«Идея, овладевающая массами, становится материальной силой»
К.Маркс
«Нет ничего могущественнее идеи,
родившейся в нужное время в нужном месте»
Гегель
Все, кто изучал марксизм должны знать известную работу В.И.Ленина «Три источника и три составных части марксизма», где кратко и емко излагаются теоретические основы марксизма. К.Маркс, безусловно, был выдающимся мыслителем, оказавшим огромное влияние на развитие человеческой цивилизации в 19-м и, особенно, в 20-м веках. Изучивший и понявший эти основы В.И.Ленин сумел претворить, что называется, теорию в практику.
Однако они были мыслителями в рамках материалистической или западной парадигмы известного к тому времени знания общественных и философских наук и этим объясняется ограниченность их взглядов на историю человеческой цивилизации. Как представляется, в конечном счете именно эта ограниченность и привела в конце 20-го века к развалу СССР и всего социалистического лагеря, построенного его последователями на принципах марксизма-ленинизма.
Наряду с материалистической парадигмой всю историю человеческой цивилизации существовала идеалистическая парадигма, которая с совершенно других подходов и принципов объясняла природу человека и общества, причины зарождения и устройства жизни в целом. Эта парадигма основывалась на совершенно других принципах мировосприятия и мировоззрения и содержала совершенно другую картину мира.
Эта парадигма доминировала у наших предков, которую мы забыли, по воле истории или судьбы оказавшись в ареоле западной цивилизации, - вначале советского, затем постсоветского периодов истории - но до настоящего времени она хорошо сохранилась в восточных учениях китайской и индийской философии, а также в фундаментальных текстах авраамической религии – Торе, Библии и Коране, восприятие которых исказилось под влиянием материалистического образа жизни и доминанты «левополушарного» мировосприятия и мышления на протяжении последних тысячелетий.
Эти две парадигмы существовали как бы в параллельных реальностях, представители которых где-то соприкасались, где-то отрицали друг друга, а где-то и воевали друг с другом, при этом они претендовали на то, чтобы обладать истиной в последней инстанции.
Космофилософия, автором которой является современный отечественный мыслитель М.Мусабаев, является учением, удачно синтезирующем эти две парадигмы, с одной стороны, опираясь как на восточные учения, так и на тексты Святого Писания авраамической религии – Торы, Библии и Корана. С другой стороны, учитывая фундаментальные наработки К.Маркса и В.И.Ленина в области экономической и социальной жизни. На основе проведенного анализа и синтеза он разработал и предлагает теорию Чистого государства, общества и религии уже более 20 лет.
В ряде статей автором уже предпринимались попытки дать общее описание некоторых системных блоков его теории, которые он приводит в своих работах. Но, к сожалению, они пока не привлекают должного внимания и практического применения, поэтому в рамках настоящей статьи хотелось бы развить ранее приведенные фундаментальные положения-принципы взглядов М.Мусабаева, которые на взгляд автора имеют не только и не столько национальное, но и общечеловеческое измерение и масштаб.
Прежде всего, отличительным свойством и/или особенностью космофилософии является достаточно четкое разделение или дифференциация функций «левого» и «правого» полушарий человеческого мозга, на которой строятся различные картины мира с соответствующей системой взглядов, ценностей, установок и др.
Согласно этому разделению для каждого полушария характерна своя логика – для «левого» линейная, интеллектуальная или аристотелева логика, если брать за основу системы взглядов классиков древнегреческой философии, для «правого» парадоксальная, образная логика или логика Гераклита Темного. В космофилософии М.Мусабаев вводит понятия «логика времени» и «логика вечности», которыми оперируют левое и правое полушария соответственно.
Более подробно об этом см. авторскую статью «Интеллект и интуиция – как они соотносятся между собой?» от января с.г., также как и другие статьи, посвященные рассмотрению основ космофилософии.
Из этой дифференциации, в свою очередь, выводятся различные типы человеческих отношений как на межличностном, так и на социальном уровнях в целом, а также выводятся модели экономики и государственного устройства. На них же основывается и анализ геополитических проблем, которые также являются следствием исторически сложившихся «левополушарных» моделей экономики и государства, доминирующих в современном мире.
Важно подчеркнуть, что эта дифференциация охватывает как так называемую светскую или обычную жизнь каждого человека, не придерживающегося в своей повседневной жизни определенной системы религиозных взглядов, так и духовную или религиозную сферу глубоко верующих людей, независимо от их конфессиональной принадлежности.
Теперь, опираясь на эту дифференциацию перейдем непосредственно к описанию трех источников и трех составных частей космофилософии. Собственно говоря, эта дифференциация представляет один из трех «китов» - базовых принципов космофилософии.
Итак, три «кита» - базовых принципа космофилософии, которые имеют взаимосвязанную природу, можно привести в следующем виде.
1. Знание о внешнем (левополушарной или временной доминанте) и внутреннем (правополушарной или вечной доминанте) восприятии, как функций закрытой и открытой форм Сознания-Души. Такой четкой дифференциации о функциях полушарий не встречалось ранее, за исключением некоторых других духовных мыслителей, но и у них это встречалось не так проявлено.
2. Знание об обнулении, обновлении и перерождении Сознания-Души, ее тоже не встречалось у других мыслителей
3. Знание о кармических причинно-следственных связях, которая относится, прежде всего, к Эго-Нафсу или, если использовать, основные сюжеты-идеи и язык Торы, Библии и Корана, в процессе «Исхода» или «Джихада», а не Души.
Космофилософия основана на правополушарном восприятии и понимании Пятикнижия Моисея (Торы или Таурата), Библии и Корана, которые представляют собой одно целое, одну книгу – Святое писание, но из трех составляющих, для авраамического вероучения, и Бхагавад-Гиты для индуизма и буддизма.
С точки зрения космофилософии, и это постоянно подчеркивает М.Мусабаев, при изучении Святого Писания нужно делать акценты не на персонажей и события, - исторические или географические – а на постоянные процессы проблем взаимодействия Эго-Нафса и Души, происходящие внутри человека, и адресованные к нему, а не к каким-то персонажам или событиям прошлого, но на языке символов и образов, или религиозной криптографии. Это нужно делать именно сквозь призму вышеприведенных трех «китов»-базовых принципов космофилософии.
По мнению М.Мусабаева, именно левополушарное или эгоистическое, линейное восприятие с ее интеллектуальной логикой и пониманием текстов Святого Писания, лежит в основе их искаженного восприятия и понимания, которое и привело к разделению некогда единой авраамической религии на три конфессии – иудаизм, христианство и ислам, а также разделению на различные секты и течения внутри одной конфессии, оно же лежит в основе меж- и внутриконфессиональных конфликтов.
Тексты Святого Писания нужно воспринимать и понимать сквозь призму, условно говоря, «правого полушария, для которого характерно, повторимся и подчеркнем, другой тип восприятия и логики, отличный от «левого» полушария - интуитивная или парадоксальная логика.
Как показала практика, для людей с «левополушарной» или интеллектуальной доминантой мировосприятия и мышления очень трудно понять людей с «правополушарной» или интуитивной доминантой. В этом убедился автор этих строк на собственном опыте, поскольку он получил классическое «левополушарное» образование и поначалу ему было очень трудно понять то, что говорил М.Мусабаев в личных беседах с ним и о чем он пишет в своих многочисленных духовно-религиозных работах.
В то же время его достаточно легко понять, когда он рассматривает вопросы и проблемы политической, экономической и социальной жизни человека и общества в целом, которая рассматривается в парадигме материалистической или «левополушарной» логики.
Вышеприведенные три «кита»-базовые принципы космофилософии, на взгляд автора, органически дополняют и развивают три источника и три составных части марксизма, о которых говорилось выше, удачно синтезируя и гармонизируя лево- и праволушарные подходы к пониманию проблем индивидуального человека и общества в целом.
Одновременно объясняя цивилизационный тупик, в котором оказалось современное человечество, где господствует «левополушарная» доминанта с соответствующей материалистической парадигмой мировосприятия и шкалой ценностей, переживая в настоящее время «тектонические процессы глобальной трансформации», о чем также писалось во многих авторских статьях последних лет.
Именно на основе такого гармонизированного подхода М.Мусабаев и строит свою теорию Чистого государства, общества и религии, рассмотрению которой также было посвящено достаточное количество авторских статей, и именно на основе такого подхода и был предложен проект «Небесные горы и новый мир» - проект развития Кыргызстана в 21-м веке».
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что практическое и продуманное претворение идей теории Чистого государства, общества и религии, основанное на гармоничном сочетании идеалистической и материалистической парадигм или картин мира, о которых говорилось выше, позволит Кыргызстану стать процветающей страной в обозримом будущем и внести свой вклад в разрешение цивилизационного тупика, в котором оказалось современное человечество. В соответствии с изречениями великих классиков, приведенных в эпиграфе к настоящей статье…
24.10.2024
P.S. 24 октября у М.Мусабаева день рождения... хотелось бы поздравить Учителя и Наставника и пожелать ему всего самого доброго..., он столько сделал для нашей страны, но, к сожалению, его пока не оценили в должной мере...