Один популист — президент КР неустанно долдонил о вреде семейного правления, установив ещё более худшую форму, называемую в истории и политологии «вотчиной». Она была очень распространена в средние века, когда не было госаппарата, бюрократии и министерств. Впервые министерства в Московской Руси были учреждены Иваном Грозным в виде приказов в 16 в., Петр I создал вместо приказов коллегии. И только в 18 веке наконец были учреждены министерства.
***
Вотчина, это хозяйский двор, откуда Хозяин с помощью дворовых слуг — управляющего, ключников, постельничьих, охотничьих, виночерпиев и прочей домашней и дворовой прислуги, управлял своим имением и государством. По совместительству они выполняли функции отраслевых министров — охотничий — сельского хозяйства и лесов, ключники — финансов, управляющий — руководителя аппарата правительства и т.д. и т.п.
***
Таким образом Кыргызская Республика была отброшена в управлении на несколько веков назад. Республика стала как бы его личным имением, которой он управлял с помощью своих дворовых слуг, в которых были превращены депутаты, министры, губернаторы, акимы. А над ними всеми в качестве управляющего был поставлен личный шофер хозяина. Да и другие слуги тоже были не обойдены хозяйским вниманием, поставлены на хлебные должности. В стране началось соревнование между челядью, кто звонче и ярче прославит хозяина. Один из них, как известно, попытался присобачить ему титул «отца народа»! Но не получилось. Люди не приняли, т.к. «царь был не настоящий». А потом его и вовсе упекли в тюрьму.
***
Наивные лохи тогда поверили, что вождь ликвидировал «семейное правление», что априори невозможно в стране с клановой структурой общества. Нужны столетия, чтобы изжить эти пережитки прошлого. Или предложить кланам альтернативу. Как, например, это сделали японцы и южнокорейцы. Предложившие любовь к своим кланам перенести на компании и корпорации с пожизненным наймом на работу.
***
Итоги кыргызского «неовотчинного» эксперимента общеизвестен. Страна провалилась в очередной раз, т.к. наш успех лежит в будущем, а не феодальном прошлом. А в политику валом повалили люмпены, не могущие освоить даже учебную программу вузов. Теперь спецслужбы вынуждены вычищать с госслужбы этих малограмотных назначенцев, которые проникли даже в судебную систему и медицину.
***
В этой связи возникает вполне естественный вопрос. А что хуже — семейное правление или правление кухарок?
Что делать, если семья хорошо образована и воспитана, а ее члены достойны нести бремя ответственности перед обществом и государством? Сейчас многие дети учатся за границей в престижных вузах, говорят на иностранных языках. Им то куда деваться?
***
В связи со сказанным на память приходят семейные династии Бхутто в Пакистане, Ганди в Индии. Клан Рузвельтов, Кеннеди, Клинтонов и Бушей в США. В Польше — братьев Качинских. Неплохо справлялись со своими обязанностями. Президент Трамп взял в свою команду дочерей и их мужей.
Королевские династии веками правят в Европе. Конечно, многое зависит от личности правителя, его воспитания, культуры и морально-нравственных ценностей. Но недостатки семейного правления всегда можно законодательно и фактически утилизировать.
***
Во время пребывания в Королевстве Камбоджа в качестве иностранного наблюдателя на очередных парламентских выборах, премьер Хун Сен, находящийся у власти 40 лет, дал для международных наблюдателей, миссий и СМИ пресс-конференцию. Он объявил о том, что хочет покинуть власть и оставить ее будущим поколениям. И рассказал свою историю. Как он стал революционером, красным кхмером, пришел к власти, был одним из лидеров революции, но потом разошелся с Пол Потом и выступил против него. Освободили страну от «красных кхмеров» и были потрясены масштабами трагедии строительства «аграрного социализма», когда в стране погибло 3 млн кхмеров из 8. А он, возглавив правительство, не мог найти кандидатов с высшим образованием на вакансии министров. Они были перебиты. Вот тогда, сказал он, я подумал, что мне надо подготовить для страны хорошо образованную и воспитанную молодежь. Я подготовил и хочу передать власть своему сыну, ему уже 50 лет. В зале многие западные представители заулыбались. Мол, иного решения от диктатора мы и не ждали. Надеюсь, - невозмутимо продолжал Хун Сен, - он уже готов проявить себя как руководитель. Но это произойдет не сразу после выборов, мне нужно окончательно удостовериться. Он военный, образование получил в Англии и США. Надеюсь, вы меня правильно поймёте. Я не могу рисковать будущим страны после той страшной катастрофы, что мы пережили. После этих слов все в зале снова посерьезнели и приветствовали его короткий спич аплодисментами.
***
За 32 года независимости, подумалось мне тогда, за рубежом для нашей республики должно было быть подготовлено достаточное количество магистрантов и докторантов, необходимых, чтобы поднять Кыргызстан с колен. Но где они? Почему не радуют нас, как наши спортсмены и певцы? Почему их не видно ни среди депутатского корпуса, отечественного госуправления или бизнес-сектора? Чьи экономики они сейчас поднимают? Учёт этих кадров где-то ведётся? Опубликуйте пожалуйста?
***
Мир не стоит на месте, он все время активно развивается, семимильными шагами идёт вперед. Потому как, при отборе кадров, самым эффективным и распространенным принципом управления сейчас признается меритократия.
Это когда кадры назначаются не по старинке — клановому, классовому, национальному или региональному признакам, а по уровню таланта и профессионализма, образованности и культуры...
Меритократия в переводе с латинского означает «власть достойных». Эта система противоположна как аристократии, так и демократии. И активно работает на развитие страны. Согласно ей руководящие должности должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Из числа специально опекаемых талантов либо путем создания условий для одарённых и трудолюбивых людей. Чтобы в будущем они могли занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.