Удары США по ядерным объектам Ирана, произведенные стратегическими бомбардировщиками и ракетами «Томагавк» с подводных лодок» в ночь на 22 июня, вызвали бурную реакцию в мировом сообществе и СМИ. Подавляющей частью эмоциональную, где доминировали апокалиптические оценки последствий нанесенных ударов.
США при ударах по ключевому ядерному объекту Ирана в Фордо использовали шесть противобункерных бомб весом 15 тонн каждая, которые сбросили с бомбардировщиков B-2, сообщает Fox News. Также при атаках на объекты в Исфахане и Натанзе были задействованы около 30 крылатых ракет Tomahawk, которые запустили с подводных лодок.
CNN со ссылкой на американского чиновника пишет, что бомб было не шесть, а 12. Речь идет о корректируемых авиабомбах Massive Ordnance Penetrator (MOP) GBU-57A/B, которые называют взломщиками бункеров. Их разработали для «обнаружения и уничтожения оружия массового поражения наших противников на хорошо защищенных объектах», заявляли в американских ВВС.
Безусловно, это решение американского президента вызывает много вопросов в части юридического обоснования как с точки зрения международного права, так и, по мнению американских СМИ, с точки зрения национального законодательства США. Это решение лишь еще раз подтверждает известный тезис о том, что «прав тот, у кого больше прав» или решение сложных проблем межгосударственных отношений с позиций силы.
Рассмотрение этих вопросов не входит в задачи настоящей статьи, эти вопросы входят в компетенцию юристов-международников.
В рамках настоящей статьи хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты произведенных ударов, которые стали предметом внимания профессиональных аналитиков, проводивших анализ вопросов, предшествующих как принятию данного решения Трампа, так и его возможных последствий.
Следует отметить, что в недавней статье «Война Израиля с Ираном – точка бифуркации пройдена – что дальше?» уже был начат анализ ситуации с развертыванием военных действий на основе оценки наиболее проницательных и дальновидных экспертов, авторитетное мнение которых автор отслеживает уже много лет по тем или иным вопросам международной повестки дня.
Так и в рамках настоящей статьи он будет опираться на их мнение, которые обращают внимание на следующие аспекты произведенных ударов США по Ирану. И настоящую статью следует рассматривать как логическое продолжение указанной.
а) этими ударами США, фактически, вступили в войну против Ирана на стороне Израиля и экспертами пишется о том, что Д.Трамп был вынужден уступить «ястребам» из республиканской и демократической партий, в то время как многие видные общественные деятели и подавляющая часть его электората были против такого решения.
Это решение американского президента раскололо Америку и подорвало доверие к нему как со стороны его электората, который во время предвыборной компании позиционировал себя как президент-миротворец, так и со стороны международного сообщества. Особенно, со стороны Ирана, который шел навстречу дипломатическим усилиям по урегулированию конфликта с Израилем.
б) некоторые эксперты акцентируют внимание на словах Д.Трампа в его заявлении о том, что «наступило время мира» и отсутствие каких-либо фотодокументов, удостоверяющих последствия проведенных ударов столь значительной мощности. Кроме того, они говорят, что мощность подземных ядерных строений рассчитана на выдержку от ударов, многократно превышающих от произведенных, а также на космические снимки, где видно, что иранцы вывозят какие-то грузы из намеченных целей-объектов за несколько дней до проведенных ударов.
Это указывает, по их мнению, о наличии некоторых неформальных договоренностей между участниками конфликта с целью минимизировать последствия ударов и выпустить пар у «ястребов», настаивавших на нанесении ударов по ядерным объектам Ирана.
в) представляется, что эти удары имели медийный эффект и были рассчитаны прежде всего на внутренние силы в США, которые оказывали давление на американского президента с целью снизить неожиданно сильное ответное силовое давление Ирана на Израиль в результате его ракетных атак. И если были какие-то неформальные договоренности по этим вопросам, то такими пропагандистки эффектными «ударами» в их подтверждение был послан сигнал Ирану.
г) в Сети завирусилось видео, где министр ообороны Израиля ругает руководителя Моссада за то, что тот обещал решить все вопросы с нападением на Иран за три дня, а тот оправдывается, что не знал какой ракетной мощностью обладает Иран. Думается, что сам факт появления этого видео не случаен, а имел определённые цели, которые говорят в пользу достижения неформальных договоренностей.
д) в указанной статье уже говорилось о том, что все происходящие кризисные процессы есть лишь предтеча грядущего финансового обвала и это понимают как сам Трамп, так и его оппоненты внутри США и вне его. И развернувшаяся война на Ближнем Востоке, как и на Украине, есть лишь «дымовая завеса», которая должна прикрыть ее начало. В этом отношении декоративные «удары» по Ирану представляются еще одной «завесой» перед началом этого кризиса, который по оценкам экспертов превзойдет Великую депрессию 30-х годов прошлого века и затронет прежде всего западные страны.
Таково, вкратце, резюме экспертных оценок от ударов США по Ирану и насколько просчитанными будут последствия покажет ближайшее будущее. Как говорится, будем посмотреть...
Однако, очевидно, что индикатором в этом вопросе можно будет считать возможное перекрытие Ормузского пролива Ираном, если он будет перекрыт с предсказуемым, но непрогнозируемым взлетом цен на нефть и другими вытекающими отсюда последствиями, значит договоренностей могло и не быть, тогда действительно может быть «на войне, как на войне» …
Также очевидно, что вопрос с завершением войны представляется весьма и весьма непростым, и здесь вспоминаются слова покойного госсекретаря Г.Киссинджера и других экспертов, имеющих отношение к данному вопросу.
23.06.2025