Добавить свою статью
24 Декабря 2019
В связи с давлением правоохранительных органов на адвокатов
ПОЗИЦИЯ ОФ «ПРАВОВАЯ КЛИНИКА «АДИЛЕТ»
в связи с давлением правоохранительных органов на адвокатов

Общественность Кыргызской Республики в очередной раз стала свидетелем беспрецедентно грубых и вопиющих нарушений закона со стороны Генеральной прокуратуры КР, которые выражаются в оказании жесткого давления на независимых адвокатов. Вопреки предусмотренным законами Кыргызстана гарантиям недопустимости вмешательства в адвокатскую деятельность, следственные органы вызывают адвокатов на допросы и производят выемки документов по делам, в рамках которых именно эти адвокаты осуществляют защиту клиентов. Крайне печален тот факт, что столь серьезные нарушения исходят от самого главного конституционного органа, обязанного обеспечивать точное и единообразное исполнение законов органами власти. В истории независимого Кыргызстана более наглого беспредела со стороны прокурорских работников еще не было, они вышли на новый уровень беззакония.
Институт адвокатуры, включая принцип невмешательства в деятельность адвокатов, представляет собой международный стандарт прав человека, поскольку закреплен в основных международных документах, в том числе, во Всеобщей Декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, участницей которого является Кыргызская Республика. Однако, сотрудники Генеральной прокуратуры игнорируют конституционные нормы о том, что вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Перечисленные выше факты беспредельно грубого давления на адвокатов со стороны следственных органов обусловлены несовершенством законодательства, а также откровенным нарушением требований закона.
Согласно пресс-релизу Генеральной прокуратуры от 21 декабря 2019 года1, по версии следствия бывший заместитель министра внутренних дел К.Асанов якобы вынул из пакета какие-то особо важные документы, ценности и, по сговору с бывшим президентом А.Атамбаевым действуя в его интересах, передал указанные ценности Р.Атамбаевой через своего водителя Д.Пайзилда уулу. При этом, оставшиеся в пакете, не представляющие никакой значимости документы и сам пакет были переданы адвокатам С.Слесареву и З.Жоошеву. Далее сообщается, что при проведении следственных действий с участием названных адвокатов им будут поставлены вопросы об их конкретных действиях, целях и мотивах по перемещению вышеуказанного пакета. Генеральная прокуратура также заявляет, что данные обстоятельства никоим образом не связаны с их адвокатской деятельностью по оказанию юридической помощи А.Атамбаеву и не нарушают права их подзащитных. Кроме того, со ссылкой на конституционный принцип всеобщего равенства перед законом и судом, указывается, что адвокаты пытаются присвоить себе статус «неприкасаемых».
1. Необходимо отметить, что согласно пунктам 3 и 4 части 4 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса адвокат не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с обращением за юридической помощью или ее оказанием. Эта императивная норма является отражением принципов равноправия и состязательности сторон в процессе, а также защиты адвокатской тайны.
Как известно, адвокаты С.Слесарев и З.Жоошев защищают бывшего Главу государства А.Атамбаева, следовательно, недопустимо допрашивать их по обстоятельствам, ставшим им известными в связи с оказанием юридической помощи последнему. Таким образом, Генеральная прокуратура вводит общественность в заблуждение, поскольку интересующие прокуроров вопросы напрямую связаны с профессиональной деятельностью упомянутых адвокатов.
2. Вместе с тем, сотрудникам Генеральной прокуратуры должно быть известно, что принцип всеобщего равенства перед законом и судом не является абсолютным, т.е. допускаются определенные исключения и изъятия. Например, особый порядок привлечения к уголовной ответственности Президента, депутатов Жогорку Кенеша, судей, самого Генерального прокурора и адвокатов как раз является извлечением из упомянутого принципа. Подобные изъятия вытекают из необходимости установления гарантий надлежащего выполнения возложенных на указанных лиц функций.
3. Кроме того, столь грубые нарушения закона со стороны сотрудников органов прокуратуры в отношении адвокатов наряду с распространенным пресс-релизом могут говорить о том, что следствие по делу в отношении нашего подзащитного Пайзилда уулу Д. зашло в тупик. Ранее в СМИ публиковались видеозаписи с камер системы «Безопасный город», на которых был якобы зафиксирован Пайзилда уулу Д. при передаче каких-то предметов. Однако, качество изображения было настолько низким, что на нем невозможно было идентифицировать не то, что лицо человека, но даже марку автомобиля. Более того, имелись серьезные противоречия относительно точного времени зафиксированных на камеры событий. Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что нашему подзащитному постоянно продлевают срок заключения под стражей в СИЗО-1 г.Бишкек, а следователи Военной прокуратуры не проводили никаких следственных действий с его участием уже более двух месяцев, перечисленные выше действия прокурорских работников могут говорить о том, что они исчерпали все возможности в собирании улик против Пайзилда уулу Д., но так и не смогли доказать его причастность к совершению какого-либо преступления.
4. Также следует обратить внимание на установленную законами обязанность адвокатов соблюдать адвокатскую тайну и не допускать совершения каких-либо действий против интересов подзащитного. В связи с чем, даже при явке на допрос в Военную прокуратуру закон запрещает адвокатам давать какие-либо показания, связанные с защитой прав своих клиентов, и сотрудникам прокуратуры прекрасно известно об этих положениях законодательства. Из этого можно сделать предположение о том, что вызов адвокатов на допрос может быть обусловлен желанием прокурорских работников оказать давление на адвокатов либо отстранить их от защиты клиентов по этим делам, так как согласно положениям закона после допроса адвокатов в качестве свидетеля они не вправе будут далее оказывать юридические услуги своим клиентам. В случае же предоставления адвокатами ответов на интересующие следователей вопросы, они могут быть лишены своих лицензий за нарушение адвокатской тайны.
5. В рамках проводимой в стране судебно-правовой реформы из уголовного процесса была исключена стадия возбуждения уголовного дела. Ранее почти весь перечень следственных действий, включая производство допроса и выемки, мог осуществляться следователями только после возбуждения уголовного дела. В целях обеспечения принципа процессуального равенства сторон адвокатам предоставлялась правовая гарантия, заключавшаяся в том, что уголовное дело в отношении них могло быть возбуждено только Генеральным прокурором или его заместителем. Следственные действия в отношении адвокатов можно было производить лишь после такого решения.
Сейчас, после введения в новом Уголовно-процессуальном кодексе Единого реестра преступлений и проступков (ЕРПП) весь перечень следственных действий в отношении адвокатов может производиться после регистрации заявления о преступлении в данном Реестре. Только уведомление о подозрении в совершении преступления, очень схожее с действовавшим ранее институтом привлечения лица в качестве обвиняемого, выносится руководителем главного надзорного органа или его заместителем. Следует особо отметить, что следствие это, прежде всего, совокупность производимых следственных действий, направленных на сбор и фиксацию доказательств виновности того или иного лица. В этом смысле, уведомление о подозрении является своего рода логическим завершением процессуальной деятельности следователя по добыче улик.
Таким образом, новый Уголовно-процессуальный кодекс фактически лишил адвокатов гарантии неприкосновенности при осуществлении профессиональной деятельности, так как в отношении них может производиться почти весь перечень следственных действий, в том числе, обыски, выемки и т.д. Множество гарантий независимости адвокатской деятельности предусмотрено в Законе «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности». К примеру, согласно данному Закону истребование, изъятие, документов, сбор и использование информации, связанные с юридической помощью по конкретному уголовному делу, допускаются лишь в случае привлечения адвоката в качестве обвиняемого2. Однако, Уголовно-процессуальный кодекс обладает более высокой юридической силой по сравнению с упомянутым Законом, поэтому перечисленные в нем гарантии попросту не работают. Печальным результатом является тот факт, что следственный судья дал разрешение следователям Военной прокуратуры на выемку у адвоката С.Слесарева документов, которые он получил в рамках осуществления профессиональной деятельности.
Следует отметить, что подобное положение не отвечает международным стандартам прав человека на справедливое судебное разбирательство и серьезно нарушает принцип равноправия и состязательности сторон в уголовном процессе. В связи с чем, представляется необходимым предусмотреть в Уголовно-процессуальном кодексе соответствующие гарантии невмешательства в профессиональную деятельность адвокатов.
6. Согласно части 6 статьи 104 Конституции прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется конституционным законом, с передачей дел на расследование в соответствующие органы, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.
Необходимо отметить, что Пайзилда уулу Д. не является военнослужащим в связи с чем, Военная прокуратура вообще не имеет права осуществлять досудебное производство в отношении него, поскольку это напрямую противоречит Конституции. Таким образом, в данном случае может быть поставлен вопрос о превышении должностных полномочий высокопоставленными сотрудниками органов прокуратуры, которое привело к незаконному привлечению человека к уголовной ответственности и заключению под стражу.

Следует отметить, что в последнее время неприлично участились случаи давления на адвокатов. Летом был задержан и водворен в ИВС ГУВД г. Бишкек адвокат Икрамидин Айткулов, представлявший интересы К.Асанова. Недавно адвокат Нурбек Токтакунов заявил о продолжающихся угрозах в его адрес, причем его водитель был подвергнут физическому нападению. Адвокат Сергей Слесарев был допрошен следователями Военной прокуратуры, а суд дал разрешение на выемку документов, связанных с оказанием профессиональных услуг. Адвокат Замир Жоошев также получил повестки о явке на допрос в ту же Военную прокуратуру. Адвокат Бакытбек Автандил уулу, представляющий интересы депутата Жогорку Кенеша Асель Кодурановой, также был вызван Военной прокуратурой на допрос.
Принимая во внимание изложенные выше факты нарушений международно-правовых и конституционных гарантий прав человека на получение квалифицированной юридической помощи, выражающиеся в оказании беспрецедентного давления на адвокатов, у общественности не остается никаких сомнений в политической ангажированности следственных органов, прокуратуры и судов.
Кроме того, наблюдается усиление негативной тенденции, когда следователи угрожают подозреваемым и обвиняемым арестом или другими жесткими действиями и заставляют отказаться от адвокатов, которые активно защищают своих клиентов, принуждают давать нужные следствию показания, требуют не писать жалоб и не обращаться в СМИ. Также имеют место проигнорированные прокуратурой и судами факты воспрепятствования профессиональной деятельности адвокатов, тогда как подобные действия караются в уголовном порядке. Вместе с тем, существуют серьезные проблемы реализации принципа равноправия сторон в судебном процессе, когда регистрирующие органы отказывают адвокатам в предоставлении сведений о наличии движимого, недвижимого имущества у граждан, регистрации по определенному месту жительства и т.д.
Общественность Кыргызстана не имеет права оставаться в стороне и молчать, иначе данные негативные тенденции могут сформироваться в обычную практику. Исходя из последних событий и положений обновленного законодательства, страшно, но в то же время вполне прогнозируемо представить, что теперь следователи всех правоохранительных органов во всех регионах республики начнут вызывать на допросы адвокатов, активно защищающих права своих клиентов. Причем по этим же делам следствие будет производить обыски в жилищах адвокатов, изымать документы, необходимые для защиты прав граждан. В конечном итоге, подобные тенденции могут привести к полному подавлению института адвокатуры со стороны правоохранительных органов, что окажет крайне негативное влияние на судьбы тысяч граждан, которые фактически останутся беззащитными перед органами власти.
Обращаем внимание общественности Кыргызстана на факты беспрецедентно массированной атаки институтов власти на права человека, в целом. За последние 3-4 месяца жесткому давлению подвергается свобода слова и печати, свобода мирных собраний, право на справедливое судебное разбирательство. Следующей мишенью оказалось право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако, необходимо осознавать, что главной целью являются не адвокаты, а права и свободы граждан, поскольку без получения качественной юридической помощи люди не смогут эффективно защищать другие свои права и свободы, например, право на доступ к справедливому правосудию, гарантии недопустимости пыток, принцип ответственности представителей власти и т.д.
Призываем Президента КР С.Жээнбекова, депутатов Жогорку Кенеша КР, Премьер-министра КР М.Абылгазиева, Генерального прокурора КР О.Джамшитова в рамках своих полномочий принять необходимые меры для надлежащего обеспечения прав и свобод человека, гарантированных Конституцией КР.
Мы также обращаемся к общественности Кыргызстана, всем, кому небезразличны собственные судьбы, с просьбой обратить особое внимание на факты беспрецедентного нарушения основополагающих прав и свобод человека. Кроме того, мы просим представителей международного сообщества, оказывающих столь значительную поддержку в продвижении судебно-правовой реформы, уделить внимание творящемуся в данной сфере произволу, которым наносится непоправимый урон принципам верховенства права и доступа к справедливому правосудию.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

17-01-2024
Анализ проекта закона КР «О средствах массовой информации», зарегистрированного в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики 15 декабря 2023 года (рег. № 6-15999/23 от 15.12.2024 г.)
1504

17-01-2024
Обращение к главе ГКНБ по нарушениям при обыске в офисе агентства 24.kg
910

29-05-2023
О проблемах законопроекта «О некоммерческих неправительственных организациях»
1932

27-05-2023
Должно ли государство бороться с фейками?
3950

06-04-2023
Обращение к торага ЖК о нарушении сроков движения законопроекта о поправках в закон «О защите от недостоверной (ложной) информации»
2272

27-03-2023
О поправках, предполагающих получение разрешения на прокат и показ аудиовизуальных произведений
2367

21-02-2023
О важности соблюдения регламентов и процедур в нормотворческом процессе
3210

14-11-2022
Анализ проекта закона «О некоммерческих неправительственных организациях»
4832

03-11-2022
Обращение по задержанным женщинам
5898

04-11-2020
Обращение к кандидатам на должность президента Кыргызской Республики
6915

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×