Гражданам СССР, который во время политики перестройки и гласности внезапно оказался в пространстве публичной политики, было невдомёк, что это вообще то было? Поэтому в открытую политику пришло много людей, совков, не знакомых с правилами и традициями открытой политики, которая в мире существуют со времён античности, а может и раньше. Что это явление стало результатом свободной конкуренции между индивидуумами, которая разрешала свободу критики деятельности политиков, чего в полном смысле никогда не было в совке до революции и после. И начались совковые обиды и стенания, что политиков обижают, оскорбляют, унижают, дискредитируют...
Не было понимания лишь одного, что мир разнообразен и сложен, "что всем мил не будешь", люди и их интересы тоже разные. И во вторых, не надо вести себя так, чтобы стать предметом публичной критики. В-третьих, если ты обидчив и эмоционален, в политику не иди, заклюют, уничтожат. Там выживают и процветают только "толстокожие". А если всё-таки пришел, то надо учиться и стоически переносить публичную жизнь, не реагировать на пустопорожнюю критику и лживые обвинения.
Вот так тяжело началась новая постсоветская политика. И пошло, понеслось из одного края в другой, из одной республики в другую.
А стараниями подхалимов, которых в совке всегда было в избытке, появилась конституционная норма о защите чести и достоинства президента, что породило у нас
Бесконечные иски "обидчивых" политиков по защите своей чести и достоинства, особенно активно используемые в защиту президента КР Генпрокуратурой в 2011-2017 годах, когда к власти пришла т.н. "демократическая оппозиция". Такая бюрократическая инициатива со своей стороны привела в конце концов к тому, что у нас появилась запрещённая Конституцией цензура и "внутренний цензор" среди людей, в СМИ и социальных сетях.