Действительно, советский тип построения государственности на 40% увеличивает расходы на содержание государственных служащих, их льготы и государственной инфраструктуры, и снижает эффективность государства, как организации нацеленной на решение проблем людей.
Существуют законы Паркинсона, которые хоть и были сформулированы им в Шутку, но с тем временем очень четко определяют истинное положение вещей. Первый закон гласит: «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Так, согласно Паркинсону, если человекдолжен выполнить одно маленькое поручение за год, то он и будет выполнять его год. Работа будет заполнять все сроки, на неё отведённые. Согласно Паркинсону, у этого закона есть две движущие силы:
чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников;
чиновники создают друг другу работу.
То же самое происходит по факту.В стране 16 министерств, 7 госагентств, 10 государственных служб, 5 госфондов и инспекций, более 2000 бюджетных организаций. В Кыргызстане количество служащих составляет 321 тыс. человек или 5,9 процентов к общему числу населения. Из них численность государственных служащих составляет 17 тыс. 829 человек или 0,3% к общему числу населения.Муниципальных служащих насчитывается 8,5 тыс. человек или 0,2% к общему числу населения, численность работников бюджетной сферы - 294,6 тыс. или 5,5% к общему числу населения.В общем в Кыргызстане насчитывается 2,3 млн. трудоспособного населения, 2,1 млн человек - это занятое население.
Второй закон Паркинсона гласит, что - Расходы растут с доходами. Следствие этого закона — рост налогов — лишь питает бюрократическую волокиту.Так за 2011 год расходы бюджета равны 90 млрд. сомов, из них 29 млрд. сомов на государственную службу или 32% всего бюджета, и 13% ВВП страны. За 2012 год 101 млрд. сомов расходы бюджета, из них на госслужбу – 33 млрд. сомов. Это те же 32 процента от госбюджета и уже 16 процентов от ВВП. При этом нет ни роста ВВП, и нет реального изменения жизни граждан в лучшую сторону. Индекс развития человеческого потенциала равен 0,622, то есть 125-й в рейтинге из 190 стран. ВВП также 135-е из почти двухсот стран. Не последнее, но гораздо ниже среднего.
Третий закон Сирила Паркинсона гласит: «Рост приводит к усложнённости, а усложнённость — это конец пути».Усложненность системы государственного управления выглядит так. Согласно системе управления Кайдзен, нельзя управлять эффективно, более чем 6-ю людьми. Нельзя управлять эффективно в системе превышающей более 4-х ступеней подчинения. У нас в государстве можно найти от 12 до 30 ступеней подчинения. Поэтому управление не эффективное.От 25 до 80% всех поручений, распоряжений, приказов издающихся в системе государственного управления, не доходят до практической реализации. Если количество тех, с кем надо согласовать распоряжение увеличивается, это распоряжение так и не будет исполнено.
Для Кыргызстана хватило бы всего 4 министерства, таких как Министерство Обороны, МВД, Министерство Финансов, Минюст. Минфин мог бы включить в свой состав и налоговиков, и финансовую полицию, и фонд госимущества. Отдельно стояли бы суды и прокуратура. Остальные сферы, такие как образование, медицина, культура, туризм, молодежь, как и вся экономика – это те участки ответственности, за которые успешно может отвечать частный сектор. Как молвил еще в тринадцатом веке Уильям Оккам, а до него в четвертом веке до нашей эры – Аристотель: «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости». Тем министерства, госагентства и ведомства, которые может заменить рынок, - это сущности без крайней на то необходимости. А значит, их можно оптимизировать.
Сегодня нет иной такой социальной группы, которая была бы обласкана и защищаема законами, нежели государственная служба. Зарплаты маленькие, но коррупционные возможности крайне широкие. Законы сами как бы подталкивают воровать, брать, «распиливать» государственный бюджет. Государственного служащего по большинству законов о государственной службе и трудовому кодексу крайне сложно уволить. Существует понятие о компенсациях, существуют системы мотивации, такие как выслуга лет. Кто хочет удержаться в системе государственной власти, не принося никакого результата и в работе, может оставаться там вечно. Это идея так называемого «большого государства».
Наши ребята, такие как – ТилекМамутов, уезжают в иные страны, где их интеллект, гениальность и старания приносят пользу экономикам иных стран, обогащают интеллектуальные и финансовые транснациональные корпорации. Мечтой каждого школьника и школьницы чаще всего является – отъезд за границу в США, Евросоюз, Россию, Чили, куда-то подальше из Кыргызской Республики. Нет зова земли, нет зова крови. Нельзя винить их в этом. Система у нас в стране такая. У нас не любят умников и гениев. У нас граждане не могут проявить себя, так как нет соответствующей информационной среды, нет технической культуры. Если бы у нас в стране родился Стив Джобс, Стив Балмер, Бил Гейтс и Марк Цукерберг, они бы максимум доросли бы до должности директора Мегакома, или попали в совет директоров Центерры. Но они бы не смогли подарить айфон, айпад, майкрософтвиндоус или фейсбук миру. Скорее всего, у Билла Гейтса был бы ресторан на Аалы-Токомбаева. Это был бы их верхний предел развития. Потому-что тут народ для государства, а не наоборот.
Государство у нас представлено как нечто, что поставлено над народом, аппарат насилия над народом, аппарат принуждения. Палка занесенная для удара над головой. Хочу стать депутатом, – а зачем? Чтобы прикрыть свой бизнес. Хочу стать президентом, – а зачем? Хочу прикрыть свой бизнес. Так выглядит разговор в народе о государственных должностях. Люди забыли, что государь и государственный чиновник – это наемные менеджеры, на службе у народа. Что они должны смотреть на народ как на клиентов. Клиент всегда прав. Отдавая добровольно свои налоги, или соглашаясь уплатить НДС и налог с продаж в цене продуктов и товаров – каждый из нас нанимает государство. А причина найма проста – обеспечение прав, безопасности, порядка и условия для развития и жизни.
Япония после второй мировой войны была разрушена под корень, из нее выжали все соки, ее заразили радиацией. Оставаться в Японии грозило лучевой болезнью и участью гражданина, живущего в государстве без нефти, без металлов, без ресурсов, без ничего. Но там была информационная среда, идеологическая установка. Ее суть заключалась в том, что Япония станет с колен и поднимется. Важным элементом было то, что за поруганную честь Японии брали на себя ответственность ее чиновники и менеджеры. Уровень ориентированности чиновников Японии на служение народу настолько высок, что при неспособности оправдать доверие своих граждан, они предпочитают заканчивать жизнь самоубийством. Поэтому гражданин Японии ощущает заботу и справедливое отношение государства.Когда тайфун 2011 года поразил Японию, их чиновники низко склонились, прося прощения у людей, за то что они не смогли справиться с мощью стихии и спасти больше жизней. Япония не может быть идеалом во всем, однако само рвение и старание чиновников услужить населению – это то, чему надо у нее учиться.
Можно не иметь денег, можно быть окруженной со всех сторон авторитарными соседями страной, можно быть аграрной страной без собственного производства. Но нельзя надеяться на экономическое развитие и процветание – имея социально-ориентированный бюджет, то есть бюджет, направленный на финансирование пассивов, проедание без реинвестирования в инфраструктуру и активы страны. Нельзя кормить армию неэффективных чиновников, и с каждым новым проектом увеличивать штат государственных служащих, вслед за ростом собираемости налогов. Нельзя воспитывать в государственных служащих презрение и пренебрежение к остальным простым гражданам. Для такой маленькой страны всего с пятимиллионным населением достаточно и вполовину, и на одну треть существующего штата государственных служащих.
Это навязло на зубах, как приторное арахисовое масло, но никуда не деться, снова приходится приводить в пример США. Там по отношению к 236 млн. человек трудового населения число государственных служащих – 2,8 млн. человек, то есть не более чем 1,9 процентов. Сегодня это самая эффективная государственная машина в мире, - сверхдержава. Это против наших 5,9 процентов. То есть бюджетников и госслужащих у них меньше чем у нас на 4 процента. У них нет ни министерства образования, ни Минздрава, ни Минкультуры. А нет министерства, как говорил КахаАвтандиловичБендукидзе – нет коррупции. При этом Голливуд давно стал законодателем культурных традиций всего мира. Медицина достигла больших высот. Даже при этом граждане США считают свой государственный аппарат раздутым и не в меру бюрократическим.
Перед страной и теми, кто берет на себя ответственность за ее будущее, не дожидаясь особых полномочий, или уже обладая ими, стоят две задачи: первая – суметь построить компактное и эффективное государство, в котором основное внимание уделяется – добросовестному управлению, а гражданин признается – единственной и наиглавнейшей ценностью страны. В таком государстве не должно быть более 1-2 процентов от трудоспособного населения на государственной службе. Государственного служащего должно быть легко уволить, чтобы быстро очищать от неэффективных команд государственные органы. Абсолютным критерием эффективности работы чиновника должны быть скорость решения проблем граждан и высокий индекс доверия граждан.
Второй задачей является – создание такой среды, в которой без обмана и фальши демонстрируется поддерживающая и помогающая роль государства по отношению к своим гражданам. Не обязательно давать семипроцентные кредиты, важнее поддержка правовая и психологическая, чтобы сама атмосфера в стране была наполнена оптимизмом, добрым юмором и весельем. Вы никогда не обращали внимание, что в 90 фильмов США из 100 заканчиваются диким хэппи-эндом? Это не просто каприз и не национальная особенность. Это программа – психологический сигнал населению быть оптимистами. Потому-что реально что-то вторить и созидать способен безумный оптимист, который всегда утирает нос реалисту и пессимисту. Само создание атмосферы психологического комфорта – способно привести к процветанию страну, через дарение надежды ее гражданам, что и есть мотив жить и работать именно в этой стране.