Страна стабильно лихорадит регион. Почему-то вспоминается грустное предупреждение У. Черчилля: “Азия – Балканы XXI века” и знаменитая фраза А. Македонского: “Владеющий Азией – владеет миром”.
Плюс внутренние противоречия социально-экономического свойства, актуальные вопросы делимитации южных границ, вольготная жизнь местного криминала, межэтнические противостояния и перманентное недоверие к Временному правительству. Плюс афганский наркотрафик и исламский фундаментализм. Плюс автократия политических режимов ближайших соседей по региону. Плюс пантюркистская доктрина о Великом Туране (едином государстве всех тюрков). И мы видим чётко очерченную дугу вероятного хаоса: Кабул – Бишкек – Астана – Казань. Бишкек находится как раз на излучине этого кривой. Оптимальная точка контроля и управления возможными столкновениями интересов как минимум в Ферганской долине. Практически восстановлен исторический путь Золотой Орды Чингисхана. Кстати, именно Чингисхан сделал из Афганистана то, что он есть сегодня – всего-то навсего разрушил ирригационную систему этого некогда цветущего оазиса и уничтожил профессионалов, способных её поддерживать.
А мы всё воюем. Неважно из-за чего. Ищем мифические третьи силы местечкового значения. Разница между реальностью и вымыслом порою в том, что в вымысле логики иногда больше. Нам бы вспомнить о Среднеазиатском урановом поясе, две трети которого падают на Кыргызстан. Уран – топливо двадцать первого века. А мы всё воюем. Воюем и никак не можем понять, что потенциал любой войны, её циничная “ценность” – это долги, которые она порождает. Если Вам должны – можно манипулировать. В этом сущность политической индустрии войны. Превратить всех в рабов долга. Кому-то это выгодно. Держать в напряжении весь регион.
И перед Кыргызстаном встаёт дилемма: отказаться от суверенитета нельзя, автономно существовать невозможно. В экономическом смысле среднеазиатский регион не существует, он существует лишь географически. Нет экономической целостности, нет сколько-нибудь заметной концентрации капитала - взаимозависимости и комплиментарности всех экономических субъектов - которая в советское время достигала 47%. В настоящее время ресурсная взаимодополняемость пяти стран региона очень невыразительна по трём основным причинам: 1) сырьевой тип национальных экономик; 2) дефицит жизнеобеспечения – земли и воды; 3) переизбыток низкоквалифицированных трудовых ресурсов вследствие аграрного перенаселения. В реальности это означает, что местный региональный союз пяти среднеазиатских государств (бывших советских) экономически не выгоден.
Эти моменты порождают так называемый “замкнутый цикл бедности”, предопределяя геополитический фактор стратегического партнёрства Кыргызстана и его национальную безопасность. Прибавьте сюда недостаток ответственной политической элиты, и станет очевидным устойчиво-депрессивный характер внутренней и внешней политики республики.
Так с кем ты, Кыргызстан? С Россией, Америкой, Китаем или, может, хочешь пригреться на груди у отшлифованной Европы? С мира по нитке – голому петля. Динамика вопроса определит как политический расклад внутри страны, так и обозримое будущее государства. Попробуем подумать и немного разобраться в этом раздрае.
Ясно, что наш системный кризис породил внутреннюю неустойчивость к внешнему давлению. Кулуарное форматирование политического устройства общества не решит копившихся годами проблем экономики и межнационального сосуществования, которые сегодня для нас - самые важные. И как их решать – во власти, похоже, не знает никто.
Мировые державы напротив, имеют внятные, но объективно конфликтные интересы в Кыргызстане: Китаю и России нужно, чтобы США убрались из Кыргызстана, а Штаты этого не желают. Все остальные происходящие события лишь производные этого противоборства.
Смысл происходящего геоэкономического противостояния:
По некоторым прогнозам, Китай уже к 2015 году станет мировым лидером по объему промышленного производства. Ожидается, что к 2012 году китайский фондовый рынок превзойдет по капитализации рынок акций США и выйдет в мировые магнаты. А это уже не шутки. Это монополия Китая на производство почти всех видов товаров. Это жёсткое перераспределение совокупного мирового продукта, две третьих которого до сих пор производились США и Японией. Отсюда попытка США всячески расширить своё присутствие в регионе. Цель - дестабилизация Средней Азии, которая позволит доставить массу хлопот Китаю и России, держа их в постоянном напряжении. Поэтому США устраивает слабая власть в Кыргызстане в лице Временного правительства.
Если американцы уйдут из Афганистана, они вновь начнут активно финансировать и вооружать талибов и другие экстремистские группировки региона.
На этом фоне Россия отреагировала очень серьёзным позитивным сценарием, создав беспрецедентный мировой экономический противовес нового типа с идеей поглощения значительной доли мирового рынка – группу БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Возникновение БРИК - восходящая тенденция мирового экономического развития.
А нам то от этого что? Да хотя бы то, что Кремль традиционно сохраняет огромнейшее экономическое и стабилизирующее влияние на Бишкек.
Попытка Временного правительства управлять страной накрылась медным тазом и обернулась возникновением серии внутренних очагов радикальной напряжённости. Народ прочувствовал это на собственной шкуре и весьма осязательно. Проснулись духи прошлого. Что такое “радикализм”? Это такое положение вещей, когда всё вырывается с корнем. Это почти Гаити, только не природными, а политическими средствами. В такой обстановке Россия не стала вводить войска в Кыргызстан и поступила умно, потому что понимает - ключ к решению проблемы лежит не в военном подавлении экстремистов. Договариваться надо с их хозяевами. И погромы прекратятся. С другой стороны подобную услугу России никто бы и не оценил, а ущербность Временного правительства не пошла бы дальше последующего нытья об оккупации на фоне тотальной нищеты и бесконечной этнической смуты.
Худо-бедно выход нашли. В парламентской республике азиатского типа. Говоря о парламентаризме, влиятельный оппозиционный политик республики М. Д. Ниязов обоснованно считает, что “Кыргызстан станет камнем преткновения между Востоком и Западом. Для России такое решение не самое лучшее. Для Запада такая модель приемлема ”.
Н. А. Назарбаев как-то мудро заметил, что “Россия навсегда останется Европой для Азии и Азией для Европы”.
Несмотря на то, что Москва активно критикует парламентский “выбор” Кыргызстана, пока нет существенных намёков на то, что Россия будет выступать против этого курса. Недовольство со стороны Кремля вызвано моментом неопределённости. Кыргызский парламентаризм для России – не более чем фикция, понятие с нулевым объёмом государственного содержания. В Первопрестольной предпочитают иметь дело с авторитарным, вменяемым, сильным, внятно артикулируемым и предсказуемым лидером. В связи с чем наши ведущие политики стремятся добиться расположения России, заручаясь перспективной поддержкой Москвы, которая не очень-то спешит короновать того или иного претендента на верховную власть и окончательно решить, кто же встанет во главе Кыргызстана.
Отсюда вывод, на дядю надейся, а сам не плошай. Чувство самосохранения побуждает как лидеров, так и аутсайдеров политической элиты принимать самые активные меры по обустройству ближайшего будущего. Из политического хаоса рождаются новые политические партии и блоки, из которых одни базируется больше на национальной основе, другие больше на социальной, третьи – на религиозной. Относительно последних хотел бы заметить: политические партии не должны иметь ничего общего с религиозными проблемами, если они не хотят погубить обычаи и нравственность своего собственного народа. Точно так же и религия не должна вмешиваться в партийно-политическую склоку. Привлекая на службу своим политическим интересам религиозные моменты, партии вызовут к жизни таких джинов, о существовании которых они раньше и сами не подозревали.
На политическом Олимпе Кыргызстана сегодня фундаментально осели три проправительственные партии - О. Текебаева, Т. Сариева и А. Атамбаева. Особого уважения, а уж тем более восторга они не вызывают. Учитывая одиозный характер и негативный общественный резонанс этих персон. Тут всё ясно. Объединятся они, вряд ли будут. Зачем? Деньги есть и ресурс административный при них. Это потом в парламенте будут создаваться фракции и прочее. А пока – вялотекущая грызня компроматов, скорее всего.
Индифферентные политические альянсы типа А. Мадумаров – И. Масалиев мне как гражданину этой республики тоже не очень-то импонируют. Это – для пионеров и пенсионеров. Люди эти в себе неуверенные и колеблющиеся. А сомнения, как известно, парализуют волю и мешают принять серьёзное, ответственное и твёрдое решение. К тому же, психика широких масс совершенно невосприимчива к чему-то слабому и половинчатому.
Особнячком от всех стоит наш национальный перл, политический Гиперреалист – А. Бекназаров. Несколько слов по поводу его недетского лепета о размещении стольного града Бишкек на ещё не обуглившихся ошских руинах. Извините, достал. А что, впечатляет. Козырная южная карта. Прямо-таки целый политический туз. Только это уже не политический “гешефт” в смысле бодренько-ультимативного “Получайте!”. Не маленький национальный фанатизм. Это уже клиника - параноидальный синдром в степени острой декомпенсации. Попытка уничтожения государственных, общественных и общекультурных ценностей. Бишкек - сердце республики. Это же понятно. Только благодаря этому городу и держится ещё весь наш межнациональный кисель. Из этого города только ещё и может исходить та жизнь, которая поддерживает существование болезненного организма всего пошатнувшегося государства. Чем больше нам удалось бы оздоровить сердце, тем более свежим мог бы стать весь организм.
Далее о других партиях. Вероятный политический блок трёх партийных образований представляет, с моей точки зрения, громадный интерес, как для общества, так и для будущности всего Кыргызстана. Вот это действительно серьёзно и для меня и для Тебя – читающий и думающий. Триумвират персонально: Ф. Кулов, М. Ниязов, О. Суваналиев. Я не шучу, не до шуток, когда на кону – государство. Мужики, объединяйтесь! Без Вас спасти страну может только масштабное, многостороннее, срочное и системное внешнее вмешательство – «внешнее управление».
И наконец (не могу сдержаться), о Мадам Переходного Периода. Браво! Перепутать экспорт с импортом, национализацию с рейдерством и тащить нищую страну в Таможенный Союз – это не каждому дано. Ну как тут не вспомнить Н. В. Гоголя: Говорят, у алжирского бея шишка под носом. А ещё говорят, что Италия и Франция – это одна и та же страна. А некоторые даже имеют наглость утверждать, что у каждой курицы есть своя Италия. И находится она, знаете где? Э-э-э. В местечке неподалёку от перьев хвоста. А засим, аривидерче!
P.S. На носу осень. А там и до зимы рукой подать. Она и вынесет окончательный вердикт интеллекту архитекторов кыргызского парламентаризма.
Владимир Фарафонов, кандидат философских наук
(Общественно-патриотическое движение
“За возрождение государственности Кыргызстана”)
14.07.2010
Добавить свою статью
15 Июля 2010
Кыргызстан: дуга напряжённости
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Другие статьи автора
24-03-2011
Возвращаясь к ливийскому синдрому
11644
24-02-2011
Кыргызстан: детские шалости мырксизма
8225
16-12-2010
Кыргызстан: титульный террор или путёвка в ад
12044
23-08-2010
Последний парламент кыргызской надежды
6642
Последние
20.09.2024
Исмаил Даиров
Вода и климат – основа успешного сотрудничества Кыргызстана со странами Центральной Азии и международным сообществом
282
18.09.2024
Толон Турганбаев
Сосуществование государственного и официального языков в Кыргызстане
707
18.09.2024
Исмаил Даиров
Центральная Азия + Германия – что и как было на встрече глав государств
991
18.09.2024
Рахманбек Тойчуев
Как уменьшить число ДТП со смертельным исходом на дорогах и «общественно» наказать нарушителей порядка
713