Добавить свою статью
27 Февраля 2024
Национальная идеология духовного строительства – какой должны быть ее фундамент, методология и стратегические направления?

«Управлять с помощью силы «Дэ» означает

уподобиться Полярной звезде, которая остается на месте,

тогда как все остальные звезды движутся вокруг нее»

Конфуций

«Идея, овладевающая массами, становится материальной силой»

К.Маркс

Как известно, в декабре прошлого года вышло распоряжение президента страны о создании рабочей группы по разработке проекта долгосрочной идеологической стратегии духовного развития и формирования гражданина Кыргызской Республики. Рабочей группе поручено до 1 сентября 2024 года разработать проект национальной стратегии духовного развития и формирования гражданина Кыргызской Республики и вынести ее на общественное обсуждение.

Безусловно, это очень важная инициатива президента страны, которая должна заложить основы стратегии развития нашего государства в духовно-идеологической сфере и, соответственно, обеспечить благополучие и процветание нашего общества и государства в обозримой перспективе. Надо полагать, что в настоящее время созданная рабочая группа напряженно работает над выполнением распоряжения лидера государства.

Этим вопросам автор также постоянно уделял внимание в своей публицистической деятельности и написал ряд статей за последние более чем 10 лет – «Почему в Кыргызстане возможна единая идеология?», «Духовное единение – фундамент гражданского мира, согласия и процветания», «Эпос «Манас» - источник и проводник национальной и общечеловеческой духовной культуры и мира» и др. Поэтому вопрос эффективного выполнения распоряжения президента страны у него вызывает повышенное внимание и интерес.

Однако, существуют некоторые признаки и обстоятельства, которые вызывают вопросы, и даже не вопросы, а озабоченность, по эффективности выполнения данного распоряжения и указывают, что очередная жизненно важная инициатива, исходящая от лидера государства, будет опять выполнена формально и спущена на тормозах бюрократической машины.

Какие же это признаки и обстоятельства?

Прежде всего, это качественный состав рабочей группы, куда наряду с высокими должностными лицами нынешних государственных органов вошли бывшие высокопоставленные должностные лица первого президента страны в качестве академиков Национальной академии наук. И в Сети уже прошла информация о том, что в январе уже состоялась первая встреча рабочей группы в стенах этого учреждения.

Правда, информация очень краткая не раскрывающая содержания этой встречи, но надо полагать, что именно академики будут составлять экспертный костяк этой группы, которая и будет определять основные направления проекта указанной стратегии.

Однако, не следует забывать, что именно они во времена правления первого президента отказавшись от идей и принципов коммунистической идеологии, но занимая высокие должности в его администрации закладывали фундамент постсоветского Кыргызстана по идеям принципам западной идеологии либерализма.

Другими словами, «переобувшись» или «перекрасившись» в 90-е годы под либералов они вносили свой вклад в строительство системы государственного устройства, которая и предопределила многие трагические события нашей новейшей истории и показала свою неэффективность.

И сегодня мы видим кризис западной либеральной идеи, о чем опять-таки писалось в ряде авторских статей прошлого и нынешнего годов, где в подтверждение приводились мысли ведущих западных политиков, общественных и государственных деятелей. Недавно и глава европейской дипломатии Ж.Боррель подтвердил это - «Эпоха доминирования Запада действительно окончательно завершилась. Хотя теоретически это было понятно, мы не всегда делали все практические выводы из этой новой реальности".

Ведь фактически, именно они – либералы кыргызского розлива - подвели «под монастырь» первого президента или к «цветной революции» 2005 года, в результате которой он и его ближайшее окружение вынуждены были бежать из страны и никак не могут вернуться в нее. Именно выстроенная ими система продолжала трясти страну через «цветные революции» 2010 и 2021 годов.

Теперь, опять «переобувшись» или «перекрасившись» они активизировались в информационном поле и начинают опять генерировать свои «советы и предложения» новому руководству и обществу страны в целом, формируя соответствующий дискурс. Внимательный анализ их текстов приводит к выводу, что предпринимается попытка реабилитировать курс развития государства 90-х годов, уже дискредитировавший себя.

Спрашивается – за что воевали?.. И какие извлекли уроки из трагических событий нашей новейшей истории? Или мы опять хотим наступить на те же самые грабли?.. И как их «советы и предложения» соотносятся с общими трендами и процессами, которые мы можем наблюдать сегодня в мире.

Ниже будут более подробно рассмотрены эти «советы и предложения» одного из таких бывших высокопоставленных сотрудников экс-президента.

Напомним, что и другие бывшие главы государства со своими советниками-вазирями тоже вынуждены были бежать из страны. А о том, какую роль играют советники в определении стратегических курсов развития страны автором уже писалось в предыдущей статье «Великий Кыргызский каганат и Чистое государство – возвращение к демократии предков».

Вопрос об уровне компетентности экспертов и специалистов в разработке многих стратегий, концепций и программ развития страны также поднимался в ряде статей по данной теме. В частности, «Недостаточный уровень компетентности экспертов и порождает неэффективность государственной политики», «Эффективность государственной политики должна подкрепляться компетентностью специалистов и экспертов» и др.

Теперь перейдем к рассмотрению «советов и предложений» бывшего высокопоставленного должностного лица экс-президента доктора философских наук Ж.Сааданбекова, которые были опубликованы в виде открытого письма в начале февраля с.г. руководителю рабочей группы по разработке проекта долгосрочной идеологической стратегии духовного развития и формирования гражданина Кыргызской Республики госсекретарю С.Касмамбетову.

Анализ его послания содержит ряд общих и достаточно интересных положений, которые, с одной стороны заслуживают внимательного и подробного рассмотрения, но с другой стороны, носят фрагментированный мало увязанный между собой характер и, зачастую, противоречат друг другу.

Прежде всего, исходное определение идеологии, на котором строятся все дальнейшие логические конструкции вызывает много вопросов и противоречий. Приведем некоторые из них и попытаемся показать их в последующем анализе. Оно гласит:

«Идеология как особая форма общественного сознания выражает интересы и ценности больших социальных групп людей – классов, партий, обществ, и наконец, государства. Духовная жизнь отдельной личности никак не может отражать идеологическую стратегию целого государства, как это сформулирована в названии обсуждаемого Документа. Поэтому нам следует разработать идеологию кыргызского национального государства, которая содержит в себе многонациональное общество, но единый народ, единую гражданскую нацию…

… Идеологии государств не существуют в виде законченной книги как Библия или Коран. Идеология как инструмент государственной власти воплощается в её программных документах, речах её лидеров, решениях съездов и других форумов правящего класса…

Данная стратегия базируется на следующих основах:

1. Право-политической основой идеологии кыргызского государства служит Конституция Кыргызской Республики

2. Экономической основой идеологии кыргызского государства является социально ориентированная, многоукладная рыночная экономика.

3. Мировоззренческой основой идеологии кыргызского национального государства является кыргызская национальная культура, и язык, ислам, традиции обычаи предков, мировая литература и искусство, философия и история...

Сегодня идет всемирный процесс конвергенции капитализма и социализма, что означает синтез их лучших сторон, отбросив худшие. То есть зарождается новая общественно-политическая формация, которой должна соответствовать своя объединяющая идеология.»

Этот набор слов и фраз, если вдуматься в них, показывает какую гремучую смесь идей советского прошлого с либеральными идеями 90-х годов содержит мировоззрение данного автора. И на основе этих взаимоисключающих идей доктора философских наук предлагается построить проект долгосрочной идеологической стратегии духовного развития и формирования гражданина Кыргызской Республики?!...

Это все равно что рядом посадить ель и пальму и заставить их расти вместе…

В этой связи возникает ряд вопросов – кто готовил распоряжение президента страны и формировал состав членов рабочей группы?.. Такой же «переобувшийся» или «перекрасившийся» чиновник-советник нынешней администрации президента, подсунувший подпись это распоряжение? На какой методологической базе и мировоззренческой основе будет строиться данный проект стратегии? И какой продукт выдаст в результате работы эта рабочая группа к сентябрю 2024 года, который должен стать предметом широкого общественного обсуждения?

Если на основе «советов и предложений» рассматриваемого автора, то нетрудно представить какой общественный резонанс она может вызвать, и какую судьбу ожидает разрабатываемый в настоящее время проект стратегии. Как говорится, «бумага все стерпит».

Вместе с тем, следует отметить, что некоторые предложения Ж.Сааданбекова в принципе совпадают с теми, которые приводятся в ряде авторских статей, упоминаемых выше, но они построены на совершенно другой методологической основе, а именно, на базе теории Чистого государства, общества и религии, которая в свою очередь построена на космофилософии – современной версии тенгрианства, возрождающую идеи и принципы государственного устройства наших предков, но с учетом современных реалий.

Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что долгосрочная идеологическая стратегия духовного развития – это чрезвычайно важный документ, закладывающий основы принципиально новой парадигмы мира и мировоззрения, от которой зависят все стороны нашей жизни в экономической, социальной, образовательной, внешнеполитической и др. сферах в обозримой и более отдаленной перспективе.

Поэтому качественное выполнение данного распоряжения главы государства требует самого пристального контроля и внимания, чтобы нам в очередной раз не подложили «кота в мешке», как это было неоднократно в нашей истории, и за что неоднократно приходилось платить дорогую цену.

Исмаил Даиров

27.02.2024

Фото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-10-2024
К итогам саммита БРИКС – контуры будущего миропорядка проясняются…
1360

24-10-2024
Три источника и три составных части космофилософии
1933

14-10-2024
Искусственный интеллект и космофилософия – возможности и перспективы
1775

11-10-2024
ChatGPT и вопросы развития – внешнего и внутреннего
1916

08-10-2024
«Глубинная экология» и космофилософия – новая парадигма мировосприятия и мировоззрения
4096

01-10-2024
О важности предстоящего саммита БРИКС для Кыргызстана
1324

28-09-2024
К итогам Саммита будущего и Недели высокого уровня в Нью-Йорке
3176

26-09-2024
О встрече министров «большой двадцатки» в Нью-Йорке в контексте текущих геополитических трендов и процессов
2331

24-09-2024
«Пакт во имя будущего» – что он несет человечеству и Кыргызстану
1660

23-09-2024
Коррупция – зло, побеждаемое новыми социально-государственными механизмами
1676

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×