Добавить свою статью
6 Октября 2025
Что кроется за переименованием города Жалал-Абад в город Манас? (часть 1)

В начале сентября с.г. города и села республики с быстротой молнии облетела весть о том, что город Жалал-Абад будет переименован в город Манас. Новость резонансная, можно сказать, сногсшибательная, вызвавшая переполох, прежде всего, в самом жалал-абадском людском сообществе, для которого «Жалал-Абад» не просто название, а фирменный знак качества, своего рода фишка — самоидентификация. Жалал-абадцы всегда ревностно относились к своему самоназванию, не позволяя никому, особенно жителям «глобального» Севера республики «грести их под одну гребенку с ошанами»: «Жок, биз оштук эмесбиз — биз жалалабадтыктар болобуз!» - каждый раз категорично возражают они.

К тому же, Жалал-Абад является (являлся) единственным городом в республике с таким редкостным названием, подчеркивающим его принадлежность к городам Среднего Востока. Было время (в приснопамятные девяностые), когда Жалал-Абад своим названием отпугивал иностранных туристов и потенциальных инвесторов, путавших наш кыргызский город с одноименным городом в Афганистане (эта страна и поныне признается мировым сообществом логовом международного терроризма и мировым рассадником наркотиков). По этой же причине иностранцы настороженно и предвзято относились и к минеральной воде «Жалал-Абад-27».

Но, даже в те непростые времена хаоса, разброда и шатаний, жалал-абадцы сохраняли верность названию своего города, равно как и названию своей знаменитой минеральной воды. А сегодня, когда Жалал-Абад цветет и пахнет, никому из горожан в голову не могла прийти такая мысль — переименовать свой город. Но такая крамольная мысль «неожиданно», без всяких видимых на то причин, ударила в голову мэра города. Депутаты местного городского кенеша — народ покладистый и дисциплинированный — исполнение воли своего градоначальника взяли «под козырек». Жогорку Кенеш, будто то бы заранее знал, что «слезная просьба» жалал-абадцев со дня на день должна поступить к ним на рассмотрение и в ожидании отмашки спикера замер, приняв позу «низкий старт». Подготовленный соответствующий законопроект на внеочередном заседании безотлагательно сразу в трех чтениях был рассмотрен, единогласно одобрен и 17 сентября с.г. подписан президентом республики.

Свое скоропалительное решение власти, прямо скажем, не совсем убедительно объяснили необходимостью увековечивания национального героя Манаса. Можно было бы в этой связи задать ряд встречных вопросов: «А, разве в увековечивании Манаса возникла острая нужда?»; «А, разве появились опасения, что Манас может быть предан забвению?»; «А, город Жалал-Абад тут причем? Куда логичнее, в таком случае, выглядело бы переименование города Талас, который как-никак считается родиной Манас-баатыра?» Однако, как выразился известный политик Феликс Кулов, «поезд уже ушел» и нам, обывателям, ничего другого не остается, кроме как мусолить это решение, строить всякие предположения и гадать на кофейной гуще.

Между тем, ни одному кыргызу по крови не нужно доказывать, что МАНАС в увековечении в памяти народной абсолютно не нуждается: имя его и подвиги его бессмертны и устами манасчы веками передаются из одного поколения другому. Манас — это тот самый духовный стержень, который веками скреплял в единое целое кыргызов, кочевья которых в былые времена были раскинуты на необъятных просторах великого евразийского субконтинента — от уральских гор до берегов Тихого океана. Дух Манаса испокон веков служил единственным талисманом-оберегом кыргызского народа. С именем Манас на устах, взбивая топотом копыт боевых коней пыль веков (кылымдарды чаңдатып), кыргызы промчались мимо исчезающих с лица земли великих империй и цивилизаций, не сгинули во мраке тысячелетий, не растворились бесследно в других народах и, преодолев великое временное пространство, вынесли на порог третьего тысячелетия (в первозданном виде и полной сохранности): свое древнее самоназвание, родной язык, обычаи, традиции, самобытную культуру, ярчайший национальный фольклор, все то, что сегодня мировое сообщество признает эталоном и визитной карточкой всей кочевой цивилизации. Манаса забыть невозможно!

Манас сакрален! Манас – это и есть код кыргызов! МАН (мен) – АС (эл), т.е. «Я — НАРОД!». Это самое убедительное доказательство того, что эти две субстанции неразрывно связаны между собой. Не было бы Манаса — не было бы и кыргызов, не было бы кыргызов — не было бы и Манаса!

Забыть Манаса — это все равно, что забыть самих себя, но посмотрите, что мы, кыргызы, вытворяем с его именем в наши дни?! Наивно полагая, что делаем благое дело, мы по своему недомыслию, огульными переименованиями, обесцениваем то, что должно быть свято, низвергаем свою «святую икону» с сияющей высоты к ее подножию. Поясню сие утверждение на следующем примере: во всем христианском мире есть одна самая выдающаяся и самая почитаемая личность, возведенная в ранг божества. Но, нигде в христианском мире не додумались еще до такого, чтобы именем Иисуса Христа назвать конфеты, аэропорт, улицу, поселок, район, город… Там, в христианском мире, никогда не поставят знак равенства между святостью и обыденностью. Как, вам: «…объелись Иисусом Христом»; «… в аэропорту Иисуса Христа задержали крупную партию наркотиков»; «... вчера на улице Иисуса Христа-спасителя зарезали мужчину»; «…в городе Иисуса Христа изнасиловали женщину» (?!). Иисус Христос в таком увековечении не нуждается! Единственное исключение из правил, которое допускают христиане — это церковь или храм, которые, как сами понимаете, ничем не должны оскверняться и в которых всегда блюдутся чистота, должный порядок и целомудрие, во всяком случае самими прихожанами.

Ничуть не принижая роль и значимость христианского пророка Иисуса Христа, хочу особо подчеркнуть, что для нас, кыргызов, Манас больше, чем пророк: Манас — общее бесценное достояние всего кыргызского народа, а посему не может быть приватизирован ни нарынчанами и баткенцами, ни таласцами и ошанами, жителями Сары-Өзөна и Прииссыккулья. Никем! Однако, как и в христианском мире, у нас, кыргызов, может быть исключение из правил: именем великого Манаса может быть названа только Столица государства кыргызского! Здесь никакого кощунства нет, мы всего лишь объединяем в одно целое два важных и значимых для кыргызского народа символа: сердце страны — Столицу и сердце народа — Манас.

В 1991 году «легендарный парламент» упустил благоприятнейшую возможность переименовать столицу Кыргызстана город Фрунзе в город Манас (об этом более подробно можно прочитать в Аки-пресс «Мнение читателей» от 07.06.2023 г., авторская статья «Как назовешь корабль, так он и поплывет»). Возникает вполне закономерный вопрос. Почему бы нам, кыргызам, прямо сейчас не исправить эту досадную ошибку «легендарных»? Взять, да и переименовать столицу по той простой причине, что Манас — это Манас, а Бишкек в общенациональном масштабе — ровным счетом никто!

С высоты сегодняшнего дня, обозревая происходящее во многих столицах мира, в первую очередь в нашем Бишкеке, невольно задумаешься: А может быть и к лучшему, что тогда, в 1991 году, город Фрунзе не успели переименовать в город Манас? Из-за чрезмерной перенаселенности, отравляющей загазованности, ужасающих автомобильных пробок, жизнь бишкекчан превращается в «сущий ад». Стоит ли «ад» переименовывать в честь великого АЙКӨЛЬ МАНАСА? Вопрос уже нужно ставить в иной плоскости — не о переименовании города Бишкек в город Манас, а о переносе столицы в другое незагаженное место. Совсем неслучайно в свое время власти Пакистана и Бразилии, испытав на себе все «прелести» синдрома «селедка в бочке» и автомобильной «каши» на улицах, были вынуждены перенести свои столицы из городов Карачи и Рио-де-Жанейро (новые столицы – Исламабад и Бразилиа были выстроены практически на пустом месте).

Российская столица в этом плане переплюнула всех. По причине чудовищных автомобильных пробок вся Москва практически встала на месте: москвичам, чтобы утром добраться к месту работы, приходится простаивать в автомобильных пробках по 6–8 часов, а вечером — столько же времени тратить на обратную дорогу. Не потому ли москвичи пребывают в постоянном стрессе, выглядят мрачными и озлобленными на весь мир, а тут еще «понаехали…». Власти Москвы видят только один выход избавления от этого «вавилонского столпотворения» — заново выстроить рядом с Москвой другую более компактную административную столицу, рассчитанную на 200–250 тысяч жителей. Но, когда это произойдет, известно только одному Богу: может лет через 10, может через 20, а может и, вовсе, никогда: «Умом Россию не понять…».

Месторасположение столицы под боком у города-гиганта (Нью-Дели, Нью-Мехико) не самый лучший пример для подражания, ибо город-гигант, как показала практика, неминуемо засосет новую маленькую столицу в свое ненасытное чрево. Ничему не учит властьпредержащих и печальная участь Токио — японская столица, без конца расширяясь, давно уже подмяла под себя в радиусе нескольких сотен километров все окрестные города и деревушки, пока не слилась воедино с другим городом-гигантом Иокогамой. Дальше раздвигать границы уже некуда — мешает Тихий океан! Сегодня Большой Токио — это людской «муравейник», население которого перевалило за отметку 40 миллионов. Спасает токийцев от катаклизма одна отличительная черта японцев — способность самоуправляться и самоорганизовываться без вмешательства высшей Инстанции. У нас, кыргызов, другая ментальность — без камчы никак не обойдемся.

Как-то, проходя мимо ЦУМа, мое внимание, равно как и внимание других прохожих, привлек ребенок, лежавший в коляске, весь организм которого — это одна большая голова чудовищных размеров, под которой внизу едва угадывалось маленькое тельце с шевелящимися четырьмя конечностями, хилыми искривленными ручонками и ножками. Рядом с коляской, выпрашивая милостыню, стояла молодая мама ребенка. Картина, прямо скажем, жуткая: люди, испытывая одновременно шок, ужас и жалость, подходили, совали деньги, расспрашивали. Всем было понятно, что ребенок с такой несуразно большой головой обречен. К чему я привожу этот пример? Сравнивать государство, даже образно, с ребенком-уродцем, конечно же, некорректно, может быть безнравственно, но, тем не менее, ситуация с однобоким развитием государства примерно такая же: чрезмерно большая голова (столица) продолжает увеличиваться, вытягивая все живительные соки из остального организма. В итоге мы имеем: и проблемную столицу, и проблемные регионы.

Столица Бишкек — «государство в государстве» — бесконечно втягивающая в себя все экономические, финансовые и человеческие ресурсы, постоянно требуя к себе повышенного внимания властей, паразитирует за счет развития других регионов страны. Наш столичный Бишкек не просто большая голова, а больной на всю голову, которую давно пора лечить отдельной бригадой специализированных врачей. В современной трактовке столицу нужно воспринимать не как самый крупный город государства, вобравший в себя все и вся, а как командный пункт управления и центр принятия стратегических решений. Одним словом, столица — это «мозг государства», который нужно (не поймите превратно) выносить в другое, наиболее удобное месторасположение.

Общемировая тенденция показывает, что город-столицу (сердце государства) удобнее всего располагать на равноудаленном от окраин страны расстоянии, т.е в географическом центре страны. В Кыргызстане таковыми серединными землями являются (плюс-минус): Жумгал, Тогуз-Торо, Суусамырская долина, куда, по мнению доморощенных экспертов-политологов, должна быть перемещена столица. Идея, безусловно, прекрасная, если бы не одно существенное НО: на возведение новой столицы фактически на пустом месте уйдет не один десяток лет, а она, столица, нужна сегодня и сейчас. Кроме того, в XXI веке требования к городам-столицам принципиально изменились — нужно строить не кабы какой город, а по самому высшему разряду со всей необходимой коммуникационной инфраструктурой. Только на строительство современного столичного аэропорта международного класса («все флаги в гости к нам») потребуется от трех до пяти лет и, как минимум, 200–300 миллиардов сомов. Такие баснословные затраты могут позволить себе разве что арабы Персидского залива, но, они итак уже живут в «раю».

Однако, даже, те страны, которые располагают достаточными средствами, позволяющими осуществить перенос столицы на новые места, не могут пойти на такой дерзкий и рискованный шаг — нет у них лидера нации, равного Мустафе Кемалю Ататюрку, великому турецкому президенту-реформатору, который в 1923 году (после поражения и крушения Османской империи в Первой мировой войне) перенес столицу из Стамбула в Анкару.

Продолжение следует...

Алик Орозов, экс-секретарь Совбеза КР, государственный советник государственной службы III класса. ветеран-чекист, кавалер нагрудного знака «Почетный сотрудник органов КГБ СССР».

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

03-11-2025
SOS! Реликтовые тополя Иссык-Куля взывают о помощи!
1658

15-10-2025
Что кроется за переименованием города Жалал-Абад? (часть 2)
78226

08-04-2025
О проекте нового гимна Кыргызской Республики(каким он должен быть в нашем представлении?)
4385

25-03-2025
О Жапарове и Ташиеве. Часть 2
17525

03-03-2025
О революции, коррупции и «конторе»
9932

04-01-2025
Герб Кыргызской Республики с т.з. науки «гербоведение» часть 2
4701

04-01-2025
Голубой флаг кыргызов: почему он вдруг «покраснел»? Часть 1
4425

05-12-2024
Кыргыз Республикасынын Гимни өзгөртүлсүнбү же калсынбы?
5410

18-11-2024
Гимн Кыргызской Республики: менять нельзя оставить
21897

05-09-2024
Неудобная правда о Баткенских событиях и сказ о том, как из плена японцев вызволяли. Часть 3
16648

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×