Добавить свою статью
20 Мая 2011
Право на ответственность
Мне было 15, когда несколько руководителей упразднили государство, в котором я родился и которое искренне любил. Тогда от меня и моих сверстников ничего не зависело, а старшее поколение спасти СССР не смогло или не захотело. Это история, которой уже не отменить и не исправить. Но что мы делаем сейчас, чтобы завтра кто-то не упразднил государство, в котором родились наши дети?

Ответственность власти

7 апреля 2010-го в Кыргызстане был только один человек, который мог предотвратить или остановить бойню. Его звали Курманбек Бакиев. Как глава государства, Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, гарант Конституции, защитник политического строя, он мог и должен был взять на себя ответственность в столь переломный момент. Тем более что утро 7 апреля почти все лидеры оппозиции встретили в заключении. К тому моменту в Таласе восставшие граждане свергли местную власть, захватили в заложники министра внутренних дел. В разных регионах началась концентрация протестующих, подготовка к массовым выступлениям. До начала трагедии на площади «Ала-Тоо» оставались считанные часы. В этот момент лишь президент мог, а значит, должен был что-то сделать. Но он, как и его предшественник пятью годами ранее, спрятался от публики. В эфире государственного телевидения появился премьер-министр. И проблема даже не в том, что личность Данияра Усенова у многих граждан вызывала раздражение. Просто в момент наивысшего напряжения в сознании общества Курманбек Бакиев должен был оправдать свой статус лидера государства. Он, и только он должен был обратиться к народу Кыргызстана, к политическим силам и руководству государственных органов. Ситуацию еще можно было изменить. Стоило лишь взять на себя ответственность и доказать, что ты – ЛИДЕР. Не доказал. Курманбек Бакиев позволил гражданам Кыргызстана погибнуть у ограды Дома правительства, а сам остался в живых. Хотя присягал на Конституции, что поступит наоборот.

Сейчас многие говорят, что революции не было. Что 7 апреля 2010 года в Кыргызстане произошел государственный переворот. Почему? Потому что в июне 2010 года не нашлось политика, способного доказать обратное. Революция должна что-то менять. Иначе это не революция. Когда на юге вспыхнул пожар братоубийственной войны, новая власть поступила так же, как поступала старая. Отсиделась на безопасном удалении. Доказав, что не готова поровну разделить со своим народом его боли и страхи. Так в чем же тогда революция, в чем перемены? Чтобы люди почувствовали разницу между прошлым и настоящим, хотя бы один член Временного правительства должен был в июне 2010 года пройти с людьми через самую страшную беду в их жизни. Это стало бы лучшим доказательством того, что 87 ребят не зря истекли кровью на площади «Ала-Тоо». Тогда никто не посмел бы назвать смерть безоружных патриотов государственным переворотом.

Для меня оценку нашей политической элите дала обычная девушка-южанка: «Ни одного из них не было, когда мы тут горели и умирали». Что ответить? И в чем вообще смысл государственной власти, если в стране с уймой генералов люди спасаются от кошмара войны собственными силами?

Ответственность оппозиции

В Кыргызстане с 1990-х годов существовала оппозиция. В ней периодически менялись персонажи, основные темы, создавались и распадались временные союзы. Но вплоть до 2005 года оппозиция не получала шанса показать все, на что способна. Поэтому 24 марта породило надежды на лучшее будущее. Тем сильнее оказалось разочарование… Бывшая оппозиция, придя к власти, продолжила линию свергнутого режима, но в еще более жесткой и неприкрытой форме. Как итог – массовое разочарование и появление новой оппозиции.

Весной 2010 года песочные часы удачи вновь перевернулись, и оппоненты власти сами стали властью. Но ощутили ли люди реальную разницу между старой и новой властью? Видимо, не совсем. Потому что на исходе полугода их правления из трех революционных партий в парламент прошли только две. Заняв в нем лишь II и IV места. Случайность?

Ни в одной стране мира граждане не бывают на 100% довольны своим правительством. Иногда их недовольство возрастает до предела. Поэтому политическая система должна обеспечивать гарантированную возможность мирной смены власти. Оппозиция же нужна для того, чтобы показывать наличие альтернативных сценариев политического и социально-экономического развития.

Оппозиция не может ограничивать себя критикой действий правящего большинства. Она обязана предложить альтернативные правительственным идеологию, программу, команду исполнителей. Тогда разочарование людей ошибкой на выборах не будет превращаться в отчаяние и стремление к эмиграции или мятежу. Сильная и ответственная оппозиция — это шанс на мирные перемены. Но только если не станет близнецом правительства. Должна быть разница, которая позволит людям понять, что они не одно и то же. Сильная оппозиция — это надежда на мирное, но другое будущее.

Ответственность оппозиции — это ее готовность стать властью и с первых дней начать реализацию той программы, ради которой народ позволил ей сместить прежнее правительство. В противном случае история будет повторяться без конца. Иначе говоря, если безответственное правительство крадет у людей их настоящее, то безответственная оппозиция отнимает их будущее.

Ответственность гражданина

Любой из нас может сказать: это – моя страна. А почему моя? Что я сделал, чтобы считать ее своей страной, а не игрушкой правящей элиты? В чем моя и твоя роль в жизни этого государства? В чем наша ответственность за ее судьбу?

Мы не виноваты. Виновата власть. Она была виновата, когда на кирпичи и металлолом разбирали заводы. Она была виновата, когда целое поколение выросло без надзора и воспитания. Она была виновата, когда сотни тысяч наших братьев и сестер покинули страну в поисках лучшей жизни. Она виновата всегда и во всем. Так легче. Нам легче. Потому что не мы виноваты. Потому что нам есть на кого переложить ответственность за все беды и невзгоды.

Хватит обманывать себя. В 2003 году в Аксы расстреляли 6 человек. В апреле 2010 года в Бишкеке перебили 87. В апреле и мае в Маевке и Джалал-Абаде погибли еще 6. В июне за несколько дней уничтожено более 400…

А что мы, живые? Что сделали, чтобы эти трагедии не повторялись? Смогли мы, если не избрать, то хотя бы очертить портрет того правительства, которое выведет Кыргызстан из глубокого системного кризиса? Чтобы знать, кого выбирать на будущих выборах. Или снова отдадим голоса за деньги, за демагогию, за концерт или попойку?

В чем наша ответственность за нашу жизнь? А если нашей ответственности нет, то с чего мы взяли, что это наша, а не чужая жизнь? Нам всем пора учиться разделять ответственность за судьбу государства, в котором мы живем. Таков рецепт гражданского взросления. Если оно наступит, то возмужавшее общество уже не будет игрушкой в руках горстки политиков, способных разрушить государство в угоду своим алчности и честолюбию.

Когда государство не спасает ответственность правительства, его может спасти только ответственность граждан. Наша с вами ответственность. Потому что шанс на реальные перемены появляется у тех, кто отвечает за свои действия/бездействие не перед другими, а перед самим собой.

Нурдин Дуйшенбеков
(Ракымбай уулу Н.)
19 мая 2011 г.
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×