В условиях рыночной экономики на первый план выходит вопрос: «Как заработать деньги, нажить богатства?» А пути нахождения денег никого не интересуют – «только для себя, мне!» Поэтому сегодня, не говоря о высокоприбыльных наркотических веществах, «бизнесмены» завозят генетически «чужеродные», вредные для нас напитки, т.к. потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Поэтому не только в условиях жаркого климата, но и на севере, продавая воду, можно быстро разбогатеть. Одной из форм воды являются завезенные «чужеродные» для нас напитки, которые, как бы утоляя жажду, приводят к различным патологиям, включая эндокринные патологии, патологии сердечно-сосудистой системы, импотенцию, нарушение обмена веществ, аллергии. В этом аспекте не только с изменением ассортимента напитков, но и характера питания, резко выросло число большинства заболеваний, включая врожденные патологии, раковые заболевания, ожирение, нервно-психические расстройства - «неустойчивость» к жизненным процессам. Наше население активно употребляет эти напитки под предлогом того, что их пьют в богатых странах. Но, к сожалению, многие не знают о последствиях, к которым приводит употребление таких напитков, тем более не знают о своих генетических, этнических, пока никем не изученных особенностях.
В то же время о других кыргызских напитках (ачкыл-максым) в своей монографии написала дочь татарского народа Анвар Фаттаховна Усманова в монографии «Токсоплазмоз человека» [Фрунзе: Кыргызстан, 1969.- 158 с.]. В данной работе говорится о том, что у детей кыргызов, регулярно употреблявших «ачкыл-максым», токсоплазмоз практически не встречался, т.к. благодаря бродильным свойствам этих напитков токсоплазмозмы погибают; в группе русских детей, проживающих в соседнем селе, токсоплазмоз встречался у 12,5%.
Сегодня у врачей очень много работы, в том числе по изучению новых заболеваний, а также изменениям течения болезней, обусловленным употреблением напитков и чужеродной пищи. Еще в 1966 году нам, студентам-медикам, на своих лекциях профессор, доктор медицинских наук, член-корр. Академии медицинских наук (АМН) СССР Малышев рассказывал о том, что он, вскрывая трупы в течение 39 лет, ни разу не видел ни одного случая атеросклероза среди 80-ти и 90-летних стариков кыргызов. Согласно данным современной науки, все витамины, предотвращающие развитие атеросклероза, находятся в овощах и фруктах. В то же время наши горные кыргызы не только не употребляли овощи и фрукты, даже не видели, как они растут, но зато пили свои кымыз, айран, жарму, зимой – бозо; ели мясо-молочные продукты.
Изменение характера питания привело к развитию атеросклерозов, а изменение образа жизни добавило еще и варикозные заболевания, геморрои, у мужчин – простатиты. А сейчас стал «процветать» сахарный диабет, связанный с употреблением сладостей.
Другой пример о кыргызских напитках. В 1985 году в г. Москве при сдаче вступительного экзамена в аспирантуру экзаменаторы (известные ученые мирового уровня) задали мне вопрос о детском питании. Работая практическим врачом-хирургом, я, к сожалению, забыл о нормах расчета питания на кг веса (сколько необходимо белков, жиров и углеводов). Я не мог сказать, что забыл. И тогда я вспомнил случай, который произошел летом 1975 года, когда по настоянию родственников и с разрешения вышестоящих лиц я прооперировал двоих парней 15-16 лет (не «наш» возраст, но родственники обоих юношей были влиятельными людьми) с тяжелыми черепно-мозговыми травмами, которых в бессознательном состоянии доставили санитарной авиацией из высокогорной местности. Обоим провели трепанацию черепа, на 5 и 6 сутки они пришли в сознание и пошли на поправку. Был воскресный день, дежурили врач-реаниматор, педиатр (тогда у нас уже была примитивная реанимация, работали в основном педиатры и наши анестезиологи). Они с родственником-врачом одного из больных прочитали, что в московских рекомендациях при черепно-мозговой травме больному надо давать соки. Одному дали виноградный сок, другому - яблочный, оба выпили соки в достаточно большом количестве, после чего у них начался обильный понос; тогда мы обоих чуть не потеряли. Их организмы были адаптированы к продуктам питания животного происхождения, кисло-молочным продуктам (кымыз, айран, курут, молоко, каймак, сары май), разумеется, шорпо, и мясу. С рождения они вместе с грудью матери сосали куйрук-курдючный жир, т.е. все эти продукты были привычными для них, «родными», другими словами, были в их «генах». Сок же для их организма был чужеродным, токсичным веществом, т.к. эти подростки даже не видели, как растут яблоки и виноград, не говоря уже о соках. Поэтому употребление соков привело к диарее (поносу). После этого мы начали давать им то, что употребляли их предки, к чему они адаптировались, привыкли. После этого случая больше таких казусов у нас не было. Но истории болезни мы пишем по методическим рекомендациям, чтобы избежать лишних придирок при проведении разного рода проверок. После моего ответа началась дискуссия. Я также подключился к дискуссии и спросил: «А как вы считаете?» Тогда Раиса Николаевна (ученый секретарь института) удивленно спросила: «Я не пойму, кто у кого принимает экзамен: он или вы?» Все рассмеялись. Дальше не только этот экзамен, но и другие, я сдал без проблем, хотя я даже по-английски правильно читать не умел.
После этого случая многие рекомендации были учтены, изменены и написаны очень осторожно и даже был Всесоюзный проект. К сожалению, номер и название я полностью не помню, но где-то среди моих бумаг он хранится.
Тогда, во времена СССР, мы работали на основании методических рекомендаций, получаемых из Москвы. Это были основания не только для проверяющих комиссий из вышестоящих медицинских инстанций, но и органов прокуратуры. К сожалению, у наших ученых еще не дошли руки до исследования кыргызских напитков, поэтому ценность нашего питания практически не исследована.
Еще один пример из моей практики о питании. После участия в различных научных форумах, во второй части, т.е. на банкетах, после употребления определенной дозы «энергетиков» у ученых тоже развязываются языки и ведутся чистосердечные, душевные беседы, без задних мыслей. Во время одной из таких бесед я затронул вопрос о характере питания. Тогда некоторые академики (занимавшие в свое время руководящие посты в Научно-исследовательских институтах Академии медицинских наук (АМН) СССР и позже - Российской Федерации) говорили мне: «Рахманбек, то, о чем ты говоришь - питательные компоненты: белки, жиры, углеводы и микроэлементы во всех видах питания содержатся одинаково, главное, чтобы в организм они поступали в достаточном количестве». Я отвечал: «Дело не в том, в какой форме они поступают в организм, а с чем поступают». И привел пример. В 1857-1858 гг., во время Русско-турецкой войны, из 10 тыс. погибших русских солдат 9 тыс. погибли от кишечной инфекции — диареи-поноса. Благодаря нашим кисломолочным напиткам, когда наши шли с востока на запад, с Жёлтого до Черного и Средиземного морей, среди них случаев массово заболевших кишечной инфекцией не было. Вопрос был исчерпан, они в последующих информационных письмах писали: «заболеваемость и особенности течения болезней в зависимости от характера питания и образа жизни». Большое им спасибо за понимание данного вопроса.
Сегодня кыргызы все чаще употребляют разнообразные «крутые» напитки (газированная вода, соки) и «благодаря» этим «чужеродным», но модным напиткам среди населения резко возросла заболеваемость эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной (прежде всего печени) систем, включая развитие дисбактериозов, геморроев, у мужчин - простатита, а также мужской и женской импотенции, т.е. наблюдается ухудшение генофонда.
К сожалению, возникает закономерный вопрос: «Знают ли кыргызы ценность своих напитков?» Это вопрос времени и сегодня он остается открытым.
Искренне хочу пожелать, чтобы мы поскорее осознали всю ценность наших напитков, чтобы эта информация освещалась на общественных мероприятиях, что, в итоге, приведет к снижению среди нашего населения выше приведенных патологий и заболеваний.