Любой экстрим вызывает стресс у человека и он временно выходит из нормального состояния, а когда весь мир неожиданно сталкивается со всеобщей катастрофой, то в обществе, безусловно, будут витать апокалиптические настроения. В связи с этим очень важно принимать необходимые решения и действовать с учетом целого ряда социально-психологических аспектов, которые влияют на поведение людей. И появляющиеся факты в СМИ о поведении населения в условиях чрезвычайной ситуации свидетельствуют, что мы недорабатываем в этом направлении.
На что, на мой взгляд, следует обратить внимание:
Первое. Быстрое распространение коронавируса вызвало панические настроения у населения, которое кинулось опустошать магазины и аптеки, что вынудило правительство ввести режим чрезвычайного положения на определенной территории и принять ряд жестких мер медико-эпидемиологического и правового характера по ограничению передвижения населения. Данное обстоятельство весьма негативно влияет на психологическое состояние людей: с одной стороны усиливается всеобщая их озабоченность фактором коронавируса, с другой стороны всех угнетает мысль - как дальше жить, как работать, как прокормиться, ведь никуда не выехать, а главное впереди полная неопределенность.
В этой ситуации необходимо повсеместно создать психологические службы из числа профессиональных психологов, опытных людей, мудрых аксакалов, которые через телефонные центры, ТВ, радио, СМИ, интернет, любую доступную связь могут выслушать людей, их успокоить, дать им свои рекомендации, при необходимости задействовать соответствующие государственные органы, особенно социальные. Важно быстро и вовремя снять психологическую нагрузку у людей, ибо всеобщий психоз также опасен как и распространение коронавируса.
Второе. Население должно видеть и на себе чувствовать, что их повседневные проблемы решаемы, что власть их слышит и принимает необходимые меры. В противном случае, люди перестанут доверять государству и будут пытаться самостоятельно решать свои проблемы, что может вызвать всеобщий хаос. В этих условиях очень важно, чтобы все государственные органы, муниципальные службы и местные органы самоуправления создали свои кол-центры, которые работают круглосуточно, обеспечивают население соответствующей информацией, проводят разъяснительную работу, регистрируют и анализируют запросы населения и бизнес-структур. Но это не должно быть в форме дежурного телефониста, который перенаправляет заявителей куда-то или кому-то, а соединяет их с компетентными людьми. Кол-центры должны быть уполномоченными структурами, которые могут реально оказать помощь населению и вносить коррективы в деятельность чрезвычайных штабов. Например, при въезде в город остановили машину с продуктами, по каким-то причинам ее не пропускают, водитель связывается с любым кол-центром, который соединяет водителя с компетентным лицом, который должен персонально рассмотреть данное обращение, согласовать данный вопрос с соответствующими службами и урегулировать этот вопрос в режиме онлайн.
Любые запоздалые решения в условиях чрезвычайной ситуации могут вывести людей из равновесия. Приведу лишь два примера: в некоторых ВУЗах по непонятным причинам начали отчислять студентов за неуплату, а налоговые службы до последнего момента принимали у людей декларации о доходах, что вызвало определенную волну возмущений у населения. Правда, с опозданием, но удалось разрешить указанные конфликтные ситуации. Это только те факты, которые мы с вами знаем, а сколько несуразицы происходит на местах и в госорганах?
И третье. В условиях войны и глобальных кризисов на первый план должны выступить те, кто в силу своей профессиональной подготовки, психологических качеств могут быстро и компетентно решать чрезвычайные задачи. Нужны кризисные менеджеры на всех уровнях, которые объединены единой программой и единой государственной системой.
Не зря, как бы ему неприятно не было, Сталин, после начала войны, убедившись, что его военноначальники не справляются с чрезвычайными задачами, был вынужден освободить военных из тюрем, которые были осуждены как «вражеские шпионы», «враги народа», и направить их на фронт.