В библиотеке им. Ч.Айтматова 7-марта с.г. состоялся круглый стол на тему: "Динамика и диалектика кыргызского духа" с участием Б. Ж. Бедюрова – тюрколога, алтаиста и востоковеда, председателя Союза писателей Республики Алтай, лидера конгресса тюркоязычных народов России.
А также Д.И. Сарыгулова - общественного деятеля, исследователя истории кыргызов, экс-госсекретаря КР, К. Мусаева – санжырачы, исследователя родоплеменной структуры кыргызов, Ч. Омуралиева - писателя, философа, автора уникальных трудов по мировоззрению и письму кыргызов и К.А.Чороева - исследователя ДНК кыргызов и родственных народов.
Безусловно, это была чрезвычайно интересная и содержательная встреча ведущих экспертов по историческому прошлому древних кыргызов, которая позволила дополнить и развить представления автора этих строк о нашей истории, изложенных в ряде статей по данной теме. Особенно, в контексте отношения наших предков к Природе, которые интересуют и волнуют его уже более трех десятилетий профессиональной карьеры в сфере экологии.
В частности, взгляды автора по этой теме были изложены в статьях начала 10-х годов «Ала-Тоо – Божественные горы», «К истокам духовной культуры – небесные горы Кыргызстана», «Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов», «О «Раннем христианстве и тюркском мире Центральной Азии» и др., а также статьях этого года «Великий Кыргызский Каганат и Чистое государство – возвращение к истокам демократии предков», «Интервью В.Путина – анализ исторической части».
Прежде всего автора интересовали взгляды нашего гостя из Алтая Б.Ж.Бедюрова, поскольку с работами отечественных авторов, упоминаемых выше, он уже был более-менее знаком. Собственно, на их изучении и складывались его взгляды по историческому прошлому кыргызов. Также он изучал труды и других ведущих российских тюркологов, которые и использовались при написании вышеупомянутых авторских статей.
Так, по мнению алтайского гостя, именно древние кыргызы стояли у истоков создания первого Тюркского Каганата, который после его развала привел к созданию Кыргызского каганата во второй половине первого тысячелетия, и фактически повторил то, о чем ранее писалось в авторских статьях – история наших предков затиралась западными историками, где они представлялись дикими кочевниками и варварами и разделялась на разные тюркские народы – хакасы, шорцы, алтайцы и др. по древнему принципу «разделяй и властвуй».
Однако история, оставила нам множество артефактов, которые до настоящего времени не получили должного осмысления и признания не только в научном мире, но и в политической жизни современных государств. Это приводит к многочисленным проблемам не только на уровне отдельных государств, но и на межгосударственном уровне. История всегда напоминает о себе, о чем сегодня ведут споры эксперты русскоязычного сегмента Интернета и о чем говорил российский президент в своем недавнем интервью американскому журналисту.
Так, в упоминаемой статье по истории христианского мира в Центральной Азии уже писалось: «В статье «Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов» автор уже акцентировал внимание на этом символе древних тюрков-тенгрианцев. В дополнение к сказанному в той статье, следует подчеркнуть, что на шлеме иссыкского «Золотого человека», который был найден недалеко от Алматы в конце 60-х годов и датируется 5-6 веком до нашей эры, т.е. за пятьсот лет до рождения Христа и почти тысячу лет до появления Нестория, был равносторонний крест.
Этот крест был снят со шлема «Золотого человека» советскими археологами, проводившими раскопки в то время, и спрятан в запасниках московских музеев, а сам факт утаен от широкой общественности по идеологическим соображениям. Однако он до сих пор не получил должной оценки и интерпретации среди современных ученых, как западных, так и восточных, поскольку нарушал все сложившиеся исторические взгляды и концепции на историю зарождения и распространения христианства.
Не получил он должной оценки и в рассматриваемой статье наших академиков-историков, поскольку он также рушит всю их конструкцию-гипотезу о появлении и распространении так называемого «раннего» христианства несторианского толка в Центральной Азии.
Между прочим, как пишет весьма оригинальный и глубокий неакадемический исследователь тюркской истории М.Аджи в своей книге «Без вечного синего неба» при своей встрече с президентом Казахстана уже в годы независимости он обратил внимание на этот факт. Крест тут же нашли и вернули на свое место.
Другой «Золотой человек», найденный на Алтае, и вошедший в историческую науку под названием «алтайский золотой человек», как пишется в Википедии, идентичен иссыкскому.
Как быть с другими равносторонними тенгрианскими крестами и другими артефактами тюркской культуры, обнаруженными при раскопках Аркаима, датируемыми IV-V тысячелетиями до нашей эры, а также другими находками на Алтае, датируемых в дохристианскую эпоху, т.е. возраст которых более 2000 лет?..
Размышления над этим артефактами – посланиями наших далеких предков через толщу не веков, а тысячелетий, приводят к весьма интересным выводам. Некоторые из них уже изложены в предыдущих статьях по данной теме, их перечень приводится ниже.
Ведь, если вдуматься, допустим, в создание такого артефакта как наряд «Золотого человека», то какой уровень знаний и технологий нужен был в то время для того, чтобы добыть и переработать такой объем золота, а затем ювелирно оформить его. И какой уровень культуры должен был быть, чтобы потом, надо полагать, принародно, воздавая почести и дань памяти, захоронить это золото вместе с знатным человеком в кургане.
Цивилизациям Запада да и, пожалуй, Востока в то время такие достижения были просто не доступны, но они яркое свидетельство технологической мощи и культурного могущества наших далеких предков-тюрков.
Мощи и могущества, длившиеся все первое тысячелетие нашей эры до середины второго, вплоть до распада империи Чингисхана – последнего из императоров, кто верил в Тенгри и ведший свои войны за чистоту веры. Факт, кстати, тоже затиравшийся и затираемый многими западными и советскими историографами, бывшими и современными.»
Размышления над выступлением Б.Ж.Бедюрова вызвал вопрос – откуда, собственно, появился и кто первым ввел в оборот исторической науки термин «тюрки»?
Весьма интересным было выступление Д.И.Сарыгулова, сказавшего, что на Алтае насчитывается свыше 1,5 тысяч курганов и сегодня она является Меккой для археологов, а алтайская цивилизация предшествовала и дала начало шумерской цивилизации, которая по широко распространенному мнению среди западных историков является прародиной человеческой цивилизации в целом.
Он же опять повторил тезис, который рефреном проходит через все авторские статьи по данной теме, наши предки боготворили Природу, видели в ней источник своей жизни и взаимосвязь с Божественным и поддерживали духовно-нравственные ценности, принципы и традиции, сохранявшиеся веками и тысячелетиями в социуме. Древние кочевнические цивилизации, по сути, были экологическими цивилизациями на духовно-религиозных принципах, над воссозданием которой в настоящее время начал работать современный Китай.
Утрата этой взаимосвязи, как и понимание древней космогонической картины мира с ее духовно-религиозными принципами и ценностями и привела к многочисленным социальным проблемам, войнам между племенами и народами, распаду государственных образований и могущественных империй и, в конечном счете, к современному глобальному экологическому кризису.
Не менее интересным и содержательным было выступление Ч.Омуралиева, на богатом фактологическом и лингвистическом материале показавшего связь древней алтайской цивилизации не только с шумерской цивилизацией, но и с цивилизацией древнего Китая.
Выступление К.Мусаева было интересно тем, что он презентовал свои книги по историческому прошлому кыргызов на основе санжыра, и фактически презентовал свою концепцию древних империй прошлого кочевников. Ведь известно, что браки по династийному признаку заключались между правящими элитами прошлого и держались очень долго.
Его презентация еще раз подтвердила мысли автора о том, что в истории России еще много непонятного и малоисследованного. Об этом свидетельствуют и дискуссии об историческом прошлом России, которые в царское время велись между западниками и славянофилами, а в настоящее время между различными ведущими историками на фоне развернувшегося геополитического противостояния между коллективным Западом и Россией, имеющем в своей основе цивилизационно-культурную и духовно-религиозную природу.
В частности, о месте и исторической роли династии Рюриковичей и Романовых в истории России и их взаимодействии с другими государственными образованиями на территории Евразии.
Ведь современная Россия является не только правопреемницей СССР, фактически она является наследницей многих могущественных империй прошлого, которые формировались и существовали на территории Евразии в течении 1-го и 2-го тысячелетий и даже раньше, но которая так тщательно вычищалась и полировалась многими западными историками, а также российскими историками царского и советского периодов истории.
Весьма интересным было выступление К.А.Чороева говорившего о результатах своих ДНК-исследований по генетическому прошлому кыргызов и родственных народов. Так, по его мнению, от одного предка в 8-м веке произошло деление на собственно кыргызскую и алтайскую ветвь, а от предка, жившего во времена Чингисхана, происходит 60 процентов современных кыргызов. Родственные связи он обнаружил и с современными беларусами, поляками и литовцами.
А говоря о ДНК-генеалогии алтайских правителей на основании генетического материала, сохраненных в курганах, он отметил их близкую родственную связь, ведь власть в древние времена передавалась по наследственному принципу. Как уже отмечалось выше династийные браки в древности заключались между правящими элитами, и на вопрос автора обнаруживалась ли связь между египетскими фараонами и древними китайскими императорами он также ответил утвердительно.
Таковы, вкратце, основные мысли участников Круглого стола, которые, повторимся, дополнили и развили мысли автора, изложенные в многочисленных авторских статьях как по историческому прошлому древних кыргызов, так и современных существующих проблем, которые необходимо решать, обращаясь к богатому наследству идей, которые они нам оставили.
И как в свое время они дали импульс развитию человечества, так и сегодня они могут помочь выйти из того цивилизационного тупика, в котором оно оказалось. В этом отношении наши академические историки до сих пор находятся в плену западных представлений об истории наших предков и продолжают в своих исторических очерках и «уроках» воспроизводить нарративы и апологетику западной парадигмы истории вместо того, чтобы сосредоточиться на осмыслении нашей собственной истории на основе многочисленных артефактов, которыми так богата современная археология, лингвистика и этнография.
В заключение хотелось бы поблагодарить организаторов данного Круглого стола, участники которого дали весьма богатую пищу для размышлений и выразить надежду, что идеи и предложения, которые были высказаны во время его дискуссий найдут свое отражение в наших учебниках истории, а также в проекте национальной идеологии, разрабатывающейся в настоящее время по поручению президента страны. О чем писалось в недавних авторских статьях «Идеологии и экология – глобальный и национальный контексты» и «Национальная идеология духовного строительства – какой должны быть ее фундамент, методология и стратегические направления?».
08.03.2024