Вчера пошел покупать творог в киоск «Бишкексүт» («Вимм-Билль-Данн»), расположенный возле роддома №1, что ближе к моему дому, но я его, киоска, на месте не обнаружил… Я согласен с мэром, что Бишкеку надо дать «цивилизованный» вид, убрав из центра столицы уже «старомодные» киоски, но я не согласен с тем, что заодно изчезали и киоски бишкексүтские. А наоборот, уверен, надо увеличить их количество (мне известно, что в Бишкеке их около 30). Потому что обычно именно здесь покупают себе молоко (молочные продукты) пенсионеры, многодетные и малообеспеченные семьи… И никому не секрет, что именно на продукции «Бишкексүта» сейчас делают бизнес даже супермаркеты, в том числе, сеть магазинов «Народный», перепродавая ее, т.е. занимаясь тем, что раньше, в доброе советское время, называлось спекуляцией. Вимм-билль-даннские молоко, творог, йогурт, сок и т.п. эти элитные магазины отпускают в среднем на 10-20 сомов дороже, что делает для простых людей туда «вход воспрещенным». В этой связи вряд ли можно назвать магазин «Народный» народным, не говоря в том числе и о других продуктах. И потому хочется кричать от имени простых людей: «Мэр, не трогай киоски «Бишкексүта»!
Вторая «мелочь». Вы помните, еще в конце первого десятилетия независимости в Жалал-Абаде власти думали построить совместное предприятие, на котором хотели выпускать детское питание. Я тогда эту затею считал глупостью или наивностью властей: живя в нашей нищей стране, как многодетные (а количество таковых у нас тогда было достаточно много) семьи могут обеспечить своих малолетних детей полноценным детским питанием, выпущенном в будущем предприятии. Однако конец этой истории вам известен: некий Жайсанбаев поступил тогда как в анекдоте: один мужик, получив зарплату, проел ее в тот же день с друзьями, и жена, встретив пьяного мужа дома, начала его ругать самыми последними словами. Дети, услышав крик матери, говорят ей: «Отец опять выпил?» Тогда мать отвечает: «Ваш кормилец за день пропил все продукты, которые вы должны были есть в течение месяца». А Жайсанбаев «пропил» народные деньги тогда в сумме 20 млн долларов. И вот теперь мне приходится покупать для внука годичного возраста некое импортное детское питание «Nestogen», на приобретение которого уходит ровная половина моей скромной бюджетной зарплаты. И с каждым месяцем оно дорожает: если в прошлом году большая его пачка стоила 360 сомов, сегодня – 430, т.е. на 70 сомов дороже. Это разница только одной упаковки. И невольно думаешь, что наши коммерсанты наживаются даже на таком детском питании. Вот сколько зарубежных друзей хотят помочь Кыргызстану, кыргызам. Однако я, как дед младенца, не вижу такой помощи. И в самом деле, почему нельзя наладить государственные поставки такого питания? Уверен, если б Жайсанбаев был настоящим патриотом и мы тогда построили необходимый нынче завод такого назначения, то наши дети сегодня росли бы крепче. И тогда мы даже могли бы продавать часть его продукции в тот же Казахстан или Узбекистан. Самое отрадное, слава Богу, у нас рождаемость еще растет, но питается ли сегодня наше пополнение младенческого возраста полноценно? И кто о них должен заботиться? Только родители или государство тоже?
Я в одной из предыдущих своих статей высказал свое мнение насчет биолаборатории, которую хотят наши канадские друзья построить в Бишкеке. Меня одно бесит: почему именно в Бишкеке, тем более в самом его центре? На худой конец могли бы построить этот «жизненно необходимый» объект, скажем, в Канте или Сокулуке? Нет, канадцам нужен именно центр Бишкека. Я в той статье подозревал, что тут есть определенный кыргызский интерес. Он сейчас известен: оказалось, что в этом заинтерсованы сами депутаты. Тем более депутаты-медики…А спрашивается: почему?
Свой рассказ о заключительной, третьей, «мелочи» хочу закончить другим анекдотом, собственным: Бай построил себе двухэтажный особняк. Он говорит бедному соседу, у которого старый дом из самана: «Хочешь, я построю шикарный туалет в твоем дворе. Только с таким условием, что им пользоваться буду я, когда мне надо по большому…»
Токтогул СЕЙИТБЕКОВпублицист