Министр финансов Германии конца 60-х и начала 70-х годов и один из самых влиятельных политиков тех лет Карл Шиллер в одном из своих речей изрек: «Stability might not be everything, but without stability everything is nothing» («Стабильность должно быть еще не все, но без стабильности что очень важно, все что делается ничего не стоит»). Это стало центральным экономическим тезисом для правительства Германии, а для финансистов всего мира это выражение стало афоризмом. Шиллер стал основным разработчиком Закона о поддержке стабильности и экономического роста принятого в 1967 году в ФРГ. Само название закона говорило о сути политики, что непременным условием экономического роста является финансовая или денежная стабильность.
В данном логическом контексте, основным источником финансовой нестабильности и экономических неудач Кыргызстана, на мой взгляд является необоснованный с точки зрения экономической науки выбор валютного режима.
Канадский экономист Роберт Манделл исследуя влияние валютных режимов на экономический рост в развивающихся странах, обнаружил общую закономерность, которая выражается в следующем: чем более открытой является экономика, тем меньше подходит плавающий обменный курс, поэтому стране следует выбрать фиксированный курс. При этом степень открытости экономики измеряется как половина суммы экспорта и импорта товаров и услуг в процентах от ВВП. Опыт выбора валютного режима развивающимися странами на основе открытости экономики демонстрирует что страны выбравшие фиксированный валютный курс добились высоких темпов экономического роста (Гонконг, Тайвань, Сингапур, ОАЭ, Катар и т.д.). Результаты исследований Роберта Манделла легли в основу теории оптимальных валютных зон за что он получил Нобелевскую премию мира по экономике в 1999 году. Роберта Манделла называют еще «отцом Евро», поскольку такой беспрецедентный в истории валютный союз в Европе был создан под влиянием его научных разработок в рамках теории оптимальных валютных зон.
Таблица 1. Доля импорта и экспорта к ВВП
Из таблицы выше, несложно подсчитать показатель открытости экономики Кыргызстана. К примеру в 2012 году этот показатель был равен 72,75% ((45,2+100,3)/2=72,75), а в 2014 году 63,25%. Это беспрецедентно высокие показатели открытости экономики с точки зрения теории оптимальных валютных зон. Наверняка Кыргызстан вошел бы по этому показателю в топ 10 стран мира по степени открытости. Соответственно Кыргызстану из рациональных соображений согласно теории оптимальных валютных зон следовало бы принять режим фиксированного курса.
По мнению Роберта Мандела, при условии высокой открытости напротив режим с плавающим валютным курсом является вредной и деструктивной для экономики страны. С одной стороны, всякие шоки и флуктуации на финансовом рынке стран основных торгово-экономических партнеров будут оказывать деструктивное влияние на экономику Кыргызстана, что будет непрерывно штормить финансовый рынок, привнося нестабильность. С другой стороны, существует огромное противоречие между стимулирующей денежно-кредитной политикой и одновременной необходимостью поддержания стабильности национальной валюты в условиях беспрецедентно высокой степени открытости экономики Кыргызстана. Национальному банку надо выбирать, или поддержать экономику деньгами или удерживать курс сома жертвуя экономикой. К сожалению за последние годы Национальный банк безуспешно пытается удерживать курс, и совсем забыл про экономику.
Доказательством деструктивного влияния плавающего валютного режима являются монетарные макроэкономические показатели: коэфициент монетизации экономики по М2х – 30%, по М2 – 18%. Беспрецедентно низкий уровень монетизации экономики, то есть экономика с дефицитными деньгами создает в условиях нестабильности национальной валюты высокие риски, высокую цену кредитным ресурсам и укорачивает сроки кредитования. Более половины кредитного портфеля коммерческих банков и микрофинансовых организаций Кыргызстана по сроку кредита выданы со сроком менее одного года, и около трети со сроком до 2-х лет, а о сроках более пяти лет можно и не говорить их менее процента.
Кроме того Кыргызстан возглавляет мировые рейтинги стран с самыми дорогими кредитами.
Исследовательский институт Катона (Cato Institute) ежегодно публикует рейтинг стран по «индексу мучений» (Misery Index). «Индекс мучений» высчитывается по следующей формуле:
инфляция + безработица + средняя процентная ставка по кредитам и минус экономический рост.
Данный индекс вначале был разработан американскими экономистами вначале 1970х годов, который показывает насколько экономически страдают граждане той или иной страны. По этим показателям аналитики и инвесторы определяют уровень социальной напряженности в стране, что прежде всего характеризует политические риски. Агентство Bloomberg ежегодно публикует данный индекс как один из ключевых показателей для инвесторов.
Согласно мировому рейтингу «индекса мучений» на 2014 год Кыргызстан возглавляет топ 15 стран мира из 108 с самыми несчастными гражданами и уровнем мучений населения. Главная причина высокого индекса мучений для лидеров рейтинга Венесуэлы и Аргентины это высокий уровень инфляции, для Сирии, Украины, Ирана и Бразилии высокий уровень безработицы, а для Кыргызстана определяющим фактором явились высокие процентные ставки по кредитам.
Чем выше процентные ставки по кредитам, тем большую часть своих доходов граждане должны отдавать на обслуживание кредитов, и тем меньшую часть доходов тратят на потребление, что непосредственно влияет на качество жизни.
Выбор валютного режима является важным фактором влияющим на все остальные макроэкономические показатели страны в условиях открытой экономики. Выбор Кыргызстаном валютного режима с плавающим валютным курсом противоречит рекомендациям экономической науки, что доказано на практике в последние четверть века независимости.