Это интервью стало предметом обсуждения на нашей кафедре уголовного права в одном из столичных ВУЗов. Ценные мысли высказали мои коллеги с опытом судебной и следственной работы.
Первый вопрос как принято в уголовном праве — мотивы такого действия.
Генпрокуратура проводит проверку по интервью Евгения ГуревичаШантаж Бакиевых с целью получения денег? Но это лучше сделать без шума. Можно предположить, что Бакиевы не вняли его угрозам и сказали - делай что хочешь. Хотя насколько им нужен шум, из которого вырастут новые судебные процессы, за которые все равно придется платить немалые деньги? Допустим, Гуревич не получив положительного ответа от своих бывших «работодателей», решил им отомстить и сделал это интервью. Но Гуревич не последний «консультант» и знает, чем грозит ему это заявление. Его заявлением заинтересовались правоохранительные органы нескольких стран. Если помните, он говорит про российский кредит; команду Березовского; банки, отмывавшие деньги; бизнес, приносивший семье баснословные доходы. Раскрутка каждого его предложения выведет на большое количество других фигурантов, проживающих как в Кыргызстане, так и за его пределами. Он ценнейший свидетель особенно для наших правоохранительных органов. Ему больше терять, чем Бакиевым с этим интервью. Он прекрасно понимает, что если Бакиевы обратятся к американской прокуратуре с с просьбой оградить от этого шантажиста, отбывающего еще срок, то ему придется выложить все доказательства причастности Бакиевых к ограблению Кыргызстана, чтобы не получить новый срок.
Второе — прокуратура может сама начать расследование, поскольку он сам говорит «но могу единственно подтвердить то, что я спас Максима от очень серьезной угрозы. Ему грозило от 30 до 40 лет в США. Без моего участия американская прокуратура просто не смогла построить против него дело. С моим участием они сделали бы это очень легко».
Потом он говорит про Максима «его отец был некой марионеткой в его руках», что рождает новое уголовное по нарушению клятвы президента КР «с честью и неустанно выполнять высокие обязанности Президента, возложенные на меня доверием всего народа», то есть практической передачи свои полномочия лицу, не оговоренному в законодательстве и передачи с целью извлечения преступных доходов в пользу семьи. Трудно представить, чтобы в какой-то цивилизованной стране избранный Президент выполнял поручения лица - даже члена семьи с целью наживы.
Гуревич приглашает наши правоохранительные органы к сотрудничеству, как он говорит: «Я готов к честному диалогу. Я сделал шаги, у меня есть подтверждения. Я хотел помочь Кыргызстану вернуть финансовые средства, которые были украдены Бакиевыми». Теперь слово за блюстителями за законностью, будем надеяться, что это дело не замнут, прикрывшись «тайной следствия», как это принято у нас.
Народ должен знать, как страну обворовали и кто помогал в этом воровстве. Может, для начала нужна будет и депутатская комиссия, которая возьмет это дело под контроль. Вообще это лакмусовая бумажка и для нашего парламента. От его реакции можно понять, кто там сегодня «представляет народ». С «международным финансовым консультантом» нужно договариваться на понятном ему языке. Языке денег. Гуревич сам посчитал минимальную сумму, которую ему нужно помочь восстановить, чтобы он прошел по амнистии у нас. Он говорит «Я получил, я посчитал - около 96 лет строгого режима в суде. Я свою роль вижу не в том, что я приеду в Кыргызстан и отбуду 96 лет в режиме строгого режима». Он должен помочь восстановить по крайней мере 96 млн долларов, чтобы получить амнистию или условный срок. Если он захочет поиграть в кошки-мышки с нами, то для таких как он, Бакиевых и их поддельников написана Международная Конвенция по борьбе с коррупцией, где любая страна может иницировать уголовное преследование лиц, подозреваемых в извлечении преступных доходов, где бы они не находились. Кыргызская Республика, Великобритания и США являются участниками этой Конвенции.
Еще один важный вопрос.
В ходе дискуссии с коллегами у нас возник вопрос, почему все обвинения до этого строились в основном против семьи Бакиевых. Всем понятно, что обвинение Бакиевых — это «пальцем в небо». Они далеко и они все стерпят. Даже если предположить, что в этом участвовали многочисленные их родственники, все равно это не было бы возможным без участия должностных лиц, исполнявших эти преступные приказы. Не сам же Бакиев перечислял деньги российского кредита Гуревичу. Была целая цепочка из высокопоставленных лиц, которые давали команду подчиненным. Кто эти люди исполнители-соучастники вывода народных денег?
Или же на вопрос «что от поставок топлива в транзитный центр «Манас» бюджет Кыргызстана недополучил миллионы долларов. Эта тема, как вы говорите, обсуждалась и в самой Америке. Вам известно, о какой сумме идет речь?»
Гуревич отвечает, «Я думаю, это вопрос простой математики. Просто посчитать объем контрактов, которые в течение 4-5 лет поставлялись с нулевой госпошлиной… Кто эти люди, которые помогли обнулить госпошлины в пользу семьи Бакиевых и вытащить эти средства из госказны?»
Одна из моих коллег высказала интересную мысль. Если наши блюстители попытаются представить из Гуревича невменямого субьекта. И в ходе проверки его «заявления оказались не соответствующими действительности или по данному интервью проводится проверка», то это попытка «блюстителей» договориться с Бакиевыми и их поддельниками....