В политике возникает порой много обстоятельств, когда те или иные неудобства, связанные с деятельностью политических и государственных институтов, превращаются в силу и помогают политикам избежать нежелательных или сложных ситуаций. Например, часто так обстоит дело с парламентами, как они функционируют при тех или иных политических режимах.
Парламент, как известно, является в мире политическим органом, избираемым народом и обязанным служить своему народу.
И как бы не хотел глава государства, премьер-министр или какая-нибудь коалиция политического большинства подчинить его своему влиянию, не всегда получается так, как им хочется.
И это бывает иногда хорошо, что их интересы не всегда совпадают. Иногда эта разность бывает полезной и дает возможность правителю, власти, народу, государству «сохранить свое лицо», уважение в мире.
Ведь правительства и политики нередко, если не всегда, находятся под сильным внешним давлением супердержав, союзников, соседей, их планов и намерений. Ибо они все время чего-то хотят, требуют, угрожают, клянутся, предупреждают, взывают, умаляют…
…
Первый такой неудобный случай из недавней мировой практики имел место при заключении позорного «Мюнхенского соглашения» в 1938 году, когда западные лидеры европейских держав Даладье и Чемберлен принесли Чехословакию в жертву территориальным аппетитам фашистской Германии. По нему Гитлеру была отдана Судетская область Чехословакии, лакомый кусок для военной промышленности Германии. Президенту этой промышленно-развитой страны Бенешу в переговорах была отведена роль простого статиста. И он был вынужден принять это решение к исполнению, не рискнув внести этот вопрос на ратификацию своего парламента, понимая, что он никогда не утвердит передачу чехословацких земель Германии. И тем самым спас репутацию своего государства и народа, преданного союзниками, проводившими «политику умиротворения Германии»…
В нелегкой ситуации оказался и премьер Франции Даладье, который по возвращению домой был отправлен в отставку французским парламентом, не потерпевшим такого национального унижения.
В отставку добровольно был вынужден уйти и английский премьер Чемберлен, когда стало ясно, что «соглашения» открыли ворота для начала новой мировой войны…
…
Президент РФ Б.Н.Ельцин, как известно, очень близко подружился с канцлером ФРГ Гельмутом Колем и «по пьяной лавочке» публично обещал ему вернуть знаменитую Дрезденскую картинную галерею, которую СССР получил от Германии в качестве контрибуции после ее поражения во второй мировой войне. «Слово не воробей», обещание надо выполнять! И Ельцин трижды вносил этот вопрос в Госдуму, но его предложение было категорически отвергнуто народными представителями.
Обещание, данное германскому канцлеру, не удалось выполнить из-за непослушного парламента, который возмутился таким «подарком» вчерашнему идеологическому противнику. Но зато Ельцину удалось сохранить свое лицо, сославшись на издержки демократии. А канцлер Коль был полностью удовлетворен, т.к. уважал демократию и принял это несогласие с чувством одобрения.
…
Другой случай был связан непосредственно с Кыргызстаном в 90-е годы.
В Центральной Азии местные президенты стали продлевать свои полномочия не путем проведения новых выборов, как это должно было быть по их конституциям, а путем всенародных референдумов, которые не являются выборами, хотя внешне и очень похожи на них.
Референдум — это способ принятия законодательных решений. Авторитарные коллеги президента-демократа А.Акаева ждали от него поддержки и принятия аналогичного решения, выглядевшего как-то не совсем «демократично» в начальный период обретения независимости. Наши президенты в то время ещё были молоды и недостаточно опытны, старались соблюдать международные правила, стеснялись перешагивать через свои конституции. Акаев внёс вопрос о референдуме в Законодательное собрание Жогорку Кенеша, которое отвергло эту идею при голосовании.
Акаев после этого развел перед коллегами руками, как бы говоря, ну вот видите, вам хорошо, у вас ручные парламенты, а у меня он непокорный. И таким образом сохранил свое лицо и спас репутацию Кыргызстана как демократического островка Центральной Азии.
…
Но вот досада. Летом 2010 г. после очередного апрельского переворота в Кыргызстане парламентская оппозиция, которая когда-то героически провалила референдум по продлению полномочий президента Акаева, сама пошла по этому бесславному пути, приняв новую конституцию и утвердив на безальтернативной основе решением референдума временного президента КР.
…
Таким образом в истории любого государства могут быть моменты, когда настойчивым и сомнительным внешним и внутренним просьбам надо поставить надежный заслон.
В этих случаях парламент — «народное правительство», «избранное народом от имени народа и для народа», может стать палочкой-выручалочкой и оградить государство, народ и его лидеров от принятия для судеб страны непопулярных или гибельных решений.