Об этом заявил секретарь Совета Безопасности Кыргызской Республики Марат Иманкулов на очередном Круглом столе, состоявшемся в Бишкеке, информационное сообщение о котором появилось в СМИ. По его словам, эта проблема становится одним из таких факторов, которые влияют на безопасность региона, и нужно скорее сесть за стол переговоров, обсудить на экспертном уровне, на уровне руководителей стран вопрос обеспеченности водой населения стран Центральной Азии.
С этими словами можно только согласиться, но с одной оговоркой, этот вопрос не должен стать, он уже давно стал таким, о чем автор написал столько статей за последние более чем 10 лет, пожалуй, на целую книгу или две хватит.
Вкратце, по памяти приведем заголовки некоторых из них – «Вода и политика – война или мир?» от 2012 года, цикл статей «Еще раз о великом национальном богатстве Кыргызстана – его водных ресурсах» от 2014 года и много других, где привлекал внимание к проблемам использования водных ресурсов страны в контексте регионального сотрудничества по этому вопросу и все увеличивающегося негативного влияния изменения климата на экосистемы региона, где водные ресурсы являются одними из основных.
Причем, не только писал статьи, но и служебные письма руководству страны с аналитическими приложениями и копией в МИД и специализированным министерствам и ведомствам, где привлекал внимание к этим вопросам и предлагал обсудить эти вопросы на основе конкретных предложений, содержавшихся в приложениях. Однако, все «как об стенку горохом», об стенку некомпетентности и непрофессионализма со стороны ответственных должностных лиц, которые должны были реагировать на эти предложения.
Наше внешнеполитическое ведомство даже не удосуживалось хотя бы формально ответить на эти письма, демонстрируя тем самым свою некомпетентность, или же боясь обнаружить таковую. МИД предпочитает не замечать и не отвечать на письма, также как и на многочисленные публикации автора. И это уровень работы чиновников аппарата этого министерства, который призван формулировать и продвигать интересы-позицию Кыргызстана на региональном и международном уровнях по вопросам экологии, климата и водных ресурсов.
Об этом же автор говорил на многочисленных круглых столах, семинарах и конференциях национального и регионального уровня, где постоянно подчеркивал, что проблемы водных ресурсов нужно рассматривать в тесной связи с проблемами изменения климата. И на всех этих встречах участники вроде бы соглашались и опять повторяли «надо», «необходимо», «важно» решать эти вопросы, принимались резолюции, решения и протоколы этих встреч, но все так и оставалось на словах и на бумаге.
Только в прошлом и этом году были написаны и опубликованы аналитические статьи по этим вопросам – «Вода и конфликты в Центральной Азии – напряжение нарастает…», «Еще раз к проблемам водных ресурсов и климата в Центральной Азии», «О реформе МФСА и возможностях для Кыргызстана», «Вода и климат – перспективы внешней политики для Кыргызстана», «Опять о трансграничных проблемах в контексте изменения климата и водной политики», «Вновь о водных вопросах – о прошедшей встрече 3-х президентов» и др.
В них подчеркивалось, что Международный фонд спасения Арала (МФСА) это и есть тот стол-платформа переговоров, где мы можем обсуждать и решать все эти вопросы, но из-за неконструктивной и недальновидной позиции нашего МИДа, «заморозившего» участие Кыргызстана в МФСА еще в 2016 году мы так и не можем сесть за этот стол переговоров в качестве полноправного участника, не можем продвигать и защищать наши интересы. И до сих пор это решение не пересмотрено, а острота проблем с каждым годом все нарастала и нарастает, о чем свидетельствует заявление секретаря Совета Безопасности Кыргызстана М.Иманкулова.
И вот здесь возникает сакраментальный вопрос – кто виноват и что делать? ... И если на вторую часть вопроса автор уже много лет предлагает варианты решений, отражающих национальные интересы страны и основанных на многолетнем профессиональном опыте в сфере регионального сотрудничества, то по первой части надо еще разбираться. Однако, очевидно, что этот вопрос требует своего безотлагательного и компетентного решения.
Как уже писалось ранее, в 2024 году председательство в МФСА перешло к президенту Казахстана К.Токаеву, и в настоящее время казахские коллеги уже начали работу по всему спектру задач, которые поставили главы государств перед этой региональной организацией, но наш МИД по-прежнему ничего не делает. Только ограничивается общими заявлениями о «приверженности региональному сотрудничеству и необходимости решать проблемы на совместной основе» на различных международных встречах и форумах, в том числе на высшем уровне, подсовывая руководству страны дежурные заявления общего характера, переписанные со старых.
Теперь остается надеяться, что слова секретаря Совета Безопасности Кыргызской Республики М.Иманкулова не останутся просто словами, и этот орган всерьез рассмотрит вопросы использования водных ресурсов в контексте национальной и региональной безопасности на компетентной и профессиональной основе в соответствии со стратегическими национальными интересами Кыргызстана, основы которых, повторимся и подчеркнем, уже изложены в многочисленных авторских статьях и письмах руководству страны.
15.02.2024