По инициативе Кабинета Министров Кыргызской Республике была разработана новая редакция Трудового кодекса Кыргызской Республики, которая в начале мая этого года была представлена на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
В справке-обосновании основными целями разработки отмечается следующее: повышение инвестиционной привлекательности, систематизация для более структурного и логического изложения, устранения противоречий и дублирований, а также для актуализации регулирования труда с учетом условий современного мира. В настоящей статье я хочу остановиться на положительных изменениях, улучшениях, предлагаемых в рамках новой редакции трудового кодекса.
Понятийный аппарат
И так начнем с того, что в новой редакции кодекса появился понятийный аппарат. Это невероятно удобно. Юристам разработчики угодили, или возможно в состав разработчиков входили эксперты-юристы, что тоже радует. В первой статье кодекса представлена основная терминология с их определениями. Если раньше определение тех или иных терминов надо было искать по всему кодексу, то в предлагаемой редакции эта задача значительно упрощается.
Комбинированная дистанционная работа
Среди многочисленных терминов разработчики предлагают дать определение такому современному понятию как «комбинированная дистанционная работа», в обиходе всеми нынче известному как гибридный режим работы (от английского слова hybrid). Полагаю, что английский вариант этого термина был неблагозвучным, что повлияло на выбор разработчиков.
Благодаря пандемии в текущем Трудовом кодексе появилась целая глава, посвященная особенностям регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу. В 2022 году работники на законодательном уровне обрели возможность осуществлять трудовую деятельность в режиме дистанционной работы. Это конечно не означает, что ранее такой возможности не было. Их можно было отнести в определенных случаях, к примеру, к надомникам. Или как минимум по аналогии применять положения, относящиеся к надомникам. Но с принятием поправок работодателю стало легче подобный режим работы регулировать. Тем более что именно с появлением дистанционной работы законодатель прямо допустил заключение трудового договора в форме электронного трудового договора.
Так вот, возвращаясь к комбинированной дистанционной работе, такое понятие в действующем Трудовом кодексе в настоящее время отсутствует. Опять-таки, это не мешает работникам по согласованию с работодателем работать в гибридном режиме. Однако, сам факт того, что инициаторы ввели понятие комбинированной дистанционной работы, не может не радовать. Законодательство идет в ногу с потребностями бизнеса, меняется, модернизируется исходя из реалий современного быстро меняющегося мира. Если еще в доковидный период такое сложно было бы представить с учетом советского наследия, где процесс труда всегда тщательно контролировался работодателем, то уроки, извлеченные из выживания во время пандемии и в постковидный период показали, что эффективность работника не только не падает, но наоборот возрастает, если ему дана определенная гибкость. Конечно, это не применимо в сфере производства, где если расфасовщик не выйдет на работу весь процесс производства может остановиться. Однако в сфере интеллектуального труда, в креативной индустрии удаленная работа практиковалось и успешно практикуется. Именно такой подход позволяет работнику достигать лучшего баланса между работой и семьей. Согласно последним исследованиям в этой сфере, работник чувствует себя более счастливым, его эффективность в дистанционном или гибридном режиме работы существенно увеличивается. Тот редкий случай, когда и работник, и работодатель довольны, win-win для обеих сторон.
Электронная трудовая книжка
Еще одно новшество, которое меня особенно порадовало, касается трудовой книжки. Для тех, кто не сталкивался с этим, поясню, что это основной документ установленного образца о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. И на сегодняшний день этот документ остается в прямом смысле «книжкой», книжным вариантом такого важного документа как история трудовой деятельности человека. Потерял трудовую книжку, и с ним потерялась вся твоя история, или весь накопленный трудовой стаж.
Трудовая книжка – это боль любого кадровика или «эйчарщика» (производное от акронима hr/ human resources, что с английского переводится как человеческий капитал), говоря современным языком. Человеческий фактор невозможно исключить. Исправления, восстановления записей — вот с чем ассоциируется трудовая книжка в отделе кадров. Однако, позвольте мне порадовать вас новшеством, которое предлагается в новой редакции Трудового кодекса. И так, отныне трудовые книжки могут быть в письменном и/или электронном форматах, при условии, что народные избранники в трех чтениях одобрят предлагаемую редакцию Трудового кодекса и президент страны подпишет соответствующий закон. Дальше останется дело формальностей - а-ля вступление в силу нового кодекса. Но главное ведь, чтобы была законодательная воля. Так вот книжный вариант трудовой книжки может уйти в историю с введением электронной трудовой книжки. Согласитесь, что это намного удобнее. Да, могут возникнуть вопросы относительно подлинности и достоверности содержащейся информации, защиты персональных данных и даже проблема обработки чувствительной информации может иметь место. Однако эти вопросы с развитием практики тоже будут решаться по мере их возникновения. Само новшество очень положительное и упрощает систему ведения кадрового делопроизводства. Да цифровизации!
История трудовой книжки
Для информации немного расскажу о том, как появилась трудовая книжка. Впервые трудовые книжки были введены в 1918 году с установлением Советской власти. С 1919 года каждый советский гражданин, достигший 16 лет, обязан был получить трудовую книжку. Вам это тоже напоминает паспорт, правда же? В 1926 году» для учета советских служащих начали вести трудовой список, что давало возможность получить справку о стаже. В 1939 году при Сталине вводятся трудовые книжки единого образца. Вкладыш в трудовую книжку был утвержден в 1940 году. В 1958 году появилась первая инструкция о порядке ведения трудовых книжек, которая и по сей день имеется в современном Кыргызстане. И так, все это может уйти в прошлое… К слову, в России электронные трудовые книжки были введены тоже относительно недавно, а точнее в 2020 году. В соседнем Казахстане возможность ведения трудовых книжек в электронном формате стала доступна с 2021 года. Ну а в Кыргызстане мы будем следить пока за тем, как проект новой редакции Трудового кодекса рассматривается в Жогорку Кенеше. В начале июня проект закона прошел обсуждение на уровне профильного комитета парламента.
И в завершении хотелось бы отметить, что в этой статье мне не удалось объять необъятное. Кодекс — это очень объемный нормативный правовой акт. Но статья получилась в целом с фокусом на положительные изменения, новшества, которые можно в ближайшем будущем ожидать в сфере трудового законодательства. Однако есть и не очень оптимистичные моменты, на которых я остановлюсь в своей следующей статье.
Асель Момошова, эксперт по трудовому законодательству