Недавно однокурсник, мой студенческий друг Александр Чистиков, ныне доктор исторических наук, профессор, живёт и работает в Питере, прислал мне ожившую фотографию наших дорогих однокурсников с военных сборов лета 1977 года.
Сборы проходили в Выборгском районе в воинской артиллерийской неразвернутой части, находящейся на границе с Финляндией. А купаться и мыться нас водили в баню, которая находилась на даче президента Финляндии, маршала, барона шведского происхождения Карла Маннергейма. Это был тот самый русский полковник, который встречался с легендарной Курманджан даткой, во второй половине 19 века длительное время руководившей отражением российской колониальной экспансии.
Там же рядом с дачей было небольшое озерце, которое подогревалось зимой. Маршал увлекался плаванием. Я писал об этом в своих биографических очерках… Старожилы говорили нам, что это место, отнятое у финнов Сталиным в ходе тяжёлой Зимней войны 1939 года, являлось южным курортом Финляндии. Сюда они ехали в отпуске на отдых, а местные жители выращивали дыни и арбузы.
Слева от меня сидит земляк, мой закадычный друг, мастер спорта СССР по вольной борьбе, отличник учебы Сейпудин Куриев, ингуш, из Грозного, родившийся в Алматы. В мирное время доцент вуза, кандидат исторических наук в Грозненском нефтехимическом институте, в настоящем московский предприниматель.
Мои однокурсники с Чечни практически все были моими земляками, родились в Средней Азии. Их родители стали жертвами сталинской политики депортации народов, люто ненавидели Сталина. Один из них, он был старше нас на два курса, чеченец Абдулла Даудов был родом из селения близ города Жалал-Абад. Уже лет 20 бессменно возглавляет Институт истории (деканат) Санкт-Петербургского университета, доктор исторических наук, профессор. Очень хочет побывать на своей первой Родине.
Сепа, так мы называли Сейпудина, мужественного красавца, был очень похож на звезду польского театра и кино Анджея Ольбрыхского, сыгравшего в известном польском историческом фильме «Пан Володыевский» (1969) роль принца Крымского ханства.
В университете во время учебы у меня в корне изменилось представление о кавказских народах, вопреки сталинской пропаганде, как смелых, сильных, умных, галантных, справедливых и порядочных людях. Что касается нас, туркестанцев, кавказские ребята с глубоким уважением и теплотой называли нас своими братьями.