Заместителю Председателя Кабинета министров – Председателю Государственного комитета национальной безопасности К.Ташиеву
Открытое обращение в связи с нарушениями прав информационного агентства «24.kg» и его адвокатов при проведении обыска (выемки) в офисе данного агентства
Уважаемый Камчыбек Кыдыршаевич,
Поводом для данного публичного обращения явились вопиющие нарушения международных документов в области прав человека, а также норм национального законодательства отдельными сотрудниками Вашего ведомства при проведении оперативно-следственных мероприятий (обыска и выемки) в офисе информационного агентства «24.kg» (далее – ИА «24.kg»).
Так, необходимо отметить, что утром 15 января 2024 года в общественный фонд «Правовая клиника «Адилет» поступил телефонный звонок от сотрудников
ИА «24.kg» о том, что к ним в офис пришли сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики (далее – ГКНБ КР) и начали проводить обыск в их офисе. В связи с чем адвокат нашей организации незамедлительно направился в офис ИА «24.kg» для участия в вышеобозначенном следственном действии в качестве представителя агентства. Адвокат нашей организации первым прибыл к офису агентства примерно к 11:00 часам дня. Однако, двери указанного агентства были закрыты, а за дверью находилось 5-6 человек в маске. На стук двери адвоката дверь открыл человек в маске, который поинтересовался, кто пришел. Адвокат представился и сообщил, что он защищает интересы агентства в качестве адвоката, и ему необходимо зайти внутрь офиса для участия в следственных действиях (обыске). При этом им был предъявлен ордер поручение. На что человек в маске попросил подождать немного и, закрыв дверь на ключ, отлучился на несколько секунд. Вернувшись, он сказал адвокату нашей организации, что следственные действия уже начались и что они отказываются впускать его для участия в следственном мероприятии, при этом закрыв дверь на ключ.
Примерно в 11:15 часов к офису агентства подошли еще 2 адвоката, также представляющих интересы агентства. Адвокаты попытались еще раз зайти в офис агентства, однако получили отказ от сотрудников ГКНБ КР, обосновав это тем, что следственные мероприятия в офисе уже начались.
Спустя примерно 10-15 минут, в 11:30 часов к офису подошла главный шеф-редактор ИА «24. kg» Махинур Ниязова, которую сотрудники ГКНБ КР пустили в офис агентства. Позже, примерно в 11:50 часов, к офису подошли представители нескольких независимых средств массовой информации (Azattyk-media, ПолитКлиника, и т.д.), которые через стеклянную дверь начали снимать происходящее на камеры. В итоге, прождав еще около 40 минут на улице, примерно в 12:30 часов, один из адвокатов дал интервью представителям средств массовой информации, проинформировав о том, что сотрудники ГКНБ КР не впускают адвокатов в офис агентства, а также отметив, что ему неизвестно, по какому делу сотрудники ГКНБ КР проводят обыск в офисе агентства.
Спустя примерно минут 15 после дачи интервью адвокатом сотрудники ГКНБ КР все же разрешили зайти в офис, но только одному адвокату. При этом необходимо отметить, что к тому времени с начала обыска прошло примерно 2 часа и он уже подходил к концу.
Примерно в 13:50 часов сотрудники ГКНБ КР начали выносить изъятые процессоры компьютеров, какие-то документы, а также увезли трех представителей ИА «24.kg» (генерального директора 24.kg Асель Оторбаеву, главного редактора издания Антона Лымаря и шеф-редактора Махинур Ниязову) в центральный аппарат ГКНБ КР для проведения допроса.
В связи с чем все три адвоката прибыли в центральный аппарат ГКНБ КР для участия в допросе. Однако к допросу был допущен только один из трех адвокатов.
На основании вышеизложенного мы обращаем внимание на то, что при проведении вышеуказанных действий Вашими сотрудниками были грубо нарушены нормы международного права, в частности, Всеобщей декларации прав человека, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, которые гарантируют любому лицу право доступа к правосудию, в том числе, участие адвоката в процессуальных действиях отдельных государственных органов.
Более того, были грубо нарушены и требования национального законодательства Кыргызской Республики.
Так, хотелось бы отметить, что Конституция Кыргызстана провозгласила, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Тем самым установлено, что все права и свободы человека, в случае их нарушения, в обязательном порядке подлежат защите законами и судебными органами. Более того, защита прав и свобод человека лежит в основе деятельности всей системы государственной власти и соответственно должна обеспечиваться всеми необходимыми способами и мерами в соответствии с международными стандартами и национальным законодательством.
Согласно Конституции Кыргызстана, каждый вправе защищать свои права и свободы, а также обеспечивать восстановление нарушенных прав всеми доступными способами, не запрещенными законом.
Следует отметить, что сотрудниками ГКНБ КР были нарушены нормы уголовно процессуального законодательства, в частности, статей 53 и 212 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее – УПК КР). Так, согласно п.6. ч. 2 ст. 53 УПК КР с момента участия в деле адвокат имеет право участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а также в других следственных действиях, проводимых с его участием или по его ходатайству.
В соответствии с ч.12 статьи 212 УПК КР при проведении обыска вправе присутствовать адвокат, а также адвокат того лица, в помещении которого проводится обыск.
Более того, УПК уполномочивает следователя обеспечить участие адвоката в производстве по уголовному делу. При этом, законодательство Кыргызстана не наделяет сотрудников ГКНБ КР полномочиями отказать в присутствии адвоката при проведении обыска (выемки), вне зависимости от того начался уже обыск или нет.
Полагаем, что вышеуказанные действия сотрудников ГКНБ КР можно расценить как воспрепятствование законной адвокатской деятельности.
В связи с чем, отмечаем, что в соответствии со статьей 29 Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность адвокатов либо препятствующие осуществлению такой деятельности, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
На основании вышеизложенного, просим Вас инициировать соответствующую проверку, а также привлечь к ответственности отдельных сотрудников вашего ведомства, допустивших вопиющие нарушения норм международного права, а также национального законодательства Кыргызской Республики при проведении следственных действий в офисе ИА «24.kg».
С уважением,
Директор Ч.И. Джакупова