В связи c возросшим спросом на кыргызскую швейную продукцию, а также глобальными преобразованиями в швейной отрасли возникли проблемы с кадрами — отрасли не хватает работников младшего и среднего звена, поэтому Министерство социального развития готовит документ об увеличении квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы из Узбекистана, Пакистана и Бангладеш (АКИпресс «Какие компании занимаются производством и переработкой шерсти и шкуры в Кыргызстане? (адреса, владельцы)» 12 марта 2024). Написать-то написали, а где производство и переработка шерсти и шкуры в Кыргызстане? Тот же вопрос и в отношении нехватки рабочих в Кыргызстане. Конкретный пример: в доме, расположенном рядом с нашим институтом, в одной семье три женщины (своя же «отечественная» рабочая сила) сидят без работы. Удивительно, но факт в том, что данную ситуацию не видят наши домкомы, квартальные комитеты и, разумеется, вышестоящие органы, но они хорошо видят и просят «использовать иностранную рабочую силу из Узбекистана, Пакистана и Бангладеш» или ждут, когда наш президент Садыр Нургожоевич Жапаров скажет или сам покажет, как очистить от рыболовных сетей ранее считавшееся священным озеро Иссык-Куль.
Далее читаешь: «Известно, что около 90% сырья для легкой промышленности поставляется из Китая». Но, к сожалению, они не видят, что шкуры, шерсть, хлопок, черепа мелкого рогатого скота, не говоря уже о наших лечебно-косметических, полезных травах, вывозятся за рубеж, как будто у нас в Кыргызстане их раньше не перерабатывали. Разумеется, на этом наживаются определенные «бизнесмены», оплачивая льготные налоги. Или они тормозят налаживание производства? В то же время про знаменитый кыргызстанский шелк вообще забыли, не говоря уже о знаменитом Ошском шелковом комбинате на 3000 рабочих мест и Ошском хлопчатобумажном комбинате (ХБК) на 13 тысяч рабочих мест, хотя об этом я писал в АКИ-press, надеясь на высокий интеллект вышестоящих лиц, надеясь на то, что они поймут, вспомнят, оживят производство. Аналогичные вопросы я также поднимал, обращаясь в мэрию. Как всегда получил письменный ответ, но результата пока нет. То есть эти три наши соседки до сих пор сидят дома без работы. Домохозяек можно прикрепить к какой-нибудь швейной фабрике, можно решить вопрос с покупкой патента или созданием для них ИП. Обучить их шитью по более сложным технологиям, использовать их продукцию для внутреннего рынка. Надеюсь, эти проблемы решатся на деле и наши женщины, находящиеся дома, без работы, будут заниматься хотя бы швейной работой, дополняя или заменяя «зарубежных рабочих». Об этом я также писал в АКИpress. Надеюсь, что вышеуказанные проблемы все-таки решатся на практике путем создания рабочих мест и для наших граждан Кыргызской Республики.
Фабрики или заводы, которые обеспечивают женщин домохозяек рабочими местами или ежегодно расширяют ассортимент выпускаемой продукции, следует освободить от любых проверок в течение определенного времени.