Почему мы за эти прошедшие 20 лет так и не смогли сформировать общенациональную идеологию? Почему нынешние претенденты на президентское кресло ведут себя агрессивно, чуть ли не видят в друг друге врагов, а не политических оппонентов, ставящих своей целью процветания своей общей Родины? Почему сами кыргызы вместо того, чтобы объединяться стали делиться на роды? И, наконец, почему нет межэтнического согласия?
В советские годы единый могучий Советский Союз объединяла идея построения коммунизма, в которую огромное большинство населения искренне верила и боролась за ее осуществление. Рухнула империя и вместе с ней идеология. Люди стали искать опору под собой и многие нашли ее в национализме. Изгнание турков-месхетов из Узбекистана, Приднестровье, Карабах, Ошские события. В такой ситуации начался поиск новой национальной идеологии. Как известно, любая идеология основывается на духовности и культуре народа. Эти категории познаются только через язык. В начале 90-х, практически, сто процентов населения владела русским языком, когда кыргызским менее половины, большинство из которых на бытовом уровне. Была принята национальная программа развития государственного языка. Подавляющее большинство населения приветствовало такое решение, понимая необходимость таких шагов. Были организованы курсы по изучению языка во всех ведомствах и учреждениях, разрабатывались учебные пособия, но впоследствии реализация данной программы была спущена на тормозах. Основной причиной называлась нехватка финансирования. Власти думали больше о том, как бы укрепиться в ней и наращивать собственное благосостояние. Были отчаянные попытки думающей интеллигенции реанимировать программу. Мы все помним усилия покойного незабвенного Дооронбека Садырбаева, его слова, что язык как и цветок «Айгуль» может расти только в одном месте. Не хватило политической воли руководителей страны. На сегодняшний день мы, практически, находимся на том же месте, что и двадцать лет назад. Видя отношение государства к такому важному делу, каждая национальность, продолжала вариться в собственном котле. Открывала свои национальные школы, университеты, собственное радио и телевидение. Изучение государственного языка велось на формальном уровне. Это означало, что подавляющее большинство населения, по прежнему, не имело доступа через язык к культурным и духовным ценностям кыргызского народа и тем самым не было готовности нацменьшинств к разработке единой идеологии страны, а наоборот сохранялась атмосфера отчуждения и непонимания. В умах людей имело место броуновское движение, а не центростремительное которое формирует единый кристалл, единое целое. И неудивительно, что попытки на бюрократическом уровне инициировать общенациональные идеи, в том числе на основе заветов Манаса великодушного, не нашли поддержки среди населения.
Свои доводы я бы хотел подтвердить на собственном примере. Я окончил русскую школу, учился в высших учебных заведениях также на русском языке. Я знаю русскую культуру, духовность народа через произведения Чехова, Толстого, Достоевского и др. Я понимал русских. Мне комфортно было в их среде. Уже в зрелом возрасте я почувствовал, что у меня есть большой пробел в познании собственного народа и перечитал произведения собственных классиков. В разведшколах, в процессе подготовки кадров, курсантов заставляют читать произведения классиков той страны, где им предстоит работать, причем на языке оригинала. И только тогда им приходит понимание духа народа, в среде которого им надо было жить.
Казахстан, в отличие от нас, программу развития государственного языка осуществлял настойчиво и целенаправленно. Положение в этом вопросе, как мы знаем, у них было намного хуже чем у нас. За десять лет, с 1997 г. по 2007 г., численность населения владеющих государственным языком выросло от 40 до 70%. Сегодня поставлена цель в 2020 году поднять уровень до 95%. Мы воочию видим единение именно народа Казахстана, а не только казахского народа, во имя единой задачи – войти в 2050 году в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.
Мы были свидетелями того как осуществлялись программы развития государственного языка в прибалтийским государствах. Иногда, как нам казалось, принимались драконовские методы по изучению гражданами страны государственного языка. Были поставлены официальные барьеры в общественной жизни тем, кто не желал знать язык страны, где он жил. Были даже протесты со стороны официальной России. Демократическая Европа не нашла в этих мерах элементы дискриминации, а восприняла их как усилия малых стран укрепить свою государственность, а без государственного языка это труднодостижимая цель.
На пороге нового десятилетия развития нашей страны, если мы хотим видеть Кыргызстан процветающим и стабильным государством, исключить в будущем кровавых межэтнических столкновений, мы должны иметь общенациональную идеологию, основу которой составляет государственный язык. Введение предмета манасоведения и другие мероприятия Минобразования это только полумеры. Необходима новая государственная программа. Изучение государственного языка необходимо начинать с детского садика, чтобы с первых своих слов ребенок понимал, что Кыргызстан его Родина, что знание кыргызского языка наряду с родным это неотъемлемая часть его принадлежности к ней. Я думаю, что все граждане нашей страны независимо от национальности поддержат эту идею. Каждый человек, независимо от национальности, считает своей Родиной страну, где он родился и вырос, где покоится прах его предков. И дай Бог, что новое поколение нашей страны будет жить в такой стране, как Швейцария, с которой мы так любим себя сравнивать, где много французов, которые считают себя швейцарцами, но никак не французами.
Чрезвычайный и Полномочный Посол КР