Добавить свою статью
22 Апреля 2020
Коронавирус в Кыргызстане. Плюсы и минусы в работе госструктур

В связи с пандемией коронавируса, пришедшей в Кыргызстан, возникает много вопросов относительно эффективности работы госорганов. Думаю, что по прошествии почти месяца пребывания в режиме ЧС и ЧП уже можно начинать делать некоторый анализ. Это нужно, чтобы в будущем была возможность лучше понимать, что и как работает в нашей стране. Рассмотрим несколько аспектов, по которым возникают вопросы у общества.

О выбранной стратегии борьбы с пандемией и информационном обеспечении работы госорганов

Выбранная Кыргызстаном стратегия борьбы с пандемией, в целом, показывает свою правильность и своевременность. Об этом говорят сравнительные цифры. Из расчета на 1 миллион человек заражаемость коронавирусом в Кыргызстане меньше чем в Швеции в 16 раз, а смертность в 190 раз. По сравнению с Беларусью заражаемость и смертность у нас меньше в 6 раз. Если сравнивать с другими странами бывшего СССР (данные на 20.04.2020, источник: https://www.worldometers.info/coronavirus/), то в Кыргызстане пандемия проходит относительно мягко. Лучше ситуация только в Узбекистане. Во всех остальных странах ситуация либо примерно как у нас (Грузия, Казахстан), либо существенно хуже (Молдова, Азербайджан, Россия и т.п.). Следовательно, необходимо и дальше твердо придерживаться выбранной стратегии.

Работу по информационному освещению действий правительства в условиях пандемии можно охарактеризовать как открытую. На брифингах правительства, а также в СМИ каждый день дается информация по ситуации, количеству зараженных, вылечившихся, по проблемным участкам работы. Практически любые вопросы, интересующие граждан, освещаются и на них даются ответы. То же самое можно сказать и про комендантов территорий, на которых введен режим ЧП. Они отчитываются по ситуации, дают разъяснения, стараются решить те проблемы, которые входят в их компетенцию.

Есть и существенные нарекания. Многим СМИ не нравится, что им не позволили получать пропуска для того, чтобы они могли беспрепятственно перемещаться и освещать как проходит режим ЧП. Да, согласен, возможно это и излишняя мера предосторожности и СМИ можно было бы разрешить получить пропуска. Было бы больше репортажей с мест, а значит более шире освещение и картина для наших граждан. С другой стороны, может и правильно – не стоит рисковать здоровьем журналистов и всех кто с ними контактирует. По этому поводу в ближайшем будущем надо будет еще думать и обсуждать – насколько широкими для СМИ могут быть ограничения в подобных случаях.

Также у определенной части граждан было много комментариев и критики по работе комендатур, особенно в Бишкеке. Действительно, из-за неразберихи и безалаберности в первые дни ЧП в Бишкеке было сложно получить пропуска, не было понятно что можно а что нельзя, город-миллионник оказался в ситуации мини-хаоса. Вроде бы сейчас вопросы организации поддержания режима ЧП в Бишкеке более-менее отрегулировались, но о недостатках и промахах надо не забывать и делать из них выводы на будущее.

Необходимо иметь четкий алгоритм действий при подобных режимах, а не выдумывать его на ходу. Но самое главное, чтобы был механизм реализации всех тех мер, которые заложены на бумаге. Чтобы не было так – написано хорошо, а выполнять никто не умеет. Думаю, что в будущем необходимо возродить учения по “гражданской обороне”, которые мы все помним еще по советскому прошлому. На таких учениях очень хорошо отрабатывались алгоритмы действий в случаях войны, землетрясений или каких-то других чрезвычайных ситуаций. Самое главное, что отрабатывался алгоритм действий госорганов, что в нашей ситуации самое важное. Плюс к этому обязательно надо добавить выработку четкого алгоритма по информационному обеспечению работы в режиме ЧС и ЧП. Чтобы госорганы, СМИ и граждане заранее четко знали, что в таких случаях разрешается, а что нет.

О получении финансовой помощи от международных организаций

На сегодня, по словам вице-премьера Э.Асрандиева, есть согласованная (но пока еще не полученная) помощь в виде кредитов и грантов на сумму около 450 миллионов долларов. У многих возникает вопрос: на что пойдут эти деньги? Надо понимать, что из-за глобального кризиса и практически остановки экономики в Кыргызстане, выпадения из бюджета будут примерно 30-40 миллиардов сомов. То есть не будет хватать денег на строительство школ и больниц, соцпособия, зарплаты учителей, врачей, военных и всех других бюджетников. Для того, чтобы государство выполняло свои социальные обязательства, необходимо где-то эти деньги срочно найти. Богатые страны имеют на этот случай финансовые “заначки”. У нас ее нет. Поэтому лучшие и наиболее быстрые источники это международные институты развития – МВФ, Всемирный Банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития. Лучшие они потому, что их кредиты выдаются под самый низкий процент и на длительный срок, а часть помощи это гранты. Кроме того, в будущем с такими организациями можно проводить переговоры о реструктуризации выплат, то есть отсрочке и возможно частичном списании долга.

Кстати, правительство КР в части оценки экономических рисков и поиске альтернативных источников для бюджета сработало очень оперативно и грамотно. Например, в МВФ за помощью обратилось 80 стран, но первым, кому была выделена помощь, оказался Кыргызстан. Остальным странам такая помощь будет поступать позже и возможно не на всех хватит, потому что масштабы мирового кризиса постоянно переоцениваются в сторону увеличения.

Эти средства, по заявлениям правительства, пойдут на выполнение социальных обязательств государства, а также для поддержания предпринимателей КР. Понятно, что получить финансовые средства это только часть задачи. Самое главное, это грамотно распределить и потратить ее, чтобы потом не было новых коррупционных скандалов. Поэтому важной частью деятельности правительства должна стать работа по освещению и разъяснению куда и в каких объемах тратятся финансы, полученные от доноров. Все должно проходить под контролем как государственных органов, в частности парламента, так и гражданского общества.

О поступающей гуманитарной помощи

Хочется отметить, то народ Кыргызстана проявляет свои лучшие качества в таких ситуациях. Гуманитарная помощь идет не только из-за рубежа но и от наших собственных граждан. Это очень позитивный знак.

В вопросе с гумпомощью самый важный аспект, так же как и с финансами, это прозрачность в распределении. Пока правительство показывает, что хочет работать прозрачно. Надеюсь, что так и будет. Однако, как говорится, доверяй, но проверяй. Для того, чтобы не было сомнений в справедливости распределения, нужно, чтобы как можно больше представителей гражданского общества были в комиссиях, контролирующих эту работу.

Правда здесь есть одна проблема. В последние годы, к сожалению, я наблюдаю, что уровень доверия друг к другу, даже в самом гражданском обществе сильно снизился. Когда начинают говорить, давайте, мол, такого-то или такую-то включим в комиссию, то обязательно находятся люди, которые высказывают недоверие к ним и сомнения в их честности и компетентности. Это тоже проблема для нашей страны, которую надо учитывать. Но, в любом случае, необходимо все-таки находить авторитетных граждан и обязательно включать их в комиссии по распределению гумпомощи.

О работе правоохранительных органов

Режим ЧС и особенно ЧП поставил правоохранительные органы в особые условия работы. В целом, на мой взгляд, милиция работает грамотно и компетентно. Понятно, что сейчас нервы у всех на пределе, многим гражданам не нравится ограничение передвижений, а многие оказались в тяжелых материальных условиях. На фоне такой нервозной обстановки в обществе милиция показывает неплохую выучку. Ведется необходимое патрулирование, криминогенная ситуация находится под контролем. Кстати, здесь можно отметить, что в некоторых странах на фоне введенного карантина и экономического кризиса увеличились случаи грабежей и нападений на граждан. Об этом часто пишут зарубежные СМИ. Слава богу, у нас это не происходит и во многом благодаря слаженной работе милиции.

Да, есть несколько нашумевших случаев, которые ходят по соцсетям и СМИ. Возьмем, например, случай с девушкой, которую остановил патруль, но она не подчинилась его требованиям, материлась и кидалась с кулаками на милиционера. В этой ситуации, я думаю, патруль по существу своих действий был абсолютно прав – вел себя вежливо и сдержанно, не унижал девушку, но и не позволял ей убежать. Все в рамках закона. Единственный аспект, который я не поддерживаю, это то, что видео об этом попало в интернет. Хотя, как утверждают некоторые юристы, законодательство не регулирует этот вопрос четко и поэтому нельзя осуждать за это милиционеров. По закону милиция должна заниматься профилактикой правонарушений. Это видео могло быть выложено в сеть, например, с целью профилактики и неповторения подобных инцидентов в будущем.

Тем не менее, на мой взгляд, если такое видео выкладывается в сеть, то лицо человека надо закрывать, чтобы не было потом побочных нежелательных последствий для этого гражданина. Здесь, справедливости ради, надо сказать, что во многих странах такого рода видео выкладывается в СМИ и интернет. Это для того, чтобы люди видели, что тех, кто нарушает закон, неминуемо ждет наказание. И у нас тоже есть телепередачи, в которых журналисты показывают работу милиции и в том числе самих нарушителей закона. Как быть с такими передачами? Запрещать их или разрешать? Хороший вопрос для общественных дискуссий.

Поэтому для того, чтобы у милиции в будущем были четкие алгоритмы действий, их пресс-службу нужно четко инструктировать - можно или нельзя выкладывать видео с изображением граждан, и, если можно, то надо ли обязательно закрывать лица людей или нет. Это актуальная задача для руководства МВД и наших правозащитников.

Курманбек Мамбетов

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×