В феврале 2021 года вниманию общественности представили проект новой Конституции. К каждому разделу и статье есть множество вопросов. Однако одно обстоятельство остается общим – последствия от их принятия не просчитаны. Например, в преамбуле указано обоснование составления нового проекта: «…основываясь на заветах Манаса Великодушного» и «исполненные решимостью развивать… духовность». В научном сообществе разных стран полагают, что Манас является эпическим героем, как Геракл, Илья Муромец и другие. Если он существовал в реальном мире, то включение в Конституцию мнения человека, пусть и великого, приведет к фатальным для государства и общества последствиям.
Почему это произойдет. В 2016-2017 годах решением судов всех трех инстанций в список экстремистских материалов была внесена книга «Айкол Манас» (Манас Великодушный) в 10 томах. Основанием стала теологическая экспертиза исламоведа о том, что в данном произведении продвигаются экстремистские идеи. В книге речь идет о тенгрианстве, которое противоречит канонам священных книг ислама, иудаизма и православия, т.к. продвигает идеи поклонения идолам (духам, горам и др.). По отношении конкретно к этой книге, следовало религиоведу провести религиоведческую экспертизу.
Однако этот случай примечателен тем, что введение в текст Конституции Манаса Великодушного и духовности может быть интерпретировано частью верующих как стремление «внедрить» тенгрианство, а лидеры некоторых религиозных организаций станут разъяснять своим сторонникам, что данной Конституции нельзя следовать, т.к. она продвигает идолопоклонничество. Буддисты поклоняются Будде и его перевоплощениям, христиане – богу и разным святым. Мусульмане признают, что есть только Аллах и Мухаммед посланник его, но их образы не принято использовать в каких – либо целях. При этом, «люди книги» считают, например, буддистов и тенгрианцев идолопоклонниками.
Неприятие Конституции по религиозным основаниям будет означать неприятие законов, принятых на ее основе. Разрыв между светскими законами и религиозными канонами углубится и послужит почвой для радикализации части верующих, с последующим ростом религиозной розни между религиозными организациями, внутри самих организаций, а также между частью верующих и государством. Получается, что члены Конституционного совещания, движимые лучшими чувствами, заложили «конституционные» основы для разрушения государства и общества путем разжигания религиозной розни. Более того, все еще остается неизвестным - решению каких проблем государства и общества будет способствовать новая Конституция.