Добавить свою статью
18 Февраля 2021
О кыргызско-таджикских приграничных взаимоотношениях

Кыргызско-таджикская граница - у нас тоже есть мнение...

Вместо предисловия

Более 70 лет прожившим бок о бок в мире и дружбе народам бывшего Советского Союза новейшая мировая история подкинула плохую загадку: попробуйте и разберитесь, где должна проходить линия границ новых независимых государств? В первые годы распада Союза и провозглашения независимости для государств, образовавшихся в пространстве СССР, важен был сам факт независимости.

В этой связи 1991 году руководителями стран СНГ было принято и подписано Соглашение в городе Алматы Республики Казахстан.

Это соглашение потом стала называться как «Алматинская декларация».

В этой декларации или соглашении четко и ясно написано следующее:

- «стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

- признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

- считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

- осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

- Государства – участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации».

Хрупким, только-только сформировавшимся новым властным структурам, которым не под силу было порой решать внутренние вопросы, было не до границ.

Многие страны региона согласились с тем, что их границы должны быть в пределах тех, что были «начерчены» во времена Советского Союза. Однако, условные линии границ не могли устроить Таджикистан, где народы на стыке границ не только проживали компактно, но границы между населенными пунктами строились без учета исторической принадлежности земель, постоянно перекраивались по экономической целесообразности. Советы, когда проводили линию границ между союзными республиками, допускали фатальную ошибку, поскольку вряд ли кто-то мог предположить распад СССР.

Эта была мина замедленного действия или пороховая бочка, которые могли когда-то взорваться. И это сегодня происходит то и дело в местах компактного проживания таджиков и кыргызов.

Ситуация нынче такова, что любое одностороннее действие без учета интересов двух народов, может привести к крупному межэтническому конфликту. Стороны уже не раз оказывались на грани такого конфликта, который иногда пытаются разжечь силы, заинтересованные в хаосе на территории Ферганской долины. Не исключено, что такую карту могут разыграть радикалы вне двух стран, опираясь на местных того же радикального взгляда лидеров. Им не до интересов бедного населения, которое в случае конфликта превратится в беженцев или лишится крова, другого имущества, не говоря о смерти сотен и тысячи людей. Ведущие борьбу за сферу влияния имущие могут легко подтолкнуть к агрессивным действиям население, вводимое в заблуждение патриотическими призывами, сами отсидеться в стороне. А такие призывы чаще всего слышны, к сожалению, в выступлениях некоторых лидеров из соседней республики во время эскалации конфликтов. Совершенно непонятными выглядят действия депутатов, Правительства и Президента Республики Таджикистан, когда поощряются те же лидеры в приграничье, которые повинны в разжигании конфликта.

О проблеме мы знаем не понаслышке, это наша боль, боль наших родных и близких, это проблема, которая не может не беспокоить здравомыслящих людей по обе стороны границы.

Мы все хорошо знаем и понимаем о том, что Таджикистану нужен коридор, чтобы соединить анклав Ворух с остальной территорией страны. Наши соседи таджики, конечно же, должны руководствоваться принципами справедливости, взаимоуважения и признания исторической правды. Только в этом случае проблему можно будет успешно решить и гарантировать мирное сожительство людей.

Действие или бездействие чиновников и их нежелание идти на никакие уступки, что фактически завело переговоры в тупик. А конфликты порой провоцируются умышленно, чтобы торпедировать переговоры.

Правительство Таджикистана, пользуясь моментом, пытается усилить свой контроль над «спорными участками», строя коммуникации, жилье, расширяя военное присутствие. А это в свою очередь приводят в вооруженные конфликты.

В связи с этим мы вынуждены требовать от руководства Таджикистана выполнять все обязательства? прописанные в Алматинской декларации.

До Октябрьской революции территория современной Кыргызской Республики была разделена между 4 областями Российской империи. Так, восток нынешного Кыргызстана относился к Пишпекскому и Пржевальскому уездам Семиреченской области, запад – к Ошскому, Андижанскому, Наманганскому, Скобелевскому и Кокандскому уездам Ферганской области, северо-запад – к Аулие-Атинскому уезду Сырдарьинской области, крайний юго-запад – Ходжентскому уезду Самаркандской области.

В период царской России нынешняя территория Баткенского района Кыргызкой Республики и Исфаринского района Республики Таджикистан (включая анклав Ворух) были в составе Кокандского уезда Ферганской области Узбекской ССР. Так как национальный состав население Нойгут-Кыпчакской и Ляйлякской волости состояло из кыргызов, Комиссия по национально-территориальному размежеванию приняло решение о передаче этих волостей Кыргызстану. В итоге в 1924-25 годах эти волости были выведены из состава Ферганской области Узбекской ССР и переданы в Кыргызстан.

А нынешняя территория Исфаринского района (включая анклав Ворух) осталась в составе Узбекской ССР, и только в конце 1929 года были выведены из состава Узбекской ССР и переданы в Таджикистан.

При царской России территория нынешнего Лейлекского района Исфанинской, Боксосибиргинской (позднее примкнувшей к Исфанинской волости) и Чапкулукской волостей и относилась к Ходжентскому уезду Самаркандской области.

На основе Решения комиссии по национально-территориальному размежеванию от 1925 года в 1926-27 годах эти волости были выведены из состава Ходжентского округа Самаркандской области Узбекской ССР и переданы в Кыргызстан. А остальная часть Ходжентского округа, только в конце 1929 года были выведены из состава Узбекский ССР, и переданы в Таджикистан.

В свое время волости создавались на основе национально-этнического признака. На этой же основе образовались Нойгут-Кыпчакский, Ляйлякский(Авахатский) волости Кокандского уезда Ферганской области, Байкесекский, Боксо-Сибиргинский и Чапкулукские волости Ходжентского уезда Самаркандской области и назывались по названию кыргызских племен и родов. Кыргызские родоплеменные группы – своеобразные кочевые общины, являлись родственными, а иногда и территориальными образованиями. Каждое из них представляло собой самостоятельную административно-политическую единицу, имевшую свою мету для скота (эн, тамга), общий боевой клич (ураан), нередко собственное знамя (туу), а у вождей – биев, были личные печати (моор) и дружина (кырк джигит – букв. сорок молодцов). Община формально и фактически представляла как бы «самостоятельно существующий государственный организм».

Как видно из вышеизложенного, территории Баткенского и Лейлекского районов Кыргызстана никогда не были в составе Таджикистана. Исходя из этого факта можно сказать о том, что нет никаких оснований для территориальных претензий таджикской стороны к Кыргызстану.

Если проанализировать этнические процессы нового и новейшего времени, то выясняется, что таджики испокон веков компактно проживали в горном массиве: в верховьях Зеравшана – Матче, Фальгаре, Ягнобе, Кштуте и Магиане. Основное население горного региона составляли таджики – горцы, так называемые «галча» (в переводе означает «горец»), их также называли согласно названиям мест их обитания. Например, население Горной Матчи называлось «мачойи» («матчинец»), Ягноба -»ягноби» («ягнобец»). Ягнобцы – единственная этническая группа, сохранившая в общении архаический согдийский язык, они и являются прямыми потомками древних согдийцев. Главная причина сохранения изолированного уклада жизни была связана с географическим местом их проживания – труднодоступным горным регионом. Селения были расположены на берегах речек, ручьев, саев. Имелись земледельческие участки и пастбища, но эти площади были недостаточны для семейно-родовых общин, которые проживали в горном регионе. Когда численность населения увеличилась, возникли проблемы, связанные с нехваткой посевных полей и пастбищ, в высокогорных условиях расширить их не всегда было возможно. В результате горцы – «галча» были вынуждены целыми общинно-родственными селениями переселиться на равнинную часть Согда, Ферганы, Илака и Чача. Этот процесс зафиксирован этнографами на примере жителей селений Арк, Масляхаттепа, Дехондара, Зомбир, Ходжа Кшивар (Кишвар?), Ходжа, Хофиз, Налистон (Найистон?), Бозорджой, Чуянгарон, Натарен, Ходжа Джошён, которые навсегда оставили историческую родину. Здесь сохранилось единственное селение – Саритаг, жители которого дали сведения о процессе эмиграции соседних селений. В.И. Бушков связывает причину дальнейшего перехода жителей этих селений в долины и оазисы со следующими обстоятельствами: с «… включением этих районов в более широкую экономическую орбиту, так и характер антропогенный, связанный с вырубкой арчевых лесов и последующим изменением гидрологического режима и почвенного покрова». Такие миграционные процессы, связанные с изменением климата, были характерны не только для жителей изучаемого региона, но и для таджиков, живущих в горной части Ферганской долины и Уструшаны. Одним из первых обратил внимание исследователей на данный вопрос – вопрос изменения климата – профессор М.Е. Массон, который привел интересные факты о миграции таджиков Уструшаны в XVIII – XIX вв., в период правления Кокандского ханства, в города Аулиа-Ата, Тараз.

Большинство населения Горной Матчи и Фальгара в конце XVIII в. переселилось не только в города Пенджикент и Самарканд, образовав там свои кварталы, но и в сельские округа, где оно часто создавало свои селения вокруг крупных городов. Особенно активны в миграционном процессе были матчинцы, которые проживали семьями почти во всех городах и крупных селениях Худжандской области, часто образуя свои кварталы или селения. Об этом свидетельствуют письменные источники и этнографические сведения. Матчинцы и фальгарцы образовали несколько селений в Исфаринском (селения Зархок, Мастчойи) и Канибадамском районах в западной части Ферганской долины. Матчинцы проживали и в Худжанде, и в крупных селениях, таких как Гулякандоз, Хитой-реза, Лангар, Самгар, Ура-Тюбе (Истаравшан), Боботаго, Сурхи, Суркат (выходцы из одноименного селения в Горной Матче), Джавкандак, Каджровут, Калъаи Мирзобой, Янги арык, Дархон-кишлок (здесь проживали не только выходцы из Матчи, но и из Фальгара и Ягноба), Мурияк, Хшекат (матчинцы из селения Гузн), Метк и Ростровут (матчинцы из селения Пастигав), Сароби, Увок, Яккатерак. Проанализировав собранные этнографические материалы, Н.О. Турсунов отмечает, что в результате миграции «… в среде местных таджиков растворялись таджики-выходцы из Матчи, Фальгара, Ягноба, Фана…».

Основа нынешних кыргызов состояла из кыргызов, известных по истории из древнейших времён. Компоненты всех тюркских народов, история которых связана с Центральной (Внутренней и Средней) Азией, сохранились в ассимилированном виде у нынешней кыргызской нации, которое подтверждается в эпосе «Манас», а также в «Маджму ат-таварих», в легендах о родословиях, родовые этнонимы (ават, кыпчак, канды, тоолос, жедигер, найман, ногой, нойгут, катаган, кесек, сарт, туркмен, уйгур, кытай, монолы, чапкулук(чапкылдык) и др.). В кыргызских легендах Карахан, Огузхан описываются как предки-родоначальники народа. В разные периоды истории родиной кыргызов указывается с востока – Енисей, Селенга, Орхон и весь Алтай; в центральных районах – горные хребты Тенир-Тоо; на западе – Памир, Бадахшан, Ходжент, Ферганская долина и Жизакские горы. Именно в пределах этой огромной территории кыргызы вместе с остальными тюркскими народами прошли тернистый путь истории, не переставая развиваться.

Ч.Ч.Валиханов считал возможным предполагать «старожительство» кыргызов в известных местах обитания в южной и северной части современного Кыргызстана и сопредельных территориях. Свое предположение он аргументирует и сведениями из арабского источника «Тарихи-Рашиди» Мухаммеда Хайдара, в котором обнаружил, что кыргызы, названные Хайдаром «буруты», в конце ХV века уже кочевали в горах около Андижана, а во времена самого средневекового историка (около 1520 г.) они распространяли свои кочевки до Иссык-Куля.

Историк Мырза Мухаммед Хайдар (1499-1551 гг.) в своём труде «Тарих-и Рашиди», написанном на персидском языке, кыргызов, ведших ожесточённую борьбу, называет «лесными львами Моголистана».

В IX – XII веках Ходжент состоял из собственно города (шахристан), старой крепости (кухендиз) и ремесленно-торгового пригорода (рабад). Все эти части города были укреплены оборонительными стенами.

В XIII веке был захвачен и разрушен войсками Чингис-хана.

Впоследствии город был восстановлен и стал играть важную роль торгового транзитного узла на – Великом шёлковом пути. В конце XIV – начале XV веков Ходжент вместе с областью входил в состав государства Тимура (Тамерлана). Ходжент сильно разросся, превратившись в один из крупных городов Средней Азии, по территории не уступая Бухаре. В городе был собственный правитель – бек.

Начиная с караханидского владычества и до российского(царского) периода Ходжентом правили представители тюркских племен, канглы-кипчаки(представитель Темир-Малик), жалаиры(представители Бахрам Джалаир, Баязид Джалаир) и моголы или монолы(представитель Ахмат бек Могол. Ахмат бек Могол увел половину своего народа из Ходжента в Ат-Башы).

По «Маджму ат-таварих» потомки «кырк гузов» или кыргызов обитали в горах Ходжента. Имам Ибрахим женился на дочери Хорезм шаха и приехал в Ходжент, где был принят потомками тех самых «кырк гузов или сорока гузов». Имам Ибрахим став во главе киргизов, которые прежде были кочевниками Рума, назначил вождей правого(Он) и левого(Сол) крыла.

Как известно кыргызы с того времени по сей день проживают в горах Ходжента, а точнее в окрестностях Ходжента(Республика Таджикистан) и на территории современной Баткенской области Кыргызской Республики.

Ходжент был расположен на границе владений Бухарского эмирата и Кокандского ханства и на протяжении десятилетий являлся объектом раздоров между ними. После завоевания в XIX веке русскими город стал центром уезда, где быстрыми темпами начала развиваться промышленность. Сюда была проведена железная дорога. В советское время Худжанд (в 1936 – 1990 гг. – Ленинабад) – центр Ленинабадской области.

Еще с древнейших времен кыргызы были в дружественных отношениях с такими народами как казахи, узбеки, туркмены, каракалпаками и со всеми другими туркоязычными народами. Также дружественные отношения были и с ирано-персидскими народами. Об Ирано-туранских отношениях пишется в стихотворном своде «Шахнаме» (Книга царей) у Фирдоуси, живший при династии Саманидов (976-1011гг.), и не только у него, но и в величайшем эпосе кыргызов «Манас» и «Семетей» этого же периода. Это величайшее устное народное творчество, которое уникальном способом передается из поколения в поколения в устном песнопении, если кто не знает рекомендуем прочитать в прозаической форме эту трилогию. Да, говорится не только о дружественных отношениях, но и конечно некоторые внутренние столкновения между народами, проживающими как соседи, и даже приводили к междоусобным войнам. Но, это закономерность того времени. Но, несмотря на это сохранялись дружественные отношения, даже больше можно сказать, что женой великодушного Манаса Каныкей-Сонирабига была дочерью Бухарского хана, а жена Семетея – Айчурек дочерью Ооганского хана – это говорит о том, что не только дружественные отношения, но и родственные отношения устанавливались между народами.

Если посмотрим более позднее время, то кыргызы, как древнейшие жители Средней Азии, жили в добрососедстве и с Бухарским эмирством, и с Кокандским ханством, и с Царской Россией, затем и в составе Советского Союза как народ одного большого государства. Это говорит о дружелюбии, добрососедстве, высокой культуре, открытости, толерантности нашего народа. Но, к сожалению, когда произошел распад великой Советской империи, все народы, в том числе и кыргызы, объявили о своей независимости со всеми своими недостатками и проблемами, в том числе и проблемами границы. Некогда проживающие в добром соседстве народы, приобретая независимость столкнулись с затянувшей, сложно решаемой проблемой – границы. Нерешаемых проблем нет. Но нерешенность проблемы границы, особенно сейчас, порой вычеркивают и дружбу, и вековые культурные отношения, затем в последствии частенько стали приводить даже к вооруженным конфликтам, и гибнут мирные жители, даже приводят уже к межгосударственным противостояниям, порождая ненависть и многочисленные проблемы. Этому пример кыргызско-таджикские отношения. Плачевно, что некоторые представители власти Таджикистана в силу своей некомпетентности, незнания об исторических связях двух народов и воинственному настрою еще больше углубляют, приводят к противостоянию и без того осложненную ситуацию. Своим незнанием истории некомпетентные высказывания о том, что «Баткенсий и Лейлекские районы это наши таджикские территории и они отделились от нас» уже приносят свои плоды в виде ненависти друг к другу, к захватничеству, к наглости со стороны таджиков. Если всмотреться глубже, объективно и трезво, то кыргызская сторона не забирала и даже не вступала ни на один аршин земли.

Есть историческая объективность согласно архивным источникам. Листая архив, можно узнать, что на основе Решения комиссии по национально-территориальному размежеванию от 1925 года территория нынешнего Баткенского района отделилась от Ферганской области Узбекистана в 1925 году, а Лейлекского района в 1926-27 году, а Ходжентский округ отделился от состава Самаркандской области Узбекской ССР и вошел в состав Таджикской ССР только в конце 1929 года. Отсюда можно делать выводы, что ни Баткен, ни Лейлек ни одного дня в составе и тем более на территории Таджикской ССР не были.

Если говорить о городе Ходжент, то название города с кыргызско-узбекского «Ходжа-кент» или «Кожент» – означает «город-ходжей» (ходжа – потомок первых халифов, дореволюционное кыргызское произношение – «кожо»).

В своей повседневной жизни ходжентцы питьевую воду брали у реки Кожобакырган-Сай Лейлекского района и не только питьевую воду. Это говорит о том, что самый дружелюбный кыргызский народ принимал активное участие в развитии данной территории вместе и с узбеками, и с таджиками. И это не все! История говорит, что кыргызские выдающиеся сыновья были градоначальниками города. Например: Темир-Малик, Акбото бий, Баабек-датка и другие развивали город, стояли против нашествия Чынгызхана. В центре города были кварталы, принадлежащие кыргызам, и назывались «мырзалар кварталы – махаллои мирзоен», мазар в Гулистане «Мозори Чил духтарон» или «Кырк-кыз мазары». Были еще местности, которые назывались по-кыргызски «Чумчук арал» или «Чымчык арал» – «Птичий остров». Название сел, рек на окраине города тоже назывались и на кыргызском, и на узбекском языках. Значит, проживали здесь испокон веков кыргызы и узбеки в соседстве с таджиками. Тому пример: Катаган, Акташ, Кан-Сай, Кайрак-Кум, Көк тоңду, Корук, Беш-Капа, Демай, Багыш булак, Казнак, Кулан-Баш, Катма, Куркат, Саид-Корган, Урта-Корган, Парван-Корган, Куштегирмен, Тагаек, Жылдызкак, Коргончо, Андарсай, Маданият, Самгар, Шор-Көл, Жылгынды, Жантак, Бостон, Текели, Катар-Булак,Тоо-Ашар(Табошар), Адрасман, Шайдан, Могол-тоо, Пес-тоо, Курама-тоо, Какыр, Найман, Ташкоргон, Камышкоргон, Долоно, Карамазар, Булак, Баш-тал, Ормон-тал, Кырк кудук, Жигда, Аккудук, Кара-тоо, Үркөк, Балык мазар, Ак-Дөбө, Ноо, Куруксай, Жийдели, Карачукум, Мазар-Тал, Көчкөк, Ниязбек, Чуулдак, Селкен, Кытай, Кытай-Реза, Оро-Төбө, Мукур, Бөругөн, Кыр-Тегене, Сай-Тегене и др.

Еще один фактор, что территория Ходжент или Кожент был в составе Туран-Туркестана. Из этого следует вывод, что кыргызы, узбеки, казахи, уйгуры, каракалпаки все вместе являются наследниками великого историко-культурного наследия Государства Караханидов, а также создавшаяся в эпоху Моголистана и Чагатай. Еще один исторический фактор, что кыргызы упоминаются в сочинении ферганского муллы-теоретика Сайф-ад-Дин Ахсикенди «Маджму –атут-таварих» как проживающие на этой территории. Это упоминание о кыргызов, которое дает нам важную информацию об этногенезе кыргызского народа в эпоху средневековья.

Основа нынешних кыргызов Ала-Тоо состояла из кыргызов, известных по истории из древнейших времён. Компоненты всех тюркских народов, история которых связана с Центральной (Внутренней И Средней) Азией, сохранились в ассимилированном виде у нынешней кыргызской нации, которое подтверждается в эпосе «Манас»; в легендах о родословиях, родовые этнонимы (ават, кыпчак, канды, тоолос, жедигер, найман, ногой, катаган, кесек, сарт, туркмен, уйгур, кытай, монолы и др.). В кыргызских легендах Карахан, Огузхан описываются как предки-родоначальники народа. В разные периоды истории родиной кыргызов указывается с востока – Енисей, Селенга, Орхон, весь Алтай; в центральных районах – горные хребты Тенир-Тоо; на западе – Памир, Бадахшан, Ходжент, Ферганской долина, Жизакские горы. Именно в пределах этой огромной территории кыргызы вместе с остальными тюркскими народами прошли тернистый путь истории, не переставая развиваться.

Историк Мырза Мухаммед Хайдар (1499–1551 гг.) в своём труде «Тарых-и Рашиди», написанном на персидском языке, кыргызов, ведших ожесточённую борьбу, называет «лесными львами Моголистана».

Ссылаясь на архивные документы, рукописи, упоминания, сочинения, устные народные творчества, мы можем твердо и с уверенностью говорить, что кыргызы с древнейших времен являются обитателями этих территорий и не появились ниоткуда, как говорят некоторые таджикские чиновники и генералы. Об этом пишут и доказывают ученые-историки с мировым именем, археологи, этнографы и др.

Как вы видите, в истории нет упомнаний о существование таджикского государства. Значит, не было такого государства. Если обратится к истории, то таджики считают своими предками Саманидов, которые переселились как захватники с Персии в Среднюю Азию. Если исходит от этого, то таджики как по названию таджикский народ не существовали, значит они будут считаться только как одна из ветвь ирано-персидских народностей. Это ответ некоторым некомпетентным провокаторам, которые нагнетают дружелюбное соседство, мирное сосуществование двух братских народов и приводят к противостоянию, а порой и к долгим не разрешенным войнам.

Ахмедов Орунбай Козубаевич
кандидат исторических наук

Литература:

1.Шишов Александр Поликарпович Таджики. Этнографическое и антропологическое исследование. Этнография Ташкент., 1910.

2.Зотова, Наталья Александровна. История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы. Москва., 2003.

3. Турсунов Бустон Рахмонович, Этнический состав населения северного Таджикистана в XVIII – XXI вв Худжант 2018.

4. Абашин С.Н., Бушков В.И. (отв. ред.) Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М.: Наука, 2004.

5. А.Ф. Миддендорф. Очерки Ферганской долины. Санкт-Петербург., 1882.

6. “Собрание историй” Маджуму ат-таварих. Ленинград., 1960.

7. Мирмухсин. Ходжентская крепость : Тимур Малик : Роман / Мирмухсин; Пер. с узб. Э. Амита; . - М. : 1991

8. Чолпон Турдалиева “Чокан Валиханов об этногенезе и истории кыргызского народа”

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×