Добавить свою статью
4 Июня 2025
Изменение климата – к итогам встреч в Аральске, Душанбе и Астане

Последняя декада мая выдалась весьма насыщенной на встречи в Центральной Азии, имеющие отношение к проблемам изменения климата, которые подтвердили многие тезисы и положения, изложенные в многочисленных авторских статьях последних лет и десятилетий. Поэтому в рамках настоящей статьи будут вкратце освещены ключевые итоги прошедших встреч.

Прежде всего, это международная научно-практическая конференция «Геопарк Арал» - точка роста региона: от наследия к устойчивому будущему», состоявшаяся в г.Аральск 20-24 мая с участием специалистов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России и некоторых европейских стран, прошедшая под эгидой Международного фонда спасения Арала (МФСА), ЮНЕСКО и при поддержке правительства Германии.

Это и международная конференция высокого уровня по сохранению ледников, которая состоялась в г.Душанбе 29 по 31 мая и собрала представителей более 80 стран мира, международных организаций, научных центров, молодежных движений и партнёров по развитию. Конференция прошла под эгидой ООН и стала важной глобальной платформой для обсуждения последствий изменения климата, в частности, стремительного таяния ледников и вызовов, которые оно несёт устойчивому развитию, продовольственной и водной безопасности.

По приглашению коллег-организаторов автору этих строк довелось принять участие в этих весьма важных встречах и внести свой вклад в очень интересные и содержательные дискуссии, прошедшие с участием профессионалов высокого уровня, регионального и глобального масштабов и еще раз убедиться в том, что острота и актуальность проблем изменения климата продолжают нарастать, но не находит должного решения на политическом уровне из-за отсутствия должного понимания сложных системных взаимосвязей, которыми отличаются климатические проблемы.

Это и саммит «Центральная Азия+Италия», состоявшийся 30 мая в г.Астана с участием президентов стран региона и премьер-министра Италии Мелони, где также рассматривались вопросы, связанные с изменением климата и нашедшие отражение как в заявлениях глав государств региона, так и принятом итоговом документе встречи.

Прежде чем перейти к изложению ключевых итогов прошедших встреч хотелось бы напомнить основные компоненты проблем, которыми отличаются проблемы изменения климата, их системную взаимосвязь, без понимания которых невозможно как их эффективное решение на национальном и региональном уровнях, так и международное сотрудничество по их решению, о чем писалось во многих авторских статьях по данной теме.

а) Научные. Недостаток, неопределенность и разнородность научных исследований и сведений о влиянии изменения климата на экосистемы региона не позволяют сформировать достаточно адекватную картину этого влияния на основе которой можно было бы разработать соответствующие меры реагирования и адаптации.

Между тем, в последние годы уже достаточно четко оформился тренд на ускоренное повышение температуры в регионе Центральной Азии, превышающим общемировой почти в два раза со всеми вытекающими негативными последствиями, у чем уже неоднократно говорили президенты Казахстана и Узбекистана на различных международных встречах и саммитах последних лет, и на чем постоянно акцентировалось внимание в соответствующих авторских статьях.

б) Институционально-политические. Вопросы изменения климата в странах Центральной Азии относятся в основном к компетенции природоохранных министерств и ведомств, которые в органах исполнительной власти своих стран по степени влиятельности играют далеко не ведущие роли. Отсутствие понимания важности вопросов адаптации к изменению климата в общей политике развития стран обуславливается институциональной слабостью природоохранных органов приводит формальному характеру нормативных положений по данном вопросу в политике развития стран региона и сотрудничеству между ними по этим вопросам.

в) Финансовые. В государственных бюджетах стран отсутствуют специальные статьи по вопросам изменения климата вследствие, как уже указывалось выше, отсутствия понимания важности вопросов адаптации в общей политике страны. Вопросы изменения климата больше интересуют страны-доноры и международные организации, которые выделяют значительные финансовые ресурсы под эти цели и охотно дают эти деньги в долг, а страны-заемщики заинтересованы в освоении этих средств, но зачастую формально и без должной эффективности, без понимания сложной системной и межсекторальной взаимосвязи климатических проблем, а также взаимосвязи с этими компонентами, также имеющими системную природу.

Теперь, сквозь призму этих важных в методологическом отношении замечаний, перейдем непосредственно к освещению ключевых итогов указанных встреч.

Встреча в Аральске еще раз продемонстрировала масштабность катастрофы Аральского моря, которая усугубляется продолжающимся влиянием изменения климата и, особенно, ускоряющимся повышением температуры. Огромные площади осушенного дна, пустыни, ржавеющие корабли на суше, покинутые поселки и разваливающиеся дома, и многое другое оставили тягостное впечатление от посещения северной и южной части малого Арала, которые благодаря усилиям казахстанских коллег-водников и государственной политики в целом за годы независимости удалось сохранить и в настоящее время идет процесс восстановления.

Малый Арал — это северная часть Аральского моря куда впадает р.Сырдарья, берущая свое начало в горах Тянь-Шаня, и благодаря строительству Кокаральской плотины удалось сохранить часть моря, которое стало наполняться водой, разводиться рыба, расширяться по площади и куда стали возвращаться люди. Поистине, без воды нет жизни…

По итогам участия в этой конференции был снят видеофильм, который монтируется в настоящее время и в ближайшем будущем будет представлен широкой аудитории в Сети, где будет более подробно рассказано об итогах прошедшей конференции.

Встреча в Душанбе носила куда более масштабный характер и еще раз продемонстрировала, что у экологических и тесно связанных с ними климатических проблем нет государственных границ, которые требуют скоординированного, системного подхода и плотного международного сотрудничества на региональном и глобальном уровнях.

По сообщениям СМИ в ней приняли участие более 2500 делегатов, включая глав государств, министров, учёных и общественных деятелей. С приветственными речами выступили Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (по видеосвязи), Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле, Президент Генеральной Ассамблеи ООН Деннис Фрэнсис, исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен, руководители ВМО, IFAD, IPCC и других ведущих международных организаций.

Президент Таджикистана Э. Рахмон в своей речи подчеркнул, что конференция является важным шагом на пути к реализации решений международного сообщества по защите криосферы. Он назвал таяние ледников «одним из глобальных кризисов современности» и отметил, что это беспрецедентное по темпам явление уже оказывает разрушительное воздействие на водный цикл, продовольственную безопасность и социально-экономическую устойчивость.

«Сегодня ускоренное таяние ледников превратилось в один из глобальных кризисов современности и представляет собой беспрецедентную в истории человечества тенденцию. Уменьшение ледников угрожает не только нашему природному наследию, но и жизни миллионов людей в регионе и по всему миру», – заявил Президент Таджикистана.

Он также особо подчеркнул, что более 60% ледников Центральной Азии находятся на территории Таджикистана. Эти ледники являются источником воды для крупнейших трансграничных рек региона, играют ключевую роль в формировании климата и водных экосистем и, следовательно, нуждаются в защите на глобальном уровне. Лидер Таджикистана призвал партнёров увеличить финансирование Международного фонда по охране ледников и активнее включаться в научно-техническое сотрудничество.

В своём выступлении Эмомали Рахмон предложил ряд конкретных инициатив, включая:

˗ организацию международной комплексной экспедиции по изучению ледников Таджикистана;

˗ создание в стране региональной гляциологической лаборатории;

˗ разработку глобальной стратегии защиты ледников;

˗ усиление научных исследований в рамках «Десятилетия действий в области криосферных наук» на 2025–2034 годы.

В рамках конференции прошли пленарные заседания, тематические панели, научные симпозиумы и встречи высокого уровня. Участники обсудили состояние ледников в различных регионах мира, последствия их исчезновения, современные методы мониторинга и прогнозирования, а также меры адаптации. Были представлены результаты научных исследований, инновационные подходы к управлению водными ресурсами и климатической устойчивости, практики разных стран и международных организаций.

Безусловно, это была весьма важная встреча еще раз показавшая системность и последовательность таджикской дипломатии, в очередной раз закрепившая лидерство в вопросах глобальной водной повестки, которую она демонстрирует с 2003 года, о чем говорилось в выступлениях многих участников, а также писалось в ряде авторских статей за последние более чем 10 лет, где комментировалась итоги крупных международных конференций, инициированных внешнеполитическим ведомством Таджикистана.

К сожалению, этого не скажешь о нашей дипломатии, которая пытается вернуть себе лидерские позиции в горной повестке, которую мы начали еще в далеких 90-х годах и даже сумели организовать и провести у себя Бишкекский глобальный горный саммит в 2002 году.

В этой связи вспоминается как ныне покойный министр охраны окружающей среды Таджикистана У.Шокиров в 2002 году выполнявший функции председателя МКУР живо интересовался нашими горными инициативами и просил предоставить информацию как мы сумели провести резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году и организовать горный саммит в Бишкеке. Тогда они учились у нас, теперь нам надо учиться у них, поскольку за эти более чем 20 лет они уже откатали механизмы организации у себя крупных международных встреч по ооновским форматам и стандартам.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что как в выступлении президента Таджикистана Э.Рахмона, так и в выступлениях многих экспертов на тематических сессиях, а также в итоговых документах встречи, не нашел отражения вышеприведенный тезис об ускоренном повышении температуры в регионе Центральной Азии, о чем, как уже указывалось выше, неоднократно говорили президенты Казахстана и Узбекистана на различных международных форумах последних лет.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что даже среди экспертного сообщества региона нет общепринятого понимания этого весьма тревожного тренда, о котором автор этих строк пишет в своих статьях с начала 10-х годов, как и нет понимания того к каким последствиям приведет этот тренд в обозримой перспективе и какие превентивные меры политики необходимо предпринимать по нейтрализации этого тренда.

Все также говорится о «высокой уязвимости, хрупкости горных экосистем, участившихся чрезвычайных ситуациях, природных бедствиях, засухах, селях, оползнях, таянии ледников, прогнозируемом сокращении водных ресурсов и т.д.» без привязки к этому количественному тренду и какие приоритеты нужно принимать на глобальном, региональном и национальном уровнях.

На этот важный аспект обращалось внимание в недавней апрельской статье «Саммит ЕС-Центральная Азия – климат или инвестиции – что важнее?», где анализировались итоги очередной региональной встречи на высшем уровнем в Самарканде с участием лидеров Европейского Союза.

В этом отношении не стал исключением и состоявшийся 30 мая в г. Астана саммит «Центральная Азия+Италия», где опять-таки повторялись те же самые выглаженные дежурные дипломатические формулировки в заявлениях глав государств в различных общих вариациях, которые в конечном счете нашли закрепление в итоговом документе. В этом еще раз можно видеть непонимание важности сути климатических проблем со стороны внешнеполитических служб региона.

Как уже отмечалось в недавних статьях по предстоящему саммиту «Китай+Центральная Азия», как впрочем и во многих других, посвящённых анализу концептуальных основ, векторов и трендов китайской внешней политики, Китай проводит наиболее системную, последовательную и дальновидную политику по климатическим вопросам, тесно увязанную с ее национальными интересами на различных треках своей внешней политики в рамках своих глобальных инициатив.

Поэтому, и подводя итог сказанному, хотелось бы надеяться, что если не внешнеполитическое ведомство нашей страны, то хотя бы других стран региона, акцентируют вышеприведенный жизненно важный тезис об ускоренном повышении температуры в нашем регионе и проведут его в итоговый документ предстоящего саммита, а также на последующих встречах подобного уровня. Особенно, на подготовительных встречах к очередной конференции сторон конвенции об изменении климата 2025 года, а также дальнейшего подготовительного процесса к горному саммиту 2027 года.

В заключении хотелось бы также выразить глубокую благодарность коллегам-организаторам встреч в Аральске и Душанбе за приглашение, организационную и финансовую поддержку участия автора этих строк в этих весьма важных встречах.

Исмаил Даиров

03.06.2025

Фото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

18-06-2025
О чем говорили лидеры государств на саммите «Китай – Центральная Азия»
125

16-06-2025
Война Израиля с Ираном – точка бифуркации пройдена - что дальше?
2000

23-05-2025
Неформальный саммит ОТГ в Будапеште – в чем его изюминка?
2897

20-05-2025
Ложные нарративы порождают ложное понимание причин современных геополитических процессов
1201

13-05-2025
Визит Си Цзиньпина к В.Путину знаменует начало новой эпохи…
385

12-05-2025
Кто победил в мировой войне?! – об относительности исторических оценок и нарративов
703

05-05-2025
Кыргызстан - навстречу саммиту Китай-Центральная Азия
964

04-05-2025
Глобальные концепции Запада и Востока – возможная роль Кыргызстана в их объединении и продвижении
975

02-05-2025
Китай – Центральная Азия – кооперация развивается и укрепляется
1153

29-04-2025
Глобальный горный диалог – старт к саммиту «Бишкек+25»
1261

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×