций Азербайджана, Ирана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции, Туркменистана, Пакистана, Казахстана и Генеральный секретарь ОЭС Хусрав Нозири.
В соответствии с повесткой дня Президент Узбекистана в качестве председателя саммита объявил победителей награды Организации за достижения в науке. Ими стали по одному представителю из каждой страны.
По итогам мероприятия принято Ташкентское коммюнике.
Председательство в ОЭС перешло к Ирану, а местом проведения очередного саммита определен Азербайджан.»
Повторимся и подчеркнем, что эти материалы взяты с официального сайта президента Узбекистана, но на их основании можно сделать вывод, какая системная и стратегическая работа по продвижению национальных интересов своей страны ведется высокопоставленными сотрудниками его администрации, ответственными за вопросы внешней политики.
Такую же работу можно увидеть на официальных сайтах президентов Казахстана и Таджикистана, на что ранее обращалось внимание в предыдущих статьях, а что можно увидеть на сайте нашего президента?..
Очевидно, что отсутствие у нас системной, долгосрочной и последовательной региональной внешней политики вынуждает нас на подобного рода саммитах отделываться общими дипломатическими фразами-пустышками типа «приветствуем», «привержены», «считаем важным», «необходимо сделать» и т.д. и т.п. и далее набор дежурных фраз в зависимости от тематики встречи, но никакой стратегической конкретики и последовательности по отношению к региональным и международным процессам и приоритетам в привязке к нашим национальным интересам.
Отсутствие такой политики вынуждает нас плестись в хвосте интересов других стран, точнее, быть объектом их интересов. Более того, тормозить эти самые региональные процессы по известной поговорке «и сам не гам, и другому не дам».
Между тем, анализ прошедших саммитов показывает, что именно Кыргызстан может играть одну из ключевых ролей в региональных международных площадках и процессах со всеми вытекающими отсюда бонусами и дивидендами, в случае разработки и проведения такой политики. Таким образом превращаясь из объекта в субъект региональной международной политики, а даже глобальной повестки международной жизни.
Как это можно сделать уже написано во многих предыдущих статьях и письмах к руководству страны и внешнеполитического ведомства. И начинать нужно прежде всего с полноформатного и компетентного участия в работе МФСА. Именно там заложены все вопросы, которые анализировались во всех прошедших саммитах в этом году, включая и ташкентский, вопросы торговли, энергетики, водных ресурсов и сельского хозяйства, изменения климата и «зеленой экономики, и др.
К сожалению, все эти предложения пока не услышаны и не восприняты со стороны тех, кто по своим должностным обязанностям ответственен за эти вопросы. Остается только надеяться, что когда-то и кем-то они будут услышаны, поскольку альтернативы этим вопросам просто нет. Особенно, когда с 1 января 2024 году председательство в этой организации будет осуществлять президент Казахстана К.Токаев и его компетентная команда специалистов.
Подводя итог сказанному, хотелось бы повторить мысль, рефреном проходящую через последние статьи, посвященные международной тематике и анализу итогов саммитов, прошедших в этом году. Центральная Азия в условиях «тектонических процессов геополитической трансформации» переместилась в центр международной жизни или «невесту на выданье», за которой начали приударять другие крупные геополитические «женихи».
А если это так, то и Кыргызстан в самой Центральной Азии является такой же «невестой» или «женихом», которая/который пока не может или не умеет подать себя нужным или правильным образом…, и именно от нас во многом зависит насколько эффективно и выгодно может быть представлен наш регион на международной арене. Прежде всего, с его богатыми водными и гидроэнергетическим ресурсами и грамотной экологической политикой.
Другими словами, Кыргызстан имеет все предпосылки из объекта международной политики превратиться в его субъект, где сможет последовательно и целенаправленно проводить свои интересы с учетом интересов других государств региона.
Исмаил Даиров
12.11.2023