Добавить свою статью
6 Июля 2025
Кто говорит с нашим народом? Информационная безопасность и медиасуверенитет Кыргызстана

В условиях геополитической турбуленции медиаполе становится продолжением внешней политики, а иногда и ареной соперничества.

С усилением противостояния «запада» и «востока» с обеих сторон используются не только политические, военные, экономические и т.д. рычаги, но и мягкая сила. Развитие цифровых технологий, трансграничных телепередач, социальных сетей и мессенджеров превратило информацию в фактор стратегического значения.

И сегодня как никогда Кыргызстан нуждается в укреплении собственной устойчивости перед лицом стремительных изменений в глобальном медиапространстве. Виртуальная граница сегодня проходит в головах наших сограждан. И не секрет, что идет мягкая трансляция чужих приоритетов. Это уже беспокоит все больше. В этих условиях защита информационного поля страны становятся неотъемлемыми элементами общей государственной устойчивости.

Речь не идёт об ограничениях или изоляции, но о грамотной адаптации к новым реалиям, где наши национальные интересы определяются не только границами и экономикой, но и содержанием информационной повестки, в которую погружены наши же сограждане.

Начнем с того, что информационное пространство в Кыргызстане традиционно отличается открытостью и многоязычием. Благодаря культурно-языковому наследию, широкому использованию русского языка, значительная часть населения остаётся потребителем транснационального медиаконтента. По-прежнему значительное влияние в Кыргызстане сохраняют российские телеканалы и медиаплатформы. Многие граждане ежедневно смотрят программы, будь то новостные выпуски, аналитические передачи или развлекательный контент. Это во многом обусловлено общим языковым пространством и привычками, сложившимися ещё с советских времён.

Тем не менее, важно понимать, что информационные потоки, поступающие извне, как официальные российские, так и опозиционные, всё чаще сегодня несут в себе не только развлекательную и познавательную функцию, но и определённую идеологическую нагрузку.

Они формируют взгляды, ценности и политические предпочтения, которые могут не всегда совпадать с потребностями и приоритетами самого Кыргызстана как независимого государства. Например, сегодня те кто смотрит телевидение, а это граждане преклонного возраста, остаются под влиянием официальной пропаганды РФ. Молодежь же, используя соцсети, попадает под влияние совсем другой точки зрения. И бывают даже такие случаи, когда это отражается на отношениях внутри одной семьи, по той или иной политической проблеме между другими государствами.

И отсюда возникает резонный вопрос: кто же формирует повестку дня в кыргызстанских семьях?

В международной практике мягкая сила — это инструмент, с помощью которого государства продвигают свои интересы через культуру, образование, язык и медиа. И в этом нет ничего необычного: все государства, включая Кыргызстан и наших всех партнеров, вправе реализовывать культурную дипломатию и информационную политику за пределами своих границ.

Вместе с тем, когда информационные потоки становятся диспропорционально доминирующими, где то и агрессивными, а национальные СМИ оказываются в положении догоняющих, возникает естественный вопрос — насколько устойчивым остаётся внутренний суверенитет, включая безопасность от манипуляций нашими гражданами?

В Кыргызстане уже звучат беспокойства, что значительная часть общественного мнения формируется не в результате внутреннего общественного диалога, а под влиянием разных и противостоящих друг другу внешних информационных центров. Это может сказываться на восприятии молодежью ключевых событий, на политической культуре, а также на отношении к самим институтам государства. Особенно это становится актуальным в моменты международных кризисов или конфликтов, когда восприятие событий через призму чужой повестки может не соответствовать национальным интересам Кыргызстана.

Особую роль в медиапейзаже играют телевизионные каналы зарубежных государств. Программы, производимые за пределами страны, становятся источником повседневной информации для миллионов кыргызстанцев. Но в последние годы наряду с телепередачами усиливается воздействие через цифровые каналы — Telegram, YouTube, TikTok, социальные сети. Это создает новую архитектуру информационного воздействия, где особенно уязвимыми становятся наша молодёжь, трудовые мигранты. Информационные нарративы, особенно связанные с военными действиями за рубежом, не должны затмевать гуманитарные, правовые и моральные основы внутренней стабильности. Уже зафиксированы случаи, когда отдельные граждане Кыргызстана, поддавшись внешней мотивации, принимали участие в военных конфликтах за пределами страны, в том числе без мандата нашего государства.

Это вызывает вопросы не только юридического порядка, но и более глубокие — о границах гражданской лояльности, информационной податливости и национального самосознания.

В условиях, когда уровень медиаграмотности ещё не в полной мере соответствует требованиям времени, население может оказаться под влиянием упрощённых, эмоционально окрашенных и внешне привлекательных сообщений. Ведь даже никто особо и не смотрит альтернативные источники.

Кыргызстан, как страна с высокой политической чувствительностью, не может оставаться в стороне от этой проблемы. Требуется не изоляция, но профессиональный, стратегический и взвешенный подход к регулированию медиаполя — с учётом государственного курса страны, свободы слова и национального суверенитета.

Некоторые наши соседи по региону уже начали действовать в этой сфере ссылаясь на вопросы информационной безопасности. Например, пересмотрев подход к ретрансляции некоторых программ, но не запретив зарубежные каналы. Эти меры не носили политического характера, но стали частью национальной стратегии по укреплению внутренней информационной устойчивости.

К сожалению, у нас пока нет своего независимого медиапродукта, способного конкурировать по качеству и глубине на международном уровне. Но с чего-то нужно начинать.

Конечно, никакая страна не способна полностью оградить себя от внешнего информационного влияния. И в этом нет необходимости. Задача состоит в ином — повысить устойчивость собственного общества.

Государству было бы неплохо начать инвестировать в развитие национальных СМИ (поддерживать также и те частные каналы, которые ориентированны на национальные интересы страны). Возможно было бы начать уже создавать собственный высококачественный медиаконтент. А также регулярно проводить анализ воздействия внешнего информационного контента и его влияния на общественное мнение. Всё это должно идти без нарушения свободы слова, без создания образа «врага», а напротив — через укрепление национального фундамента информационного пространства.

Думаю, что Кыргызстан должен быть страной, в которой граждане, независимо от этнической и языковой принадлежности, чувствуют себя частью единого государства, а не становятся медиаполем других стран.

Кадыр Маликов

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

09-07-2025
Төкөлдөш — род, личность, эпоха: забытая фигура кыргызской истории
3213

05-07-2025
Не признать Талибан - значит проигнорировать реальность
1118

04-07-2025
Религия на мировой шахматной доске: Как вера становится игроком
726

03-07-2025
«Закончилась битва, но не война»: Что стоит за передышкой в конфликте Ирана и Израиля?
1377

24-06-2025
Почему духовный лидер Ирана становится мировым символом сопротивления?
1229

23-06-2025
После удара: полномасштабная война с Ираном скоро может дойти и до ЦА
10354

19-06-2025
Если США вступят в войну с Ираном: вероятные последствия
16329

16-06-2025
Мир подходит к краю глобального пожара
3177

13-06-2025
Большая игра 2.0: Нанесенный удар Израиля по Ирану меняет правила для Центральной Азии 
13348

30-05-2025
Кто не проектирует будущее — живет в чужом
4524

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×