Добавить свою статью
30 Декабря 2024
Об ошибках в развитии и управлении туристкой отраслью Кыргызстана

Считаю своим долгом поделиться результатами исследований и наблюдений по развитию туризма, которые ведутся мною с 1999 года. Очень надеюсь, что лица, принимающие решения, обратят внимание на указанные проблемы. В противном случае в стратегическом плане мы можем потерять больше, нежели приобретем...

По моим расчётам, основанным на данных Всемирной туристической организации (UNWTO) за 2024 год, один среднестатистический турист оставляет в стране пребывания 1173 $, т.е. это общемировой показатель расходов денег в дестинации. В пресловутой же горной Швейцарии один турист оставляет в 2 раза больше – 1828 $, в братской Турции – 897 $, в соседнем Узбекистане – 327 $, в горном Непале – 555 $, в Монголии, которая является основным нашим конкурентом по турпродукту кочевая культура – 893 $, а в Кыргызстане – всего 109 $. В США, например, один турист оставляет 2844 $, в Великобритании – 1986 $, а в очень далекой от США и Европы, Новой Зеландии, ландшафты и территория которой такая же, как в Кыргызстане – 2820 $, т.е. в 3 раза больше чем в мире.

Почему в Кыргызстане турист тратит так мало - в 10 раз меньше чем в мире? Причиной тому служат, кроме традиционного ориентира страны на развитие массового пляжного туризма, ошибки в управлении отраслью.

1-я ошибка: Управление отраслью в настоящее время, как бы, ведется Национальным советом по развитию туризма. Однако, совет состоит только из нескольких чиновников и бизнесменов, т.е. в составе совета нет ни одного ученого-туризмолога. Это важно, потому что ученый-туризмолог по специфике своей деятельности объективно исследует все аспекты развития туризма. А бизнесменов интересует в первую очередь только их прибыль. А ученый думает кроме экономики и об экологии, и о социальном развитии на местах. То есть ученый как бы является стратегическим союзником чиновника-государственника.

2-я ошибка: Два госсубъекта Департамент туризма при Министерстве экономики и коммерции КР и ОАО «Фонд поддержки развития туризма» в КР во многом дублируют функции друг друга. Дублирование функций видно даже в официальных учредительных документах этих двух госучреждений. Так, например, согласно Положению о департаменте «целью его деятельности является выработка и реализация единой государственной политики в сфере туризма». Согласно Постановлению Кабмина, Фонд развития туризма создан «в целях формирования эффективной системы государственного управления в туристической отрасли». Налицо конфликт задач, не говоря о, как бы мягко сказать, нерациональном использовании бюджетных средств при условии постоянной нехватки компетентных кадров (со специальным туристическим образованием), понимающих сложные социально-экономические процессы в отрасли.

3-я ошибка: Безвизовый режим – не панацея для туризма. Результаты наших исследований показывают, что уже 12-летняя политика безвизового режима в Кыргызстане не дает ожидаемых результатов. Так, количество туристов, приезжающих в Кыргызстан из богатых стран, на которые распространяется политика безвизового режима, увеличивается только за счет естественного прироста. Таким образом, для повышения экономической эффективности туристического сектора Кыргызстана, который связан со многими другими отраслями, необходим комплексный подход к решению проблем. Например, для граждан развитых стран для поездки в Кыргызстан важнее наличие прямых рейсов из этих стран в Бишкек, чем визовый сбор в размере около 30-40 долларов США. На наш взгляд, визовый сбор в размере 30-40 долларов США важен для «бэкпекерсов», то есть для относительно «бедных» туристов, которые путешествуют самостоятельно, чтобы сэкономить, не прибегая к помощи турфирмы. Если это так, то мы не ошибемся, если скажем, что безвизовая политика Кыргызстана дала противоположный эффект и увеличила количество бедных и небогатых туристов, посещающих нашу страну.

4-я ошибка. Более серьезным вопросом чем безвизовая политика является так называемый Дестинационный Менеджмент и Маркетинг (ДМО). На наш взгляд, систематической работы по ДМО у нас практически нет поскольку нет конкретной организации, которая функционально отвечала бы за это. Из-за дефицита кадров-маркетологов нет понимания сути работы по ДМО, что приводит к разрозненности в действиях того же Департамента и Фонда развития туризма. Небольшая поддержка международных донорских организаций сводится к участию нескольких турфирм в международных туристических ярмарках и созданию общественных объединений в регионах под названием «Дестинация…».

На наш взгляд, ДМО будет эффективной если ее проводить постоянно на основе глубокого научно-маркетингового анализа и совместными усилиями на основе ГЧП (например, создать организацию сосредоточив бюджетные ресурсы Департамента, Фонда развития и научно-экспертные возможности ВУЗов, КАТО и т.п.).

5-я ошибка: Я уже упомянул о нехватке кадров. Одной из причин такой проблемы является то, что отечественный туристический рынок абсолютно не защищен. Например, гидом в Кыргызстане де-факто могут работать все, кто захочет: гражданин любой страны и человек с любым образованием, лишь бы знал английский (или другой требуемый иностранный). Я видел на рынке гидов, которые показывали реку Чуй туристам, как реку Нарын. В таких условиях, большинство тех немногочисленных выпускников специальных туристических факультетов страны вынуждены работать на рынках более развитых туристических стран.

Даже в экономически развитых странах есть протекционизм. Во многих Западных странах гидом позволяют работать только своим гражданам со специальным туристическим образованием. Те же западные ученые обнаруживают положительную связь между качеством туристических услуг и протекцией своих граждан-специалистов по туризму в Турции, например. В этой стране (которая с 2022 года вошла в топ-10 стран, имеющих больше всего доходов от туризма наряду с Большой Восьмеркой) чтобы работать гидом, человек на законодательном уровне должен:

- быть гражданином Турецкой Республики;

- быть выпускником именно туристических факультетов ВУЗов;

- знать хотя бы один иностранный язык (с документальным подтверждением);

- обязательно участвовать в 36-дневном учебном туре по стране и успешно сдать экзамен в конце данного тура.

В Кыргызстане только Кыргызско-Турецкий Университет «Манас» проводит ежегодно для своих студентов – будущих гидов, 14-дневный учебный тур по стране, хотя законодательно не имеется такого требования.

6-я ошибка: Незащищенность рынка туризма Кыргызстана является следствием 30-летнего излишнего либерализма, который в свое время был сильно лоббирован основателями КАТО. Типа «пусть государство не вмешивается в наши дела, рынок поставит все на свои места». Как результат, туристический рынок Кыргызстана, как дестинации, абсолютно не защищен, мягко говоря стал проходным двором. Я как исследователь давно заметил, что даже крупные туроператоры Западных стран работают в Кыргызстане напрямую через гидов и водителей, при этом не платят никаких налогов в Кыргызстане.

7-я ошибка: Широко рекламированный в последнее время проект «Кыргыз Куршевель» имеет целью развитие опять-таки массового горнолыжного туризма, при развитии которого обычно выигрывают только крупные инвесторы, а местное население остается с деградированной окружающей средой, инфляцией и изменением традиционных духовных ценностей. Чтобы такого не было, как ученый-туризмолог предлагаю создать бизнес в форме ОАО с обязательным, не менее 34 % долевым участием местного населения (жителей всех сел соответствующего района). Оставшиеся 33 % будет у государства и 33 % у инвестора. Во-вторых, мне кажется, что в проекте должным образом не учитывается глобальное потепление, из-за которого зимний сезон уже сократился до 2 месяцев близ Бишкека и почти до 3 месяцев в Караколе. Ведь потребуется температура ниже нуля, если даже будут супер современные снеговые пушки для создания искусственного снега.

Еще в 2004 году в рамках нашей кандидатской диссертации были определены и научно-обоснованы приоритетные направления развития туризма КР, которые одновременно экономически высокоэффективны, экологически безопасны и социально ответственны на самую долгосрочную перспективу: экотуризм, развитие туризма по маршрутам ВШП (т.е. культурный туризм) и духовно-религиозный туризм.

8-я ошибка: Кыргызстан является членом UNWTO с 1993 года и платит ежегодный членский взнос. Но использует ли страна преимущества членства? Небольшой пример, UNWTO с 2020 года проводит ежегодный конкурс проектов «Лучшие туристические деревни», в который подали и выиграли села даже соседнего Узбекистана и Казахстана вместе с национальными госорганизациями, отвечающими за туризм. А из нашей страны до сих пор не было подано ни одной заявки, насколько мне известно.

Кстати, США, Великобритания и Новая Зеландия не являются членами UNWTO, что не мешает им проводить мощную маркетинговую политику по привлечению богатых туристов со всего мира, в результате которой туристы тратят в этих странах в 3 раза больше денег чем в мире.

Таким образом, туристской отрасли Кыргызстана требуется научно-обоснованное управление.

С уважением,

Бакыт Турдумамбетов – кандидат экономических наук, доцент, руководитель первой и пока единственной в КР PhD Программы по туризму, Зав. Отделением «Туристический бизнес и служба гидов» факультета туризма КТУ «Манас».

P.S. Подробные детали моих исследований, касающиеся вышеуказанных проблем, опубликованы в специализированных научных журналах.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×