Турусбек Сагымаев заявил, что я, якобы, веду политику, направленную на разрушение страны и, почему-то, назвал такую политику проамериканской и проеврейской. В качестве доказательства моей разрушительной деятельности он привел то, что «Ата Мекен» инициировал отставки Акматбека Келдибекова с поста спикера, Омурбека Бабанова с поста премьер-министра и Зарылбека Рысалиева с поста министра внутренних дел.
В этой связи хочу отметить следующее. Я долгие годы жизни посвятил укреплению, развитию Кыргызстана, принципиально выступая против тех руководителей, которые вели к социально-экономическому кризису, к коррупции, криминализации и семейно-клановой диктатуре в политической жизни страны. Я определял и определяю себя как прокыргызстанского политика.
Также, я хочу ответить и на 3 вопроса, поставленных Турусбеком Сагымаевым. Все вопросы цитирую дословно.
1. «Где находился Омурбек Текебаев 7 апреля 2010 года после освобождения из-под ареста в ГСНБ? Почему он не выступил перед людьми, которые проливали кровь на площади «Ала-Тоо» перед Белым домом?».
Я был арестован и заключен в СИЗО ГСНБ вечером 6 апреля 2010 года. 7 апреля примерно в 16.00 меня выпустили оттуда под давлением народных масс. При этом сотрудники ГСНБ попросили меня увести участников митинга от здания, чтобы не пострадали документы, касающиеся национальной безопасности.
Я вместе с огромной массой людей направился на площадь «Ала-Тоо». При аресте с моих кроссовок сняли шнурки, поэтому они периодически спадали, и я оставался босиком. Пока мы шли, меня несколько раз поднимали на руки, потому что из-за перенесенной ранее операции на позвоночнике мне было трудно ходить. Когда мы достигли площади «Ала-Тоо», я выступил у Статуи независимости (теперь там установлен памятник Манаса Великодушного). Вокруг слышались выстрелы. Хотя я выступил перед окружавшими меня людьми, было плохо слышно, потому что ни у кого не было мегафона. Кстати, именно отсутствие громкоговорителей, раций и иных средств управления массами является косвенным доказательством того, что восстание было истинно народным, стихийным. Единого центра управления и координации протестующими гражданами, не было.
У меня было два выхода. Первый – с голыми руками пойти на захват Белого дома. Второй – создать какой-то центр, штаб для управления процессом. Я выбрал второе и предложил перейти в здание Жогорку Кенеша. В разгромленном парламенте я с Розой Отунбаевой, Болотом Шер, Темиром Сариевым, Исой Омуркуловым, Дуйшоном Чотоновым и другими лидерами оппозиции заняли кабинет на втором этаже. Нас окружала огромная масса людей, с большинством из которых мы даже не были знакомы.
Мы определили группу для ведения переговоров с премьер-министром Данияром Усеновым. Остановились на Темире Сариеве и Кенешбеке Дуйшебаеве. В этот момент в Кыргызстане фактически не было конституционной власти. Из Белого дома по-прежнему стреляли. Страна осталась без управления и стояла на грани катастрофы. Чтобы восстановить управление, надо было срочно найти альтернативную форму госуправления. Мы создали ее в виде Временного правительства, в котором я тоже сыграл немаловажную роль. Мы стали готовить первые декреты.
Временное правительство было признано народом, другими государствами и даже самим Бакиевым, написавшим письмо об отставке перед бегством из страны.
Хочу отметить, что основными задачами Временного правительства были:
А) Восстановление единой системы управления страной, так называемой «вертикали власти»;
Б) Восстановление законности и правопорядка на всей территории страны;
В) Обеспечение стабилизации финансово-экономической системы;
Г) Проведение конституционной реформы;
Д) Формирование новых органов власти на законных, легитимных основаниях. В частности:
- избрание по партийным спискам нового созыва Жогорку Кенеша (октябрь 2010);
- формирование состава Правительства Кыргызстана (декабрь 2010);
- избрание Президента Кыргызстана (октябрь 2011);
- формирование судейского корпуса (2011-2012);
- выборы органов местного самоуправления (ноябрь 2012).
Таким образом, процесс стабилизации и легитимизации органов государственной власти, ставший содержанием переходного периода, в целом шел в установленных Временным правительством порядке и сроках. С небольшим запозданием, но свои задачи мы выполнили.
2. «С кем и где находился Омурбек Текебаев во время межэтнических июньских событий 2010 года?».
В тот день, когда в городе Ош начался конфликта, я находился в Бишкеке. Когда к нам поступила информация о беспорядках, столкновениях, мы сразу же собрались в кабинете Председателя Временного правительства – Розы Отунбаевой. С учетом имевшейся у нас информации провели анализ, приняли необходимые решения. В течение ночи мы мобилизовали имевшиеся в нашем распоряжении силы и с раннего утра начали переброску в Ош. Нам пришлось так поступить, поскольку местные правоохранительные органы были частично парализованы, частично оставались лояльны режиму Бакиевых и не подчинялись приказам. 10 июня рано утром вместе с военными, я прибыл в город Ош для анализа ситуации.
Было введено чрезвычайное положение. Провели совещание, всем службам даны поручения. Вся власть передана спецпредставителю Временного правительства по южному региону Исмаилу Исакову, коменданту города Ош Бактыбеку Алымбекову. Необходимость в нашем присутствии отпала, поэтому гражданские представители Временного правительства вечером того же дня вернулись в Бишкек.
3. «Отчет члена Временного правительства Омурбека Текебаева о проделанной работе».
Во Временном правительстве мне была поручена разработка проекта Конституции для вынесения на референдум. Что и было мною сделано. 27 июня 2010 года народ Кыргызстана принял на референдуме Конституцию Кыргызской Республики. Этот документ лег в основу стабилизации ситуации в Кыргызстане. В ее рамках прошла легитимация всех ветвей государственной власти.
Но главное, что с принятием новой Конституции ситуация в стране разом пошла к стабилизации. Не случайно в те дни многие видные эксперты назвали эту Конституцию «Конституцией мира и согласия». Она положила конец смутному периоду и вернула процессы в Кыргызстане в правовое русло.
В начале июля я первым из членов Временного правительства подал в отставку со своего поста, чтобы не вызвать ни у кого сомнений в искренности наших намерений впервые в истории Кыргызстана провести открытые и равные выборы. Чтобы нас не обвиняли в использовании административного ресурса. Чтобы все политические силы получили равные возможности для агитации и контроля над избирательным процессом.
Что касается героев 7 апреля, то время еще покажет, кто и как исполнил свой долг перед их памятью.
Заслуги выдающихся патриотов, по зову сердца пришедших к Дому правительства и светлая память об их гражданском подвиге стали неотъемлемой частью истории современного Кыргызстана.
Народ помнит, что снайперы стреляли в самых активных митингующих. В тех, кто пытался управлять и организовывать народные массы. Именно таких активистов убивали и ранили первыми. В их числе был сын Турусбека Сагымаева Айтбек. В их числе были и члены нашей партии.
Я чту погибших героев и считаю, что никто, в том числе их родственники, не должен допускать действий, умаляющих их заслуги перед Отечеством, спекулировать их именами или ронять тень на их память.
Пусть земля будет пухом павшим героям. Память о них навсегда в наших сердцах.
С уважением,Заместитель председателя Временного правительства,
Председатель Конституционного совещания 2010 года,
Омурбек Текебаев