Добавить свою статью
24 Сентября 2019
Энергетика Кыргызстана – пациент скорее мертв, чем жив

Все мы понимаем значение электроэнергетики для экономики страны, для ее граждан. Даже кратковременное отсутствие электроэнергии сразу же отбрасывает жизнь человека в условия каменного века – нет света, ничего не работает, нет жизнедеятельности. Сегодня электроэнергетика, включающая процессы производства, передачи, распределения электроэнергии, является инфраструктурной базой любой экономики. На ней подвязаны практически все экономические сектора и бытовые потребители, которых она снабжает электричеством и теплом.

Надо признать в настоящее время энергетический сектор Кыргызстана находится в «предынфарктном» состоянии. Вот некоторые факты этого. Электрооборудование энергетических компаний изношено на 70-80 процентов. По данным Всемирного банка затраты в энергетике превышают доходы на 20 процентов и соответственно у компаний нет собственных денег на замену изношенного оборудования, установленного еще с советских времен.

В свою очередь задолженность энергетиков по кредитам на данный момент составляет около 1,5 млрд. долл. США, а это 40 процентов от всего внешнего долга республики. Каждый год приходится выплачивать 8-10 млн. долл. США в виде процентов за кредит и еще больше около 26 млн. долл. США с 2025 года, когда придется начать возвращать основной долг. Стоит отметить, что 97 процентов внешних долгов энергосектора приходится на ОАО «Электрические станции» и ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана». В этой связи есть реальная опасность, что если в будущем не сможем выплачивать долги по кредитам, то можем лишиться управления своими энергетическими генерирующими и передающими мощностями.

Сегодня о реформе нашей энергосистемы не говорят только немые, но это все так и остается на уровне разговоров и никто не спешит реформировать эту отрасль. Энергетики и международные институты все твердят, что все дело в тарифе, надо его повысить и все будет в порядке. Но в этом ли только дело?

Весной в комитете ТЭК ЖК КР я внес предложение о создании рабочей группы по реформированию энергосистемы, больше двух месяцев ушло на ее создание, через преодоление чиновничьего саботажа, нежелание реформ и попыток сохранения старых «энергосхем». В конце концов, распоряжением Премьер-министра группа была создана, но за все это время проведено всего одно заседание, где я высказал свои кардинальные идеи по реформе в отрасли, но в результате Правительство взяло только одно мое предложение – по социальному тарифу.

В своем предложении Правительству по электроэнергетической отрасли Кыргызстана я настаивал, что здесь требуются кардинальные реформы. Считаю, что большой ошибкой было решение в акаевские времена о разделении АО «Кыргызэнерго» на генерирующую, передающую и распределительные компании. Ну и понятно, что и в акаевское и в бакиевское правление преследовалась главная цель – отдельными лицами приватизировать высокодоходные распредкомпании, оставив остальное государству. Но две народные революции не позволили этого сделать, народ не дал возможность для возникновения в республике частных «энергетических баронов».

Поэтому прежде, чем поднимать тарифы нужно заново объединить все энергокомпании в единый энергохолдинг, передав ему в оперативное ведение все энергетические активы. Соответственно, в предлагаемой вертикальной интеграции существующие энергокомпании станут филиалами холдинга без образования юридического лица, т.е. образуются филиал генерации, филиал передачи и филиалы распределения (северный и южный). В результате можно добиться большой экономии средств за счет сокращения расходов, не менее 3-4 млрд. сомов в год. Более того объединенный холдинг за счет своих возможностей сможет наладить производство необходимых энергосектору материалов и оборудования – кабелей, счетчиков, трансформаторов и железобетонных изделий, что тоже даст эффект значительной экономии расходов. К сожалению сегодня практически все это импортируется из-за рубежа втридорога за валюту, увеличивая и без того высокие расходы энергосектора.

Энергетики и чиновники все время твердят, что у нас социальный тариф на электроэнергию, но это же не так. Все и бедные, и богатые платят за электричество по 0,77 сом за 1 кВт при потреблении до 700 кВт в месяц, но это не социальный подход. Предлагаю социальный тариф оставить для нуждающихся граждан. Правительству нужно будет строго персонифицировать нуждающихся абонентов, установить им умные счетчики и выдать им именные энергокарточки с определенным лимитом по тарифу 0,77 сом за кВт. Таким образом, государство будет точно поддерживать малоимущих, а не так как сегодня когда этим пользуются все кому ни лень в угоду подпольным «энергобаронам». Для оставшихся же абонентов будет действовать тариф 2,16 сома за кВт.

В настоящее время энергетика у Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования (ГКПЭН) это как неродной сын у родителей – пасынок, им интересуются только когда есть время, а учитывая, что времени у госкомитета на энергетику нет, то значит, он практически отраслью не занимается. Правильно сказал председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР Орозбек Дуйшеев, что «в ГКПЭН у нас вообще каша – тут и золото, и электричество, и трусы шьют». Правительство уже несколько лет обещает создать Министерство энергетики, но как говорится воз и ныне там. Я призываю, нам срочно нужен отдельный государственный орган по энергетике – Министерство энергетики, который будет определять политику в отрасли, осуществлять международное сотрудничество в области энергетики, вести переговоры по строительству энергообъектов и осуществлять координацию энергосистемы – вести сервер учета потоков электроэнергии и расчетный центр энергосистемы.

С другой стороны также назрела реформа регулирования энергетической отрасли. То, что Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса (ГАРТЭК) находится в структуре Правительства, считаю, является конфликтом интересов. В настоящее время Правительство владеет и управляет энергетическими компаниями, а также одновременно через ГАРТЭК устанавливает ценообразование в секторе. В успешном международном опыте (Евросоюз, Прибалтика, Грузия, Армения) политика ценообразования (тарифы) отделена от связей с энергетическими компаниями во избежание манипуляций и монополизации. Считаю, что ГАРТЭК должен стать независимой национальной комиссией, члены которой будут назначаться Жогорку Кенешем КР и регулировать тарифы не только на электроэнергию, тепло и газ, но и на воду, мусор и т.д.

Нужны ли реформы в энергетике нашему Правительству? Сегодня я очень сомневаюсь, так как мой трехлетний опыт работы в качестве члена Комитета ТЭК ЖК КР говорит совсем об обратном. Вот пример, у меня ушло целых два с половиной года (половина моего депутатского срока), чтобы провести через парламент, разработанный мною закон о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). При этом со стороны Правительства практически не было никакой поддержки, только на каждом шагу ставились препоны, возможно в угоду всяким аферам типа Лигласа и другим чиновничьим придумкам, которые, в конце концов, оказывались пустышками или стремлением внедрить коррупционные механизмы в развитии ВИЭ. И это в нынешней ситуации, когда нашей экономике катастрофически не хватает энергетических мощностей – по данным экспертов дефицит составляет около 600 мегаватт. К тому же грядут маловодные годы, и что, мы опять будем зимой на коленях ползать и умолять наших соседей продать нам электроэнергию за любую цену? А захотят ли они продать электроэнергию за деньги? А ведь могут потребовать и другое – воду или землю? И где наша Энергетическая Независимость?

Это притом, что развитие ВИЭ абсолютно не требует финансовых вложений со стороны государства, только необходимо наладить четкую разрешительную систему. Многочисленные частные инвесторы, в том числе местные готовы вкладывать в развитие ВИЭ в Кыргызстане. Но даже после того как закон о ВИЭ был подписан Президентом КР до сих пор Правительство так и не разработало для этого энергетического рынка необременительный разрешительный механизм. Наоборот, в Правительстве звучат призывы как можно сильнее усложнить систему разрешений для ВИЭ, в частности Правительство намерено передать все потенциальные створы для строительства малых ГЭС своей компании – Нацэнергохолдингу, таким образом, поставить в зависимость сектор ВИЭ от энергетического монополиста, что однозначно отпугнет многих потенциальных инвесторов вкладывать свои средства в развитие ВИЭ.

В завершение я хочу прискорбием выразить своё мнение о состоянии нашей энергетики небезызвестной фразой – «на сегодняшний день пациент скорее мертв, чем жив!».

Байбакпаев Э. Дж.

Депутат ЖК КР

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×