Вчера наконец-то подписали коалиционное соглашение в бундестаге ФРГ.
Коалиционное соглашение в парламенте представляет собой договоренность между политическими партиями, формирующими коалиционное правительство. Оно фиксирует общие цели и позиции партий, что позволяет им эффективно сотрудничать для достижения согласованных политических решений.
В упоминаемом случае состоялось коалиционное соглашение между победителем парламентских выборов 2025 г. консервативной партией ХДС/ХСС и бывшей правящей партией СДПГ, пришедшей к финишу третьей. Второй партией стала новая партия «Альтернатива для Германии» (AfD), имеющая крайне правую идеологию, которая вызывает опасения по поводу ее связи с фашизмом и нацизмом. Многие эксперты и наблюдатели отмечают, что некоторые её взгляды и риторика перекликаются с историческими проявлениями этих идеологий. Политические радикалы ныне не «зигуют», маскируются под добропорядочных граждан, не ходят в военной униформе и не жгут книги классиков на площадях. Но суть их античеловеческая от этого нисколько не поменялась.
Канцлером станет лидер христианских демократов Фридрих Мерц. В коалиционном соглашении рассматривались программные вопросы, которые должны решать две партии — консерваторы и социал-демократы, у которых много общего, например, в ценностях, что позволяет им сотрудничать друг с другом и иметь общие цели. Есть лишь некоторые отличия в общих методиках и подходах.
Естественно партнёры по коалиции также рассмотрели и кадровые вопросы — кто, какой политик будет исполнять это коалиционное соглашение.
В связи с чем мне вспомнилось, как было заключено коалиционное соглашение между СДПК и парламентскими партиями Жогорку Кенеша в 2010 году после внеочередных парламентских выборов после апрельского переворота.
Каких-то дискуссий по поводу решения тех или иных вопросов я в обществе и парламенте не заметил. Может оно и было... Главное, что было обнажено и видно общественности, как делили власть между условными парламентскими партиями, прошедшими в парламент (не помню всех их наименований). Поделили должности в коалиционном правительстве. Причем, победителя выборов партию «Ата-Журт» в это коалиционное правительство не пригласили, оставив ее в оппозиции.
Хотел бы обратить внимание на другое вопиющее обстоятельство. Парламентские партии коалиционного большинства поделили также местную власть в областях, районах, фабрики и заводы с усмешкой говорили, «вплоть до газетных киосков». Хотя местная власть должна распределяться партиями по итогам местных выборов. Провести которые вместе с парламентскими «революционные демократы» почему-то подзабыли.
Как говорится в таких случаях: «Слышали звон, да не знали, откуда он». То есть слышали где-то и как-то «о каких-то коалиционных соглашениях», но так и не поняли их основную суть.
Так выглядит в реальности лжедемократия и псевдопарламентаризм, который, кроме ужасно дорогого и впустую потраченного времени, никому не жалко.
И этого добра у нас везде навалом. Потому что за годы т.н. обретения суверенитета и независимости ни власти, ни демократическая оппозиция, ни гражданское общество так и не удосужились понять, где мы, что мы, чего и как строим?!
Ильяс Курманов, кандидат политических наук, эксперт по парламентаризму.