Весь Кыргызстан в ожидании президентских выборов, которые состоятся 10 января 2021г., а вместе с президентскими выборами пройдет и референдум. Не вдаваясь в предлагаемые изменения, предлагаю поразмыслить о возможности выбора народа Кыргызстана, точнее, об его отсутствии.
В Кыргызстане «государственные мужи» или те, которые, в силу определенных обстоятельств, пришли к власти и считали себя таковыми, ставили народ перед выбором именно в кризисных ситуациях. Например, в 2010 году референдум был проведен в условиях межэтнических столкновений и политического кризиса. Граждане Кыргызстана голосовали не за парламентскую форму правления, не за новую Конституцию, а за мир, стабильность и безопасность. Вопрос, поставленный перед народом, был аналогичным вопросу героини Фаины Раневской Ляли в фильме «Подкидыш», адресованный маленькой потерявшейся девочке Наташе: «Скажи, маленькая, что ты хочешь - поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову?». Вопрос с очевидным ответом!
Во время октябрьских событий была аналогичная ситуация – народ в молчаливом согласии дал возможность легитимизоваться тем, кто сеял страх: страх беззакония, страх хаоса, страх анархии.
Играя на чувствах простых граждан, не давая возможности для широкого и публичного обсуждения новой Конституции, сегодняшние конституционные реформы проводятся в период политического, экономического и социального кризиса.
И народ проголосует на нее, кто-то с надеждой и/или из-за страха!!!
Думая о нашей КОНСТИТУЦИИ, невольно вспомнил слова покойного Михаила Жванецкого: «Самое острое, что я слышал - это чтение нашей Конституции по радио - страшно будоражит и делает человеком.
Это сильнее Чехова и Достоевского.
Это не то, с чего можно брать пример.
Это можно потребовать для себя. Лично.
Дадут или нет - не скажу.
Но требовать обязаны.
Художественным произведением вы можете восторгаться, наслаждаться, любоваться, даже питаться, но не можете требовать его для себя.
А когда вы слышите то, что вам обязаны предоставить...
Потому что вы есть. Не хуже всех. Не хуже других. Не хуже любого...
И что самое главное - не лучше другого.
Вы можете требовать для себя то, что там есть.
Там все для вас.
К тому, что в Библии - надо стремиться, очищаться, улучшаться, и вы всегда в начале пути.
Когда бы вы не открыли и в каком бы месте.
Для Библии вы должны измениться.
Для Конституции - нет. Нет! Нет!
Она дает все такому, какой вы есть.
Здесь и сейчас.
Она просто и внезапно говорит вам, что вы - человек, исходя из чего вы обязаны и вам обязаны.
Исходя из чего вы можете не только думать, но и говорить - высказывать свое.
И вас не касается, совпадает это ваше с не вашим, с общим, с соседским, с принятым, даже с полезным или приятным.
Вас не касается.
Вы свободны, одиноки.
Вы мыслите и говорите.
Вокруг вас довольно плотно к телу то, что называется вашей свободой.
Ваша свобода может касаться, но не пересекаться со свободой другого человека.
Во всем равного вам.
У него может быть скверный характер, он может быть черен, немыт и безног.
Он во всем равен вам.
Все остальное - обслуга.
Ваша обслуга - это власть, полиция, милиция, таможня, медицина, дорога, стройка, армия.
Все это - сервис - не власть.
Власть... Это вы, я, он, миллионы "я", "я", "я", "я", собранные в голоса, в население.
В два-три мнения, где большинство есть глас Божий.
Ваш одинокий независимый голос, плюс мой, плюс Ларисы, плюс Тани, плюс отца, плюс, плюс. Голоса складываются и раскладываются.
Для того чтобы над всем - выше Библии, выше религии, выше здоровья была эта книга - Конституция нашей страны.»