Сейчас очень много стали говорить через СМИ об обряде кыз ала качуу как чуть ли ни о массовом явлении, характеризующем духовный мир кыргызов с негативной стороны. Успешная не только в профессиональном плане русская коллега, супруга авторитетного в стране ученого, говорила, что была на мероприятии типа круглого стола, организованного американской стороной, посвященном проблеме кыз ала качуу в Кыргызстане. Его организаторы демонстрировали итоги научного исследования и пришли к выводу, что в результате кыз ала качуу у кыргызов рождаются низкорослые дети. Чтобы преодолеть эту проблему, необходимо в пищу употреблять форель, к производству, которого они сами причастны. Не было предела удивлению и возмущению утонченной интеллигентной коллеги-доцента такому нелепому научному исследованию и выводу, ставящему ее соотечественников кыргызов на уровень полудиких племен африканского континента. Местные участники мероприятия пытались возразить и приводили свои обратные доводы, которые были тщетны, «как об стенку горох». Зарубежные ученые остались при своем мнении, возмущалась она.
Конечно такие исследования, подчеркивающие ущербность духовного мира кыргызов, не делают им чести, несмотря на их высокие авторитеты, и не от избытка у них знания нашей страны. Если ребенку все время внушать, что он тупой, существует вероятность, что он таким станет. Глобализация вселяет в духовный мир кыргызов много чуждого наряду с позитивом и много негатива, проявляющегося в типе балахонистого одеяния, длинной бороды и непонятных видоизмененных платков с другим названием, чего у нас никогда в традициях не было.
История кыз ала качуу
Дедушка с бабушкой говорили, кыз ала качуу раньше не было, это стали делать некоторые обу жок томаяктар в советское время. Бабушка часто рассказывала, что раньше, куда приходились ее детство и молодость, были в традиции специальные тои, посвященные проводам девушек замуж, с обязательным пением - кошок кошуу. Я не поинтересовалась, почему этот обряд в советское время перестал существовать. Видимо, на него тоже был наложен запрет, так например нежелательными были даже празднование рамазан айтов. Благодаря успешной в советский послевоенный период демографической политике в КР рождаемость была очень высокой, сельские семьи были многодетными: 5-6 детей, а то и 10 и более, было обычным явлением для того времени. Тогда кыргызское село переживало своеобразный демографический взрыв, а столица Кыргызстана в основном была русскоязычной.
Нам, девушкам того поколения, было стыдно во всеуслышание заявлять, что выходим замуж, как-то считали это сугубо личным делом в своей жизни, возможно, в этом выражалась независимость кыргызской женщины – абсолютная самостоятельность в выборе спутника жизни. Обычно родители одобряли выбор дочери. Как и все родители цивилизованного мира, они нам желали счастья и только счастья, считались с мнением дочерей. Брали символический калым, который тратили на сеп, лишь бы была счастлива, лишь бы потом не плакала, молили бога наши родители.
Когда дочери выходили далеко за южан, или наоборот северяне женились на южанках, оставались и без символического калыма. Родители застенчиво говорили, кызым куйоого качып кетиптир, посылали маленькую делегацию в 2-3 человека, с жене и тошоками. Дочь известной женщины в стране вышла замуж за американца, который дал калым в размере 700 советских рублей. Эми коллективке кантип айтам ушуну эле берди деп, стеснялась она. А коллектив ее фабрики насчитывал наверно несколько сот, чуть ли не тысячу человек. При всем этом она поддержала выбор дочери. Дочь сейчас имеет частную клинику в Америке, является успешным врачом.
Мы, кыргызские девушки, знакомились, влюблялись, встречались и выходили замуж по любви, как и все женщины цивилизованного мира. Не знаю, откуда берутся мифы и статистика, что в Кыргызстане кыз ала качуу – чуть ли не массовое явление. Так на заре суверенитета страны в СМИ было очень много информации о некой в сексуальном плане аномалии и отсталости в жизни кыргызских семейных пар, что опять же бедная кыргызская женщина находится в ущербном положении. В школах читали лекции и массово раздавали противозачаточные резиновые средства, отрабатывая зарубежные гранты. Хотя, как передавали СМИ, в Америке молодежь назвала такие лекции аморальными и отказалась слушать. Был даже написан учебник о половом воспитании школьников в КР, почти весь тираж которого был потом сожжен разгневанной местной публикой. Некоторым представителям сильных стран стало привычным говорить о нас за нас, затрагивая даже самые сокровенные глубинные чувства, куда лезть в цивилизованном мире считается неприличным. Молодежи приходится застенчиво отворачиваться от навязчивых интриг старого испорченного великосветского общества, считающих себя умными, ведущих себя как пуп земли.
Материальное положение у всех было разным, в общежитиях студенты устраивали шумные торжества в комнате невесты, ее в фате и свадебном платье увозили к родителям в села, где давали тои, некоторые уезжали просто с любимыми к его родителям без шумных проводов, регистрировались в загсе. После окончания вуза старшие по возрасту эжекелер говорили, чемоданымды которуп кантип уйго барам, что подумает отец, неужели никому из многочисленных в столице жигитов не понравилась моя дочь, что никто ее замуж не взял за пять лет учебы. Тандаган тазга жолугат, коп тандабай бироонун этегин кармап турмушка кетейин, говорили они. Для нас младших это было наставлением.
После приезда невесты родственники жениха 3-4 человека кулдук уруп с калымом в сумме одна или полторы тысяч советских рублей и плюс лошадь (баш ат) ехали к родственникам невесты, а родственники невесты срочно ехали кубалап к ней, чтобы узнать ее согласие до заключения нике. После этих обрядов, которые длились около трех дней, по согласию сторон молдо заключал нике, только после этого молодые вступали в брак и создавали семью. До трех дней до получения согласия родителей невесты, и старшие, и жених уважали и бдили неприкосновенность и девственность невесты. Она в кошого спала одна без жениха. То, что насильственный брак без согласия –это преступление и грозит тюрьмой, все осознавали четко. Если девушка не согласна, делегация забирала ее с собой, но без громкой огласки. Старались держать в тайне даже от близких родственников. Это считалось событием нежелательным для обеих сторон.
Многие наши пословицы звучат грубовато, но отличаются сильной меткостью. Еще в те времена нашей молодости старики говорили: кунажын козун сузбосо букачар мурунтугун узбойт, если девушка не даст повод, парень не станет увозить ее насильно, кто хочет быть нелюбимым насильником мужем и нести это клеймо всю жизнь. Семья не без уродов, по обычной статистике, если украл невесту без согласия, муж всю жизнь остается покорным, внимательным и уважающим, но не без исключения, твари и насильники водятся в любой стране.
Успешные врачи в пожилом возрасте, вспоминали свою молодость. Они вместе учились, любили друг друга, встречались. Парень был из отдаленного села Ат-Башы, а девушка была столичной красавицей, да еще и сестрой известного в стране генерала. Решили они пожениться, по дороге домой к жениху она стала плакать, наверное устроила скандал. Жених расстроился из-за ее капризов, остановил машину, высадил свою невесту, тогда оставайся, если не хочешь за меня замуж, решил он. И мы поехали, оборачиваюсь, она бежит за нами, ну и забрал ее, - смеялся уважаемый хирург, заведующий отделением. Успешная семья династии врачей, которым уже почти 70 лет.
Моя мама после нескольких встреч согласилась выйти замуж за отца. Он иногда смеялся, вспоминая: Я ждал, спрятавшись под обрывом у реки на коне с другом, ты же сама прибежала босиком, новые ботиночки через плечо повесив.
Подругу с будущим мужем познакомила его мама, старшая коллега по работе. Отец жениха погиб еще до его рождения, а мама состояла во втором браке, имела других детей. Внука попросила оставить бабушка по отцу, и жених вырос у бабушки на Иссык-Куле. Подруга жила со мной на частной квартире во Фрунзе. Иногда приезжал ее жених, водил ее в кино и обратно уезжал домой к бабушке. Он признался в любви, целовались, интересовалась мы, представлявшие процесс женитьбы по шаблонному сценарию кино и многочисленных прочтенных нами романов и повестей. Нет, - говорила невеста, - водил в кино, купил конфеты. Угощала нас купленными им батончиками и ирисками в бумажных кулечках.
Сегодня заберет меня домой, - сказала она, одела подружкино платье для приличия и стала ждать его. Приехал жених очень поздно в полночь на машине ветпомощи, говорил, что сломалась по дороге, поэтому так поздно получилось, извинялся. Машин было тогда мало, поэтому то что сам наверное после работы договорился с другом было великое дело, тогда нам было по 24-25 лет. Тихо, чтобы не будить хозяев, вышли из пятиэтажки микрорайона, вчетвером с водителем в машине ветпомощи символически выпили шампанское с шоколадкой.
Жених подруги, которого я видела впервые, попросил меня для приличия сопровождать, т.е. быть дружкой до квартиры матери во Фрунзе. Мы приехали туда, где нас поместили в детской комнате городской квартиры. Никакой помпезности с кошого и обрядами не было. За нами ухаживали таяке чуть старше нас, ныне видный политический деятель в стране, и таажене жениха. На следующий день они уехали на Иссык-Куль на постоянное место проживания, где живут и по сей день в счастье, благополучии и взаимном согласии. Не помню, чтобы родители подруги-одноклассницы из Ат-Башы препятствовали замужеству дочери. Возможно, маму ставила в известность, как тогда практиковалось, главное, что самостоятельно обрела женское счастье в семье в детях, ныне у нее куча внуков, муж – высокопоставленный госслужащий в области, она катается как сыр в масле.
Рассказывая эту историю, вспоминаю случай в МГУ им. Ломоносова. Я была в гостях у эжеке, которая жила с девушкой из Подмосковья. К нам заглянул аспирант кыргыз, ныне уже покойный агай, преподававший высшую математику в солидном вузе. За чаем зашел разговор об обычае кыз ала качуу, девушка стала стыдить байке по поводу варварской традиции кыз ала качуу, о котором наслышан весь мир. Тогда агай деликатно сумел объяснить и убедить россиянку, что это совершается по обоюдному согласию, сказал еще, что молодые достаются друг другу чистыми и неиспорченными. Они были старше меня лет на десять. Смысл слов агая дошел до меня позже, когда подруга вышла замуж.
Сказать, что она сама за ним побежала замуж - не тактично, чтобы не ронять ее честь перед родителями. Говорят, ала качты, чтобы набить цену своей невесте, хотя она сама уехала со своим милым, возможно, даже не будучи целованной. Этой фразой смягчается боль иногда даже граничащего с предательством внезапного ухода дочери из семьи в чужие руки, хотя пытаются доказывать свою преданность родителям, сохраняя девичью фамилию. С первых дней родители мужа стараются строить хорошие отношения с келин, бизге баш кошулду, - радуются они. Пытаются безболезненно адаптировать ее к другой семье, келиндин келген жылкысы эсинен кетпейт, - говорят в народе. Келин кетпесин, кыз келбесин, - гласит народная мудрость.
Часто девушки принимают ухаживания парня, не задумываясь о последствиях
Часто девушки принимают ухаживания со стороны парня, не задумываясь о последствиях. Иногда даже выходящие за рамки приличия. Влюбился племянник знакомой в девушку из Бишкека, где он работал, торгуя сотовыми телефонами, делал очень хорошие деньги. Девушка отвечала взаимностью, познакомила со своими родителями. Парень единственный сын благополучной сельской семьи из Нарына, была у него шикарная по тем временам черная машина Ауди с-4. Родители девушки использовали влюбленного парня, как только могли, и куда только могли, ездили на его машине на природу. Парень умел хорошо разделывать и варить мясо на большое количество гостей, помогал встречать их. Так продолжалось два года, дело шло к женитьбе, родители парня готовились к свадьбе. Только тогда родители девушки запирают ее от него, на связь по телефону она не выходит. Через пару недель выдают ее замуж за другого. Прошло два года с тех пор, парень никак не женится…
Как обратный случай, в комбанке, где я работала 10 лет, замечала, что молоденькие коллеги красавицы не принимали ухаживания и подарки особо назойливых поклонников среди клиентов. Потом, шутя, мне объясняли: чем я буду расплачиваться, эжеке, не надо напрасно обнадеживать парней, мне не понравился, другой понравится, ведь где-то ждет его суженная. Высоко ценю порядочность тогда еще совсем юных бывших коллег. Возможно, это объясняется их хорошим материальным положением, тогда наш банк был одним из самых высокодоходных. Руководители банка не раз ругали нас, чтобы не разглашали размер зарплаты, которая по тем временам была очень высокой. Никогда не слышала, чтобы кто-то из коллег раскручивал кого-то на обед, такое не практиковалось, считалось, наверное, ниже их достоинства. Сравниваю с жадностью и алчностью родителей несостоявшейся келинки знакомой, изранивших душу добродушного чистосердечного сельского юноши.
Знакомая рассказывает: парень, которому за 30 лет, познакомился с девушкой и пригласил ее в ресторан, она заказала несколько блюд и ела, как в жизни эч нерсе корбогондой болуп, что после этого всякий интерес к этой девушке пропал. Мама мне говорила, если парень не нравится - нечего принимать ухаживания и раскручивать его, ал да бироонун ардактаган баласы. Знакомый судья возмущался, иногда сами принимают ухаживания, ложатся в постель, а потом прибегают и жалуются, что их насилуют, попробуй, разберись, кто больше виноват.