Я признателен проекту Fact-checking за попытку разобраться в достоверности приведенных мною цифр в недавнем интервью телеканалу «Апрель» относительно соотношения фактической себестоимости 1 МВт электрической энергии при реконструкции ТЭЦ Бишкека и подобных объектов в соседних странах.
Согласно отчету Fact-checking, полностью нашли подтверждение данным о том, что реконструкция Бишкекской ТЭЦ обошлась в два раза дешевле, чем два таких объекта в Казахстане (ТЭЦ-4 «Караганда» и ТЭЦ-3 «Семей»).
В то же время, я категорически не согласен с выводами Fact-checking о себестоимости Душанбинской ТЭЦ. Специалисты Fact-checking учли только кредит КНР на втором этапе строительства Душанбинской ТЭЦ (331,5 миллионов долларов), но по совершенно непонятным причинам игнорировали 17 миллионов долларов, которые добавляло само правительство Таджикистана. И любой гражданин может сам сверить эти цифры и найти цифру в 350 миллионов долларов во всех СМИ, а не 331,5 миллионов долларов, как у специалистов Fact-checking.
В таком случае, совмещенные два этапа на ТЭЦ-2 Душанбе стоят тогда 528,9 миллионов долларов и дали добавочно 400 МВт мощности. Это соответствует приведенным мной данным о себестоимости в 1,32 миллионов долларов за 1 МВт. То есть оказались все равно дороже нашей реконструкции.
Не учитывает Fact-checking и реальное значение двух золотых месторождений, переданных таджикскими властями в разработку китайской компании, строившей Душанбинскую ТЭЦ. Fact-checking называет это просто скромным «условием оплаты». Но Таджикистан передал в преференциальное пользование два золотых рудника – «Восточная Дуоба» и «Верхний Кумарг» с суммарным запасом золота, по оценке некоторых экспертов в 130-150 тонн за реконструкцию компании TBEA.
По сути, это два кыргызских Джеруя. А как известно, мы добились, чтобы бюджет Кыргызстана получил в качестве оплаты от инвестора за разработку Джеруя 100 миллионов долларов США. Только за право разработки! Вот и судите, что означает получение права на разработку двух золотых месторождения в Таджикистане.
Причем TBEA будет получать всю прибыль с продажи золота с этих рудников в Таджикистане до тех пор пока не окупит свои затраты на ТЭЦ, а потом получит гарантированное соглашение по рудникам. ЭТО НЕ УСЛОВИЕ ОПЛАТЫ, ЭТО И ЕСТЬ ОПЛАТА. Потому что когда речь идет о 4-10 миллиардах долларах золота на рудниках, вы хоть за сколько угодно отстроите ТЭЦ, лишь бы получить преференциальный доступ.
Моя признательность специалистам, заметивших ошибку моих помощников по подсчету стоимости Туракурганской ТЭС в Узбекистане. К сожалению, они взяли ошибочную цену из статьи «Во сколько обходятся новые ТЭЦ» на портале 24.kg и перепутали мощность.
Но вот другие эксперты заметили также, что приведение примера по Туракурганской ТЭС оказалось изначально некорректным, потому, что она классифицируется как ТЭС (тепловая электростанция), а не как ТЭЦ (теплоэнергоцентраль). После реконструкции Бишкекской ТЭЦ мы получили добавочно не только 300 МВт электроэнергии, но ещё и добавочно распределяем по городу 300 Гигакалорий тепла. Туракурганская ТЭС строилась исключительно для выработки электроэнергии и у нее нет функций подачи горячей воды и тепловой энергии. Понятно, что если бы это была ТЭЦ, то и себестоимость соответственно бы поднялась значительно.
По части сравнения с Таджикистаном, продолжаю настаивать на том, что себестоимость 1 МВт прироста мощности Бишкекской ТЭЦ при ее реконструкции оказалась дешевле, чем себестоимость 1 МВт при строительстве Душанбинской ТЭЦ.
А с учетом передачи китайской компании права на разработку двух золотых месторождений в Таджикистане, то себестоимость 1 МВт электроэнергии при реконструкции Бишкекской ТЭЦ получается намного дешевле, чем этот показатель по Душанбинской ТЭЦ.
Считаю важным, чтобы специалисты Fact-checking учитывали все факторы, которые влияют на качество проводимой ими работы.
Пресс-служба СДПК.