Добавить свою статью
26 Сентября 2012
Об уголовном деле в отношении депутата Жогорку Кенеша Садыра Жапарова
18 сентября 2012 года в Жогорку Кенеш поступило представление Генерального прокурора Аиды Саляновой «О даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жапарова Садыра Нургожоевича с лишением его депутатской неприкосновенности». На основании материалов, представленных Генпрокуратурой, я, как член временной депутатской комиссии, которая должна решить, удовлетворить ли представление Генпрокуратуры о даче согласия на привлечение Жапарова к ответственности, – попытался разобраться в том, насколько обоснованы и убедительны доводы следствия.

Согласно представлению генпрокурора, Садыру Жапарову вменяется совершение преступлений, предусмотренных п.2 ч.4 ст. 30-166 (соучастие в совершении мошенничества, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере), ч.2 ст. 28-177 (покушение на сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенное в крупном размере) и ч. 2 ст. 177 (сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенное в крупном размере) Уголовного кодекса Кыргызской Республики.

По мнению следствия, летом 2010 года Садыр Жапаров участвовал «в незаконном получении материальных благ», а именно – здания вместе с земельным участком, расположенным в Бишкеке по ул. Киевской, 74. Утверждается, что Садыр Жапаров знал о том, что его бывший подчиненный по Национальному агентству по предупреждению коррупции Эльдар Мадылбеков незаконно завладел данным зданием, подделав документы о праве собственности и оформив их на своего однокурсника по Академии МВД Мукаша Байгелдиева. Но, несмотря на это, Садыр Жапаров приобрел данное здание, фиктивно оформив его на своего помощника Мирбека Букабаева.

Оказывается, у здания очень интересная история. В далеком 1955 году на этой территории (около 3750 кв. м, согласно архивным документам) находились дома, принадлежавшие местным жителям. Решением Фрунзенского городского Совета депутатов трудящихся их земельные участки были изъяты и переданы Министерству водного хозяйства Киргизской ССР, которое построило здесь новый детский сад.

После развала Советского Союза здание осталось в государственной собственности и числилось на балансе государственного проектного института «Кыргызгипроводхоз», в 1997 г. преобразованного в акционерное общество «Кыргызсуудолбоор».

4 июля 2008 года Государственный комитет по управлению государственным имуществом в качестве арендодателя и ОАО «Кыргызсуудолбоор» в качестве балансосодержателя сдают здание в аренду сроком до 1 июля 2018 года ОсОО «Альфа-Вектор» (чьими участниками являлись ОсОО «Microlux», в лице генерального директора Кима Владислава Карловича, и гражданин Костырин Сергей Александрович, он же генеральный директор «Альфа-Вектор»). По ведомости о составе передаваемого в аренду здания его площадь составляла 967,1 кв. м, а площадь земельного участка – 3661 кв. м.

При этом размер арендной платы составил 74,63 сома за 1 кв. м в месяц (менее 2 долл. США даже по тогдашнему курсу), а в общем – 72181,73 сома в месяц. Таким образом, здание общей площадью почти в тысячу квадратных метров, расположенное в самом центре города, сдается нашим «щедрым» государством за сумму менее чем в 2 тыс. долл. США в месяц.

Впрочем, ОсОО «Альфа-Вектор», которое, согласно своему Уставу, было весьма разносторонней компанией, занимающейся практически всем – начиная от организации автозаправок до производства театральных декораций, не осилило даже такую сумму, и 16 апреля 2009 года Фонд госимущества при Госкомимущества в одностороннем порядке расторгает договор аренды за неуплату арендной платы. При этом «Альфа-Вектор» осталось должно государству свыше 720 тысяч сомов.

Однако еще 10 апреля 2009 года Правительство Кыргызской Республики принимает распоряжение за №155-р, которым Госкомимущества поручается обмен здания, расположенного по ул. Киевской, 74, на здание в г.Чолпон-Ате по ул. Советской, 61, принадлежащее некоему Киму Алексею Вячеславовичу, про которого известно, что он был близким другом Максима Бакиева и скончался еще в 2007 году.

В соответствии с данным распоряжением 3 июля 2009 года Фонд госимущества и гражданин Шамшидинов Мунарбек Жумакадырович, действовавший за Алексея Кима, заключили договор мены нежилых помещений, согласно которому здание по столичной улице Киевской обменивается на здание, расположенное в Чолпон-Ате по ул. Советской, 61.

При этом здание, находящееся в центре столицы, общей площадью в 967 кв. м, с участком свыше 3600 кв. м, обменивается на здание в Чолпоне-Ате с неизвестной площадью (в договоре она не указана), не сданное в эксплуатацию и с участком мерою 2100 кв. м.

Странность данной ситуации усугубляет оценка стоимости двух зданий, по результатам которой стоимость бишкекского здания определяется в 22 261 500 (двадцать два миллиона двести шестьдесят одну тысячу пятьсот) сомов, а чолпон-атинского – в 25 662 700 (двадцать пять миллионов шестьсот шестьдесят две тысячи семьсот) сомов. Оценку первого здания проводил Центр оценки и экспертизы собственности «Ал-Стар», а второго – ОсОО «Центр Оценки Славянский Восток».

Проходит меньше двух недель со дня обмена зданий, и 14 июля 2009 года новоиспеченный владелец бишкекского здания по ул.Киевской, 74, Алексей Ким, продает его гражданину Турдубекову Бактыбеку Курманбековичу за 19 500 000 сомов. Таким образом, здание, официально оцененное в 22 млн. сомов, продается менее чем за 20 млн.

Но и Бактыбек Турдубеков недолго пребывал в роли собственника бывшего детского сада №53: уже в октябре 2009 года он продает его ОсОО «Глобал Профит» в лице его единственного участника Биряльмина Станислава Олеговича (который, как утверждает следствие, был водителем Максима Бакиева) также за 19,5 млн. сомов.

После апрельских событий 2010 года Станислав Биряльмин покидает Кыргызстан в неизвестном направлении, и здание остается, по сути, бесхозным. Но, по утверждению Генеральной прокуратуры, отсутствием Биряльмина воспользовался Эльдар Мадылбеков, который осуществил силовой захват здания.

Далее, как считает следствие, 5 июля 2010 года Мадылбеков составил фиктивное Соглашение о передачи доли в уставном капитале ОсОО «Глобал Профит», подделав подпись Биряльмина и оформив здание на своего приятеля Мукаша Байгелдиева.

21 июля 2010 года Байгелдиев продает здание по ул. Киевской, 74, помощнику Садыра Жапарова Мирбеку Букабаеву за 19 млн. 500 тысяч сомов, т.е. за ту же сумму, которую, по документам, выплатил Биряльмин осенью 2009 года.

При этом следствие утверждает, что Садыр Жапаров совершил эту покупку, «заведомо зная о незаконном оформлении здания Э.Мадылбековым на основании поддельных документов на имя М.Байгелдиева, с целью незаконного обогащения путем дальнейшей перепродажи, зная фактическую рыночную стоимость здания».

Как отмечает руководитель следственной группы Генпрокуратуры Р.Абдырасулов, в августе 2010 года Садыр Жапаров предложил здание своему близкому знакомому, экс-депутату Арзыбеку Бурканову. Но продать здание Бурканову не удалось, так как к этому времени следователь бишкекской прокуратуры А.Бейшенбаев наложил запрет в связи с проводимой доследственной проверкой, а 18 августа следователь по особо важным делам А.Хегай принимает постановление о наложении ареста на здание.

По утверждению следователя Абдырасулова, в связи с невозможностью перепродать здание Бурканову Садыр Жапаров обратился с претензиями к Эльдару Мадылбекову, и последний направил письмо о снятии запрета от имени следователя Бейшенбаева, подделав его подпись, в адрес Бишкекского управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество.

18 ноября 2010 года Садыру Жапарову наконец удается продать это здание некоему Э.Маматову за 23 млн. сомов. Но арест, наложенный следователем Хегаем, был до сих пор не снят, в связи с чем помощник Э.Маматова Ш.Жанибек уулу подает исковое заявление в Первомайский районный суд Бишкека о признании действительным договора купли-продажи здания, заключенного между его юридическим владельцем Мирбеком Букабаевым и самим Жанибек уулу.

8 апреля 2011 года иск был удовлетворен, и 24 мая 2011 года Бишкекский госрегистр зарегистрировал право собственности на здание за Ш.Жанибек уулу.

Полагаю, что на данном этапе какие-либо окончательные выводы делать еще рано; к тому же, Генпрокуратура предоставила не все материалы, ссылаясь на тайну следствия. И сложно сделать вывод, что Садыр Жапаров заведомо знал о заниженной стоимости здания по ул.Киевской, 74, что он заведомо знал о том, что оно принадлежало Максиму Бакиеву и досталось Эльдару Мадылбекову незаконно.

А временная депутатская комиссия тем временем соберется на свое второе заседание 28 сентября, в эту пятницу, и, возможно, вся эта ситуация немного прояснится.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×