Добавить свою статью
26 Апреля 2011
Называть небольшую проблему во взаимоотношениях между отдельными представителями Юга и Севера республики громким словом «трайбализм» - это ошибочно и опасно
В прессе и на телевидении мы часто слышим о проблеме трайбализма в нашем общ­естве. На сей счет высказываются разные мнения: многие осуждают и ругают это явление, как негативный пережиток прошлого, но есть также те, кто придерживается по этому вопросу неоднозначной позиции и считает, что в этом есть некий смысл.

А что есть трайбализм на самом деле? Трайбализм (от лат. Триба-племя) - понятие, означающее культурно-бытовую и общественно-политическую племенную обособленность. Оно широко используется на западе для обозначения племенной разобщенности в странах тропической Африки, где и по сей день общества переживают патриархальные отношения и находятся на очень низком социально-экономическом уровне развития. В этих странах до сих пор существует племенная организация общества и племенная структура населения. Нигерия, Буркина-Фасо, Эритрея, Кения, Судан, Сомали - это многоконфессиональные и многонациональные государства, где мирное сосуществование религиозных течений и национальных культур едва ли представляется возможным. Застарелые предрассудки и культурные противоречия настолько глубоки, что вот уже более 40 лет с момента обретения ими независимости от бывших метрополий они все никак не могут избавиться от трайбализма и племенной розни. Это накладывает отпечаток на весь ход социально-экономического и политического развития этих и других африканских государств.

Теперь, дав более или менее ясную характеристику понятию трайбализм, можем ли мы использовать это слово применительно к нынешней ситуации в Кыргызстане? Я думаю, нет. Называть небольшую проблему во взаимоотношениях между отдельными представителями южных и северных областей республики громким словом «трайбализм» - это, как минимум, ошибочно и опасно. Трайбализм - это племенная вражда, а проблема искусственного деления общества на южан и северян в нашей стране - это не более, чем завуалированный политический инструмент для провоцирования общества на деятельность, направленную на подрыв стабильности. Это достаточно часто практикуемое явление в мире.

В любой стране найдется обделенная маргинализированная радикальная группа, готовая в социально-экономических неудачах найти крайнего. В любой стране найдутся политиканы, готовые возглавить и направить в разрушительное русло эту небольшую легко поддающуюся на манипуляции агрессивную часть общества. Вот выдержка из выступления одного из известных бывших государственных деятелей: «Наша политика - отражение борьбы кланов за перераспределение финансовых потоков. Происходит постоянный передел собственности по принципу принадлежности к тому или иному клану». На мой взгляд, эта фраза сильно отдает политической корыстью и отсутствием здравого по-настоящему патриотичного подхода в решении этого вопроса. Ее автор скорее не заинтересован в его решении, нежели в действительности горит желанием положить конец мнимой проблеме. Надо понимать, что такая риторика ни к чему не приведет, кроме как к регрессу и откату назад, растаптыванию всего того, что было создано, а возможно даже к установлению диктатуры или хаоса. Благо, ситуация в Кыргызстане далека от той, какой ее малюют. Уровень грамотности и секуляризованности общества достаточно высоки, чтобы не предаться упадочным настроениям и поверить лишенному всякой аналитической объективности утверждению российского политолога Андраника Миграняна о том, что якобы вопрос распада Кыргызстана на север и юг - дело ближайшего будущего. Т.е., я говорю о том, что трайбализма как такового в моем понимании у нас в стране нет. Все кыргызское население страны ощущает неразделимую принадлежность к одному этносу, общность национальных и культурных корней.

Для сравнения, давайте, посмотрим, как обстоят дела в соседних странах? В Таджикистане, где долго шла гражданская война, титульный этнос делится на таджиков северных и южных, жителей равнины и горцев. Зачастую, представители каждой из этих групп лишь только себя ощущают «настоящими» представителями своего народа. «Чистыми» таджиками считают себя также «памирцы», дарвазцы – потомки древних обитателей этих мест. «Нечистыми» якобы являются кулябцы и ленинабадцы, которые смешались с тюркскими племенами.

Отмеченное деление современных «наций» мы найдем и в Узбекистане, где самаркандский клан президента страны И.Каримова ведет борьбу то с джизакским, то с бухарским и ферганскими клановыми группировками. Всюду положение усугубляется сохранением деления территориальных общностей на субэтнические группы. Иными словами, за внешней однородностью узбекского общества, к сожалению, кроется большое разнообразие и, как следствие, взрывоопасность. Ташкентцы, наманганцы, хорезмцы, ферганцы - каждый тянет одеяло на себя.

В Казахстане мы наблюдаем негласное деление на жузы (северные, южные, западные), в Азербайджане и Туркменистане - родоплеменная разобщенность проявляется куда сильней, чем в Узбекистане и Таджикистане. И, тем не менее, эти государства растут и развиваются. Почему? Потому, что они отказались от настоящего трайбализма. Давайте откажемся и мы? От искусственного, навязанного… мы платим за него необоснованно высокую цену.

Аман Самаков

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

05-05-2011
Главный злодей земли мертв?
6396

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×