«НЕТ НИЧЕГО МОГУЩЕСТВЕННЕЕ ИДЕИ,
РОДИВШЕЙСЯ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ И В НУЖНОМ МЕСТЕ»
ГЕГЕЛЬ
Думается, что имя Ч.Айтматова известно многим мало-мальски образованным жителям Кыргызстана, и не только нашей страны, оставившему богатое творческое и духовно-философское наследие через яркие литературные образы не только на страницах своих произведений, но и в театральных постановках и кинематографических картинах многих стран мира.
Однако, чем дальше уходит от нас эпоха Ч.Айтматова, тем меньше мы его вспоминаем, как и ту эпоху, в которой он жил и творил. Все меньше вспоминаем литературный гений и философско-гуманистический диапазон айтматовской мысли, имеющей поистине вселенский масштаб. И здесь опять вспоминаются его идеи о манкуртах и иксродах…
Все меньше вспоминаем и его не менее, а может быть и более, значимые культурные и общественно-политические инициативы, среди которых, несомненно, центральное место занимает его грандиозная и далеко не реализовавшая свой громадный потенциал идея-инициатива учреждения и регулярного проведения «Иссык-Кульского форума».
В цикле статей, посвященных творчеству Ч.Айтматова, автором уже отмечалось, что в его произведениях уже содержатся Идеи, которые могут объединить народ Кыргызстана, особенно в нынешних условиях духовно-культурного и морально-нравственного тупика, в котором оказалось современное человечество, в том числе и наша страна.
В частности, об этом писалось в статье от 2011 года «Сказка о рогатой Матери-Оленихе. Заново открывая Ч.Айтматова», где подчеркивалось, что «центральной Идеей-рефреном, которая буквально пронизывает все его творчество, является, на взгляд автора, идея-проблема взаимоотношений Человека-Общества с Природой, тесно связанная с проблемами духовного поиска или богоискательства».
Или в другой статье от того же года «Плаха» - пророческий образ или программа действий?», писалось – «Таким образом, резюмируя изложенное, хотелось бы подчеркнуть следующее.
а) Ч.Айтматов устами Авдия Каллистратова утверждает, что «традиционные религии на сегодняшний день безнадежно устарели» и «людям самим захочется узнать о своих отношениях с Богом в постиндустриальную эпоху, когда могущество человека достигло наикритической фазы…»
б) Прекрасно отдавая себе отчет в тщетности его усилий и какие громадные крепости перед ним стоят в виде тысячелетних религиозных догматов и институтов, с одной стороны, и научного атеизма, с другой, он тем не менее заявляет: «но без шуток, если бы в наше время существовала инквизиция и если бы завтра мне грозило сожжение на костре за мою ересь, я не отказался бы ни от одного своего слова». И «пусть мои мысли несовместимы с каноническим богословием. Я ничего не могу поделать с собой. Я был бы счастлив, если б кто-нибудь мог переубедить меня».
в) И вот квинтэссенция его нового Бога-современника или предлагаемый третий путь: «Моя церковь – это я сам. Я не признаю храмов и тем более не признаю священнослужителей, особенно в сегодняшнем их качестве».
Следует отметить, что эти мысли нашего великого классика глубоко запали в душу автора этих строк еще в студенческие годы, когда в 1986 году, он впервые прочитал произведение нашего писателя, но тогда он мало что понял, поскольку получил классическое советское образование в духе научного атеизма. Тем не менее, эти мысли были предметом его постоянных размышлений, особенно в свете его профессиональной экологической карьеры, к которым он постоянно возвращался в процессе изучения других выдающихся мыслителей.
В 2020 году автор познакомился с М.Мусабаевым, основателем оригинальной системы взглядов – космофилософии на основе глубокого знания и понимания текстов Святого Писания – Пятикнижия Моисея, Библии и Корана. На основе космофилософии М.Мусабаев и построил свою теорию Чистого государства, общества и религии, о которой также писалось в соответствующих статьях последних лет.
Именно благодаря М.Мусабаеву многие вопросы, которые ставил на страницах своих произведений Ч.Айтматов стали проясняться. Между взглядами нашего великого писателя и взглядами М.Мусабаева, очень много общего и, можно сказать, они построены на одном духовно-религиозном фундаменте.
Однако в космофилософии М.Мусабаева взгляды Ч.Айтматова получили гораздо более глубокое, логическое и системное развитие и завершение применительно к проблемам современных социально-экономических отношений сквозь призму духовно-религиозных, над которыми бился Авдий Каллистратов из «Плахи», и Арсен Саманчин в последнем романе нашего писателя «Когда падают горы».
Следует отметить, что Ч.Айтматов сам указывал на дискуссионный характер своих духовно-религиозных поисков, и размышления над его мыслями, приведенными выше в п.а), в свете мыслей М.Мусабаева, изложенными в его многочисленных работах, приводят к выводу, что не «традиционные религии на сегодняшний день безнадежно устарели», а устарело наше восприятие основанное на их неправильном понимании. И здесь же следует согласиться с нашим гением литературы в том, что «людям самим захочется узнать о своих отношениях с Богом в постиндустриальную эпоху» к чему и призывает уже много лет М.Мусабаев.
Теперь мир все больше вступает в постиндустриальную эпоху или информационное общество и что мы видим сегодня?..
С одной стороны, все увеличивающееся могущество человечества в сфере цифровизации и искусственного интеллекта с соответствующим развитием технологий во многих сферах нашей жизни. С другой стороны, военные конфликты, все возрастающее социальное напряжение во многих странах мира при, казалось бы, материально обеспеченном благополучии, информационные войны, морально-нравственная деградация общества, ярко продемонстрированная на недавнем открытие Олимпиады в Париже, и многое другое.
В этих условиях гуманистические и духовно-религиозные идеи Ч.Айтматова и М.Мусабаева приобретают все большую актуальность и востребованность. Воззрения и предложения этих великих отечественных мыслителей уже заложили основу для решения многих проблем как в нашей стране, так и в других странах мира, вопрос лишь в их практическом и системном воплощении.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что, взгляды наших выдающихся отечественных мыслителей уже заложили основу для новой культуры и идеологии. Именно опираясь на них и вдохновляясь ими, автор этих строк написал достаточно много статей в последние годы, где предлагает проект развития Кыргызстана в 21-м веке «Небесные горы и новый мир». Все основные статьи по этому вопросу собраны в авторском сборнике, опубликованном в июне с.г.
Однако, к глубокому сожалению, этот проект пока еще не получил должного внимания, общественного обсуждения и практической реализации со стороны соответствующих государственных институтов и интеллектуального истеблишмента нашей страны, да и не только нашей страны. По глубокому убеждению, идеи Ч.Айтматова и М.Мусабаева актуальны не только для нашей страны, но и для других стран мира. Именно в них видится выход из того глубокого кризиса, в котором оказался как Кыргызстан, так и все человечество в целом…
05.08.2024