Глава государства обратился к представителям научного медицинского сообщества с просьбой спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, сложившейся с пандемией коронавируса. Социальные сети взрываются от негодования людей, не могущих не то, что получить качественную медицинскую помощь, но даже просто квалифицированную консультацию. У большинства граждан нет средств на сдачу анализов, покупку лекарств и платных услуг для лечения на дому.
В нашей стране все эти годы создаётся система платной медицины, при одновременном уничтожении системы здравоохранения. Если глубоко разобраться с тем, кто стоит за всеми этими новациями, на поверку окажется, что за всеми этими частными аптеками, лабораториями, поликлиниками и больницами в их совокупности торчат уши нашего политического истеблишмента! Рядовые специалисты подрабатывают в этих новоявленных платных учреждениях, а собственниками Бизнеса, с гарантированным платежеспособным спросом, являются наши люди с прогрессивными взглядами на развитие экономической жизнедеятельности страны, как правило, совсем не имеющими отношения к медицине как таковой. Они на ней зарабатывают, и ничего личного, только Бизнес! Если один из десяти таких собственников и окажется выходцем из медицинской среды, то девять остальных, выходцы из политики. Но даже выходцы из медицинской среды это не рядовые врачи, а не рядовые функционеры от министерства здравоохранения. Система зарабатывания денег на больных далека от милосердия.
По случаю упомянутого обращения главы государства к медицинскому сообществу я вспомнил из личного опыта ситуацию, с которой столкнулся лично, и поднял целую папку с документами так и не реализованного инвестиционного проекта, который мог бы вот уже два-три года действовать на благо нашей страны. Лично я бизнесом давно уже не занимаюсь, однако по роду своих исследований общался с представителями крупного российского бизнеса. 26 мая 2015 года я письменно обратился к тогдашнему президенту страны. Для пущей дотошности укажу входящий номер этого письма ОП-751 от 26 мая 2015 года, лицо, принявшее сей документ, указано «Дайырбекова Ч. С.». В этом письме я подробно изложил президенту своё предложение о восстановлении фармацевтической отрасли в нашей стране, которое сформировалось в результате моего личного контакта с собственником и руководящим составом ОАО «Авексима», являющегося структурным элементом компании «Гранд Капитал». Я просил президента лично принять меня, чтобы я мог вживую объяснить ему важность и выгодность этого проекта для страны, тем более, что лично мне это было не нужно, но в силу того, что я насколько хватало убедительности и компетенции в вопросах экономики, «сватал» людей вложиться инвестициями в нашу страну. 1 июня 2015 года меня пригласили на разговор в Администрацию президента, но с этого дня он оказался в отпуске, поэтому разговаривать пришлось с одним из чиновников президентского аппарата. Мы переговорили с глазу на глаз и как будто друг друга поняли.
Из Аппарата президента КР отослали письмо в адрес Министерства экономики КР и Агентство по продвижению инвестиций при этом министерстве. Опять же для дотошности с исходящим номером «М–2818», за подписью заместителя заведующего отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития И. А. Чёрного. Все бумаги, писанные и переписанные в различные инстанции, выглядят по-взрослому, этому мы научились очень хорошо. Из Министерства экономики на его фирменном бланке ко мне пришло письмо, в котором мне жизнеутверждающе сообщалось, что они по поручению Аппарата президента КР, рассмотрев моё обращение относительно развития в стране фармацевтической отрасли путём реализации инвестиционного проекта, всенепременно и насколько это возможно быстро, подключив Фонд по управлению государственным имуществом, выяснят текущее состояние компаний АО «Айдан Фарм» и ЗАО «Pharmaco Group». Откровенно говоря, когда мне стало известно об этих предприятиях от хорошего знакомого в системе государственной службы, если бы я был моложе, разлюбил бы свою родину. Но в силу того, что повзрослев, я понял, что родина здесь ни при чём, виноваты её нерадивые «дети», возглавляющие народ, решил разобраться с этим делом. Одно из них мошенническим способом было выведено из государственной собственности, это АО «Айдан Фарм», в советское время «Завод антибиотиков», помещения которого большей частью сдаются в аренду под разную ерунду, а основное производство не развивается.
Инвестиционный план с обязательствами модернизации производства в соответствии с современными требованиями и стандартами, даже не предполагалось выполнять теми, кто умыкнул у государства и народа этот промышленный гигант, который кто-то просто хотел перепродать. Но такие вещи тоже продать за здорово живёшь не просто, и таких дураков нет, которые взялись бы вкладывать в подобные проекты без предварительного тщательного изучения вопроса на месте, а главное понимания перспектив на будущее. Фонд по управлению государственным имуществом КР, как и говорил мне упомянутый человек, сообщил, что к АО «Айдан Фарм» со стороны государства имеются претензии в части невыполнения собственниками инвестиционных обязательств. Если расписывать всю эту «балалайку», образовавшуюся в связи с предложенной мной инициативой, вы утратите последнюю веру в состоятельность нашей государственности как таковой. На это уйдёт много времени, а за сим короче, с моего пинка, но под давлением общественности, Фонд по управлению государственным имуществом КР, сподобился таки подать исковое заявление в арбитражный суд о возвращении завода в государственную собственность! В первой судебной инстанции государство у мошенников выиграло, и здесь пришлось бы написать «Войну и мир» о судебной системе страны, поскольку, как вы догадались, этот процесс не закончился, наверное, до сих пор, поскольку в последний раз в 2017 году мне сообщили, что судебное разбирательство продолжается. Наши судьи умеют тянуть время.
Эти наглые приватизаторы, забрав у государства такой мощный ресурс за три копейки, хотели впарить его за сумасшедшие деньги, причём со всеми долгами, возникшими в связи с тем, что правительство получило, якобы технический кредит от Пакистана, в виде оборудования, на сумму 10 миллионов долларов США. На самом деле это барахло, списанное и оказавшееся ненужным Пакистанской медицине, но нашему правительству это было без разницы, потому что кто-то нагрел руки на откатах. Пикантный момент в этом деле был в том, что даже если бы государство вернуло в свою собственность этот завод, новому инвестору пришлось бы взять его с обязательствами по кредиту. Я убедил потенциальных инвесторов участвовать в новом конкурсе, не одними аргументами, что в нашей стране свежий горный воздух, полезный кумыс и симпатичные девушки, сколько реальной перспективой возвращения Пакистану его барахла. И когда весьма серьёзные люди поняли, что в сухом остатке завод им обойдётся за сравнительно небольшие деньги, как производственные площади, и реальные вложения придутся только на ремонт зданий и техническое переоснащение, инвесторы приняли для себя решение, что игра стоит свеч. В своё время Фрунзенский завод антибиотиков был построен для обеспечения среднеазиатского региона лекарственными препаратами и медицинскими средствами, и если на его базе будет построено современное фармацевтическое предприятие, то перспектива экспорта у этого предприятия, несомненно, должна была быть, они с этим согласились.
На словах это выглядит просто, но всем этим обоснованиям предшествовала деловая переписка с заинтересованными структурами Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Туркмении, которая в качестве аргументов была приложена в форме обоснования. Для меня это представляло более исследовательский интерес, но я сделал для себя вывод, и если перефразировать известную пословицу, то это звучит так: не так страшен чёрт, как бюрократия государственных чиновников и судебная волокита. Посему ад на этой земле создают именно они! Из воспоминаний от соприкосновения с этим неудавшимся проектом осталось приятное впечатление от команды ОАО «Авексима», которая трижды приезжала в Кыргызстан в полном составе своего топ-менеджмента, и удивила меня своим творческим подходом к подготовке бизнес-плана. Умные интеллигентные люди поверили мне, потратив время, средства на мои перелёты и проживание в Москве, свои прилёты в Бишкек, некоторые экспертные заключения, понадобившиеся мне, как лицу, взявшемуся составить подробный бизнес-план, а в итоге «пшик». Отрицательный опыт тоже опыт, потому что из него приходит осознание, что делается не так, а делается не так многое, поэтому общественно-политическая система страны нуждается в тотальной реформации, иначе косметические преобразования будут просто бесполезны. По проекту предполагалось выпускать 132 наименования лекарственных препаратов, которые сейчас, да и потом были бы людям нужны. Ложка дорога к обеду, мы этот «обед» прозевали.
Они даже соглашались с моими на первый взгляд абсурдными идеями вычленить из состава Медицинской академии (КГМА) фармакологический факультет, а из Медицинского училища фармацевтическое отделение, и превратить всё это в научно-исследовательский комплекс на базе Предприятия. Под это дело подходил один корпус, недостроенный ещё с советского времени, который будто просился использовать его под учебное заведение с аудиториями и лабораториями. Дело в том, что прохождение новых лекарств через все этапы их проверки, до массового производства, особенно в крупных государствах, в частности в РФ, дело длительное, бюрократически формализованное и мягко говоря, дорогое «удовольствие». У нас это дело могло бы продвигаться быстрее, и это тоже был один из аргументов в части ускорения внедрения новых лекарств. Во главе ОАО «Авексима» стоят специалисты в области фармакологии с учёными степенями, ими разработано и внедрено в производство множество так называемых «дженериков», что на профессиональном сленге фармакологов означает отечественные заменители очень дорогостоящих импортных лекарственных препаратов. Ещё один из важных моментов несостоявшегося инвестиционного проекта, исходил из того, что Кыргызстан обладает огромным богатством лекарственных трав и растений, о чём я сам узнал только по ходу дела, а помимо производства синтетических лекарств, один из специалистов является учёным в области производства лекарств из трав. Я много чего нового узнал для себя.
Что касается второго предприятия ЗАО «Pharmaco Group», оно оказывается построено сравнительно недавно с нуля на территории СЭЗ города Бишкек, бывшая ВДНХ. Вокруг этого объекта сразу возникли проблемы, связанные с нашей национальной политической забавой в стиле «улак тартыш», иначе отними чужую собственность. К этому моменту это предприятие уже несколько лет не работало, производственная линия простаивала, и это со всех сторон совершенно ненормально для любой страны и экономики. Его владелец рад был бы работать, но сначала предприятие остановили в связи с разбирательствами вопроса отношения к нему Максима Бакиева. Даже если и так, разберитесь, обоснуйте и докажите, но дайте ума и жизни производственному объекту, у нас же всё делается через экстраполяционное выводящее отходы человеческой жизнедеятельности отверстие. Кто-то хотел восстановить справедливость; хочется спросить от себя и от всех вас с еврейской интонацией?! Нет, такое слово из употребления вышло! Владельцу этого предприятия, что вполне возможно, на свою голову взявшего в долю упомянутого персонажа, как гаранта будущих индульгенций, но принесшего своим участием только проблемы, приходилось, как сторожу сидеть с палкой в руках и охранять объект. Ему поставили условие, понятно активные участники нашей постреволюционной «парижской коммуны», за десятую часть реальной стоимости продать предприятие лицу, на которое ему укажут. Снова вопрос в том же духе: «вы будете по-прежнему называть события 2010 года «революцией»?!»
Этот бедолага просил меня уговорить инвесторов купить его предприятие за цену аж на четверть дешевле его реальной стоимости от отчаяния, но, к сожалению, само по себе оно им было неинтересно, без крупного завода. Вкупе эти два предприятия сегодня могли бы производить более 200 наименований лекарственных препаратов! Откровенно говоря, с президентом я хотел лично переговорить на предмет того, что рынок лекарств в нашей стране в придачу с сетью лабораторий представляют собой нишу, которую занимают не вполне боголюбивые люди. Я хотел ему сказать, что интересы частного бизнеса и того, что называется интересами национальной экономики, далеко не одно и то же, и что у меня создались условия осуществить крупный социально-экономический эксперимент. Так сложились на то время благоприятные условия помочь одним людям успешно вложить инвестиции, а местных товарищей приобщить к этому проекту в качестве менеджеров, но при этом реализовать интересный по замыслу стратегический план. Вы не представляете, какой по объёму собрался материал, примерно как три тома уголовного дела!? Заметьте, государственные чиновники тратили на это своё драгоценное рабочее время, напрягали свои мозги, шевеля извилинами, что, разумеется, полагается оплачивать из бюджета, но никого не обеспокоил вопрос, а что же случилось в итоге?! Ведь изначальная резолюция главы государства указывала подчинённому ему должностному лицу принять гражданина Мусабаева, но не просто напоить его чаем и накормить печеньем, а выслушать и помочь.
Более того, резолюция главы государства гласила держать вопрос на контроле! Дети, если вам будут рассказывать на ночь сказки о серьёзных президентах, вы обязательно спрашивайте у бабушек, о каком государстве именно идёт речь?! Если бабушка скажет, что дело происходит в «тридевятом государстве, тридесятой стране», значит это чистая правда; а если она вам рассказывает про нашу страну, значит, она выдумывает на ходу, лишь бы усыпить вас, чтобы ваша нервная система не расшаталась с детства. Когда вы подрастёте, и ваша психика окрепнет, вы выйдете во взрослый мир, и с ужасом увидите, что он устроен как «джунгли». Это поразительно, в стране была система здравоохранения народа, которую можно и нужно было совершенствовать, от слова сделать лучше, и что мы с ней сделали. Если кто-то начал на этом загребать деньги, то лучше то стало им, кто устроил на этом свой гешефт!? Я не за частную собственность, особенно на те вещи, которые могли бы приносить общественную пользу и решать социальные проблемы, но в данном случае, хрен с ним, всё было по правилам либеральной рыночной экономики, с соблюдением всех нововведений, так нет же, мы и этому не даём дорогу. Революции совершаются для того, чтобы коренным образом изменить жизнь общества к лучшему, а если происходит перераспределение собственности, влияния на общественные процессы и течение денежных потоков, то это приводит к тому, что просто наполняются другие карманы. Это называется отсутствие здравого смысла и нежелание к нему вернуться.
Власть в современном её виде предоставляет «волкам в овечьих шкурах» положение, при котором у них будет всё, но им за это ничего не будет! Если о здравом смысле, это нормальное положение вещей, когда в столице погибает фармацевтический гигант, но представители власти начинают креститься только, когда гремит гром!? Реакция той самой власти ограничилась угощением чашечкой кофе, нет, наливали ещё чай, угощали конфетами и печеньем, грех жаловаться на отсутствие внимания, а закончилось почти как в фильме «Джентльмены удачи»: «а вы, Евгений Иванович, снимайте парик, стирайте татуировки и празднуйте Новый Год!». Если государственная власть не вселяет в граждан уверенность в сегодняшнем дне, надежду на завтрашний день и хорошее воспоминание о вчерашнем дне, значит общество устроено неправильно и общественные отношения в нём тоже обустроены неправильно. В «Джентльменах удачи» Доцент говорит: «что у вас сзади; мрак, грязь и позор?!». А что у нас сзади, не то же ли самое?! Господа хорошие, из всего, что в государстве должно быть хорошим, у нас остался только трёхминутный гимн! И если согласиться с тем, что всё преходяще, а музыка вечна, эта лавочка прикроется в ближайшие годы и не только у нас. Собравшиеся на выборы чудаки как будто тотально не улавливают момент и не осознают дух времени!? Низы не желают жить по – старому, а верхи не умеют править по-новому, вам это ничего не напоминает?! В середине между этими вещами, как правило, начинается анархия, бесчинства и безумие толпы или…
С уважением,
Мурат Мусабаев
15 июля 2020 года.