Добавить свою статью
22 Января 2017
Айгерим Сабралиева: Футбол — это сугубо мужской бизнес

Айгерим Сабралиева оказалась первой собеседницей у которой я взяла интервью через аудиосообщения. Первый раз интервью было отменено из-за того, что сошел товарный поезд Астана - Тараз, куда Айгерим ехала на судебное дело. Со второй попытки у нее удалось выкроить час времени в перерыве между работой и тренировками.

Айгерим Сабралиева - член исполнительного совета федерации футбола Кыргызстана, генеральный секретарь национального профсоюза футболистов Казахстана, правозащитница, путешественница. На 9 месяце беременности Айгерим посещала футбольные матчи, как в роли юриста, так и в роли болельщицы. За ее плечами стоит 11 лет опыта в юриспруденции, громкие разоблачение коррупционных схем в футболе, более 30 выигранных дел по защите прав футболистов, 70 стран, 150 городов. Это лишь неполный список достижений Айгерим.

- Айгерим, расскажите с чего началась Ваша карьера в футболе?

- Сразу скажу, что я очень люблю футбол. Я влюбилась в него в 14 лет, начала смотреть по телевизору, затем на стадионах. В 17 лет я получила стипендию при поступлении в Казахскую государственную юридическую академию, переехала из Бишкека в Алматы. Общежитие, где я жила и стадион были недалеко друг от друга, поэтому я часто ходила на футбол на центральный стадион. Я поступила в 2001 году, Казахстан вошел в УЕФА в 2002. В университете мне не дали писать дипломную работу на тему юриспруденции в спорте, в связи с чем я тему футбола закрыла. У меня не было идей работать в футболе, хотя, когда меня спрашивали о том, чем бы я хотела заниматься, я всегда отвечала, что хочу смотреть футбол и получать за это деньги. Сейчас так и есть. Уже как начало профессиональной карьеры я могла бы обозначить 2006 год, я получила диплом и окончила курсы журналистики. Конечно же, я писала на тему спорта, получалось неплохо. Я предложила свои услуги нескольким профессиональным изданиям, начала получать гонорар и тогда уже появилась мысль защищать права футболистов. В 2008 году был общественный фонд ПроФутбол, где я стала говорить о правах футболистов.

- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в футбольном мире, как Вам удается балансировать в футбольном мире?

- В этом плане мне очень повезло в Кыргызстане, а затем в Казахстане. В одно время я была приглашена менеджером сборной Кыргызстана, я ездила с командой на различные матчи. Меня очень правильно представили, не было никаких предрассудков вроде “женщина на корабле”, наверное, благодаря подаче ко мне было профессиональное отношение. В Казахстане меня тоже знали в футбольном кругу. Я выросла на трибунах, была искренней болельщицей, как фанатка дралась, в милиции побывала, друзей вытаскивала, всякое случалось. Я не была чужеродным предметом в Казахстане, я росла вместе с журналистами, тренерами, футболистами, затем создавала фонд, профсоюз и это заработало. Я не столкнулась с непреодолимыми трудностями. Сейчас у многих девушек есть трудности и в рамках моего проекта “Женщины в футболе” и я надеюсь, что приношу пользу. Конечно, нужно соблюдать баланс. Я занимаюсь сугубо своими обязанностями, я никогда не злоупотребляла ими. Например, поле есть поле, я не игрок и не захожу на него, для меня это святое место. Часто в интервью меня просят прокомментировать игру. Послушайте, спрашивайте меня юридические вопросы, вопросы менеджмента и маркетинга, но не спрашивайте меня о том, кого надо было заменить, кого убрать, потому, что я не тренер. Я лучше скажу, кто защищен контрактом, а кто нет. Я юрист и четко придерживаюсь этой позиции.

- Вы занимаете руководящие должности как в Кыргызстане, так и в Казахстане, что Вы думаете о роли женщины в гендерно неравной сфере, как футбол?

- Надо сказать, что футбол это сугубо мужской бизнес. Это мужская игра, но сейчас и женщины играют и смотрят футбол. Если бы всем женщинам мира показали бы футбол, у некоторых просто нет доступа, им бы очень нравился этот вид спорта. Это логично, что женщины смотрят на успешных, интересных спортсменов. Конечно, это мужской бизнес и я понимаю мужчин. Не все знают историю футбола, мужчины создали себе игру, развлечение, раскрутили ее и стали получать прибыль. Я понимаю их удивление, когда в бизнес приходят женщины и требуют, лично я требую, равноправия в футболе.

Вообще, футбол это закрытая структура, в него попасть не просто. Может, в Кыргызстане это легче, в Казахстане сложнее, в России очень сложно, в Англии практически невозможно. Есть такое заблуждение, что женщины в футболе равно женский футбол, это не так. Сейчас есть женщины функционеры. Сейчас женщин в футболе в высоких должностях стало больше, нас очень мало. Гендерного равенства в футболе нет, и я думаю оно пока невозможно. Требовать и говорить об этом еще не время. Чтобы говорить о гендерном равенстве, надо взращивать кадры. Мы не можем посадить девушку, которая не смыслит в этой в сфере, ради гендерного баланса. Чтобы работать в футболе женщина должна быть на несколько голов выше мужчин, тогда ее, возможно, примут за равную.

- Подвергались ли Вы когда-нибудь дискриминации?

- Был эпизод такой, бывшему президенту федерации футбола Казахстана не нравились мои высказывания, у нас была холодная, нет, даже горячая война. Так получилось, что должен был выйти материал, где он говорил, что профсоюзом не может руководить иностранка, кыргызка. Материал не вышел по этическим соображениям. Наверное, еще одна причина за что я люблю футбол, за то, что он интернационален, уникален, в одной команде играют люди с нескольких континентов. Это был один из немногих эпизодов. Было и такое, когда я звоню руководителям клубов и предъявляю претензии относительно соблюдения прав, они собирают футболистов и кричат: “Что Вы за бабской юбкой прячетесь? Если есть проблемы приходите к нам и решайте, как мужики с мужиками”. Стоп, это каменный век. Я представитель профсоюза, они заплатили членские взносы и это моя работа. Какая разница кто Вам звонит. У меня было несколько жестких разговоров на тему “бабской юбки”. Также пару раз меня упрекали в антижественности. Я работаю в футболе, иногда я очень жесткая, могу материться, апеллирую юридическими терминами, могу вести разговор “по понятиям”. Я читаю лекции футболистам, мне нужно владеть сленгом, жаргоном, это часть меня и моей профессии.

Женское лидерство воспринимается больше, как феномен, чем как обычное явление.

- Как можно повысить присутствие женщин на руководящих позициях?

- Я очень много лет не делила мир на мужчин и женщин, но только в Кыргызстане этот вопрос стоит очень интересно. Что нам делать, чтобы женщины стояли на руководящих должностях? Быть умными, быть на несколько голов быть выше мужчин, что женщины во всем мире и делают. Работать, и еще раз работать над собой. Я не говорю, что я лучше каких-то мужчин, но есть вещи где я первая о чем-то заговорила, где первая проявила инициативу, где-то мне чертовски повезло. Сейчас я защищаю права футболистов в одной сфере, поддерживаю женский футбол в другой сфере, лоббирую инициативы в футболе. Я всегда говорю: “Ребят, я девушка, это ваша игра, это ваша территория, спасибо, что впустили меня и если это окей, то давайте вместе работать” Да, приходится так делать, мягкими шагами я предлагаю свои идеи и ценности, чтобы где-то улучшить футбол и что-то вокруг футбола. Если ты профессионал, тебя никто не сможет упрекнуть в гендерном плане.

- Айгерим, у Вас есть дочь, расскажите как Вы ее воспитываете?

- Да у меня есть дочь, ее зовут Милана, ей 5 лет. Я была на футболе на 9 месяце беременности, я была на футболе, когда ей было несколько месяцев. Я ее не воспитываю, я ее взращиваю. Она была создана совершенной. Это мое убеждение, что все дети рождаются совершенными. Наша задача не воспитывать их, ломать, крушить, а взращивать давать любовь, кормить, одевать, обувать, а все остальное уже дала природа. Как я ее воспитываю? Не знаю, как-то растет, как ребенок, ходит в садик, занимается спортом. Хочет играть на гитаре, отдаю на гитару, надоест хорошо, хочет на теннис, отдаю на теннис. Без фанатизма, максимум свободы. Очень хотелось бы, чтобы дети были счастливыми. Был эпизод в садике, ей воспитательница не разрешила играть в футбол, сказав, что мальчики могут ее ударить. Это ее ответственность, если Милана хочет играть в футбол и получит мячом, это ее ответственность. Упадет, встанет, побежит дальше.

Фото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

12-11-2016
Эйджизм - возрастная дискриминация
3898

11-11-2016
Касается каждого
6942

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×