Как известно, с 30 ноября по 12 декабря этого года в Дубае состоится ежегодная 28-ая Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-28 РКИК ООН или COP28), где во главе угла по-прежнему окажется соотношение между амбициями в области климатической политики – митигации и адаптации - и финансовыми ресурсами, доступными развивающимся странам для реализации таких амбиций или эффективности осуществления своих национальных политик в сфере изменения климата.
Учитывая важность климатических проблем ежегодно на климатической конференции ООН собираются главы государств и правительств мира и, как правило, до этой встречи в верхах в разных уголках планеты в течение года проводится целая серия предшествующих подготовительных мероприятий.
В этом году неделя устойчивого развития состоялась в Абу-Даби с 14 по 19 января, Петерсбергский диалог по климату в Берлине 2-3 мая, в Бонне 5-15 июня состоялась очередная конференция ООН по изменению климата, саммит «За новый глобальный финансовый пакт» в Париже 22-23 июня, Саммит по климатическим амбициям ООН 20 сентября в Нью-Йорке и там же 19-21 сентября прошел Климатический саммит Северной Америки, много еще других многосторонних форумов и двусторонних переговоров.
Весьма интересно, насколько эффективным и полноценным было участие Кыргызстана в прошедших подготовительных встречах. Учитывая, что в стенах экологического ведомства прошла очередная смена кадров можно предположить, что опять мы принимали в них участие в качестве «туристов».
Особое внимание в ходе подготовки было уделено таким вопросам как глобальное подведение итогов выполнения Парижского соглашения, финансирование климатической деятельности в развивающихся странах и компенсация этим странам потерь и ущерба, связанного с антропогенным изменением климата.
Центральная Азия тоже будет представлена на предстоящем COP28 именно как регион. Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) при поддержке стран и международных партнеров организует павильон Центральной Азии, который, кстати, в прошлые годы посещали центральноазиатские президенты, в том числе и наш президент. Это позволит привлечь внимание мирового сообщества к высокой уязвимости нашего региона, рискам, связанным с изменением климата, о которых все чаще говорят президенты Казахстана, Узбекистана и других республик.
Напомним, что в недавней статье, посвященной анализу итогов нью-йоркского саммита по климатическим амбициям, президенты Казахстана и Узбекистана говорили о том, что тренды повышения температуры в регионе Центральной Азии идут в два раза быстрее, чем в целом по планете. Тренды, говорящие сами за себя, требующие срочных совместных усилий и компетентного сотрудничества, а не высокопарного и одновременно пустопорожнего дипломатического фразерства.
В этом году впервые на уровне региона состоялась объединенная подготовительная встреча перед КС РКИК. Форум на высоком правительственном уровне «Центральная Азия на пути к 28-й Конференции сторон РКИК ООН: 5 стран – 1 регион – 1 голос» был проведен 7 ноября 2023 г. в Астане. По инициативе РЭЦЦА и при поддержке Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов (Астана), GIZ, USAID и UNDP обсуждены актуальные вопросы наращивания сотрудничества по решению проблем изменения климата.
Следует отметить, что министр экологии и природных ресурсов Казахстана Ерлан Нысанбаев на прошедшей встрече заявил, что совместные усилия в борьбе с изменением климата и объединение региона крайне важны для долгосрочного устойчивого развития и процветающего будущего региона. Если страны ЦА выступят единым фронтом, представят консолидированное региональное заявление на глобальном климатическом саммите ООН, то это поможет региону и каждой стране не только в решении значимых климатических проблем на национальном уровне, но и позволит участвовать в разработке глобальных решений на Конференциях сторон РКИК.
На СОР28, как один из показателей совместных региональных усилий стран Центральной Азии, направленных на адаптацию к изменению климата в регионе, в том числе по мониторингу ледников и управлению климатическими рисками будет представлена первая в Центральной Азии региональная стратегия по адаптации к изменению климата. Этот документ подготовлен странами в рамках инициативы Германского общества по международному сотрудничеству GIZ «Зеленая Центральная Азия».
Традиционно на КС РКИК участвуют, выступают и встречаются президенты. Например, президент Кыргызстана в 2021 году принимал участие в СОР26 в Глазго и заявил об амбициозных целях национальной политики в области изменения климата. Таджикский лидер в последние годы не пропускает климатические саммиты и продвигает долгосрочные инициативы Таджикистана по воде, ледникам и климату, старается договариваться о новых проектах и реальных инвестициях. Разумеется, все предложения готовятся соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами под координаторством внешнеполитических ведомств.
В этом году Таджикистан организовывает национальный павильон и ряд разно тематических мероприятий с приглашением зарубежных гостей. В целом, у таджикской стороны хорошо получается продвинуть инициативы и политический имидж, получить практические дивиденды. Взять ту же инициированную совместно с Нидерландами первую Конференция ООН по водным ресурсам после довольно длительного периода (с 1977 г.) в Нью-Йорке с 22 по 24 марта 2023 года. В Водном саммите, объединившем мировое сообщество перед надвигающимся кризисом нехватки пресной воды, приняли участие более 10 тыс. человек: главы государств и правительств, ученые международного уровня, представители гражданских организаций и фондов.
Попутно отметим, что эту конференцию мы проигнорировали и тем самым, упустили еще одну возможность продвинуть наши горные инициативы в рамках 5-ти летия устойчивого горного развития на 2023-2027 годы, инициированную нами же и утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре прошлого года.
А Казахстан и Европейский Союз на полях прошлого саммита мировых лидеров COP27 в Египте заключили меморандум о взаимопонимании о стратегическом партнерстве в области устойчивого сырья, батарей и цепочек создания стоимости «зеленого» водорода. Правительство Казахстана и компания Fortescue Future Industries заключили Рамочное соглашение о реализации проектов по производству «зеленого» водорода в нескольких регионах республики.
Ранее, в 2021 году правительство Казахстана и немецко-шведская компания Svevind Energy GmbH подписали соглашение о строительстве проектов возобновляемых источников энергии и производству до 2 млн. тонн «зеленого» водорода либо 11 миллионов тонн «зеленого» аммиака. Предварительная сумма инвестиций составляет более 50 млрд. евро. И летом 2023 года президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер участвовал в запуске пробного бурения в рамках строительства завода по производству «зеленого» водорода в Казахстане.
Реализация подписанных соглашений, как ожидается, внесет существенный вклад в достижение цели страны по сокращению выбросов парниковых газов на 15% к 2030 году и обеспечению углеродной нейтральности к 2060 году. Будущие проекты рассчитаны на выработку значительного объема «зеленого» водорода, который также планируется поставлять на европейский рынок. В целом внедрение доступных технологий производства «чистого» водорода может позволить Казахстану через 5-7 лет войти в топ-10 и стать одним из крупнейших мировых поставщиков этого экологически чистого вида топлива.
Очевидно, что климатический форум в Астане идет в русле климатических инициатив президента Казахстана, о которых он системно и последовательно заявляет и проводит в рамках своей глобальной и региональной внешней политики на различных международных форумах и саммитах.
У Узбекистана традиционно в последние годы есть интересные практические предложения, национальные и региональные инициативы, о которых писалось в недавних статьях. Нет сомнений в том, что узбекская сторона вновь выдвинет что-то полезное для региона.
Вообще, следует отметить и подчеркнуть, что в руководстве Казахстана и Узбекистана понимают важность проблем изменения климата и последовательно заявляют о них на международных встречах. Анализ выступлений президентов на саммитах в этом году свидетельствует об этом. Чего, к сожалению, не скажешь о нашей стране.
И опять возникает вопрос – а чего добились представительные делегации Кыргызстана, участвуя в СОРах РКИК ООН в последние годы? После амбициозных целей, заявленных президентом Кыргызстана в 2021 году о достижении углеродной нейтральности к 2050 году. Сумели ли получить климатическое финансирование или запустить новые программы по реализации заявленных амбиций?
Если вспомнить, что бывший министр экологии, как и ее заместитель, курировавший вопросы изменения климата и международного сотрудничества, в настоящее время находятся под следствием в «местах не столь отдаленных», то трудно ожидать сколько-нибудь положительных ответов на эти вопросы.
Возникает и другой вопрос - с какими «заготовками» будет участвовать руководство республики в этот раз? Что удалось предпринять новому руководству природоохранного ведомства в этих вопросах. Хотя после того, что наворотило предыдущее руководство как в структурном, так и в кадровом отношениях, ожидания более чем скептические.
До предстоящего саммита времени осталось не много, как говорится поживем-увидим, как выполняются ранее заявленные цели президента страны по вопросам изменения климата.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблемы изменения климата тесно связаны с вопросами экологии, водных ресурсов, «зеленой экономики», региональной политики и многими другими. Это еще раз показали многочисленные саммиты, прошедшие в этом году, что и пытался показать автор в цикле недавних статей, посвященных анализу глав государств Центральной Азии в различных саммитах в этом году.
Кроме того, эти проблемы не имеют государственных или политических границ, особенно в нашем регионе, развивавшемуся ранее в составе одного государства. Соответственно, их решение требует единого компетентного подхода, но с учетом сложившихся реалий за последние более чем 30 лет.
Однако нашу внешнюю политику по этим вопросам, особенно, по вопросам водных ресурсов в рамках МФСА, трудно назвать конструктивной и эти вопросы еще будут рассмотрены в следующих статьях. Как было не раз написано в предыдущих авторских статьях, Кыргызстан имеет все предпосылки из объекта международной политики превратиться в его субъект, где сможет последовательно и целенаправленно проводить свои интересы с учетом интересов других государств региона.
Исмаил Даиров
18.11.2023