С развитием демократии в Кыргызстане стало модой переделывать ранее опубликованные научные работы для того, чтобы написать новые диссертации. Одной из таких работ является диссертация А.Т.Давлетбакова “Сезонные миграции хищных птиц в предгорьях Западного Тянь-Шаня”, защищенная в 2008 году. Мы анализировали его диссертации относительно казахских орнитологов, которые изучают миграции (всех видов) птиц на "Чокпакском" перевале (в Южном Казахстане) с 1966 года по сей день. Обобщенные многолетние результаты исследований эти ученые подробно изложили в двух монографиях и защищена одна диссертация. Кроме этого разными авторами в разные годы написано множество статьей по различным проблемам миграций птиц на данном перевале. Поэтому здесь для научного открытия на визуальном уровне не осталось места. Несмотря на это, на том же перевале "Чокпак"с 1991 по 2000 году А.Т. Давлетбаков наблюдал за пролетами хищных птиц. И вот какие "научные факты" он выявил, в отличие от казахских орнитологов. Здесь мы ограничимся только анализом выводов его диссертации.
Вывод 1. “Миграции хищных птиц на перевале Чокпак в предгорьях Западного Тянь-Шаня свидетельствуют об успешной зимовке в Юго-восточной Азии и Западной Африке. Пролет в осенний период позволяет судить об успешности размножения в Западно - Сибирском и Казахстанском регионах. Кольцеванием установлена географическая связь хищных птиц на местах зимовок и размножений” В диссертации ни в одной главе ничего не говорится о зимовке и размножении птиц, и их кольцеваний. И вдруг из ничего делает вывод планетарного масштаба.
Вывод 2. “За период наблюдений на перевале Чокпак зарегистрировано 32 вида хищных птиц на весеннем и 18 видов на осеннем пролете. Статус 11 из отмеченных видов (степной орел, скопа, змееяд, орел-карлик, могильник, беркут, бородач, стервятник, балобан, сапсан, шахин) относится к категории “редких и исчезающих”.
В этом выводе количество видов хищных птиц весеннего и осеннего пролетов перепутано (смотрите в автореферате стр.8-9). Второй тезис - плагиат, списан из книги “Определитель хищных птиц Казахстана ”,1995 г. стр. 109.
Вывод 3. “Количественно основу миграционного потока весной составляют 3 вида: ястреб - перепелятник – 222 особи (22,8%), луговой лунь – 402 особи (41,3%) и степная пустельга – 87 особей (9%), осенью – 5 видов: степная пустельга – 1405 особей (8,7%), обыкновенный канюк – 4235 особей (26,2%), коршун – 3281 особи (20,3%), ястреб - перепелятник - 2494 особи (15,4%) и курганник – 880 особей (5,4%)”. По данным Э.И.Гаврилова и А.П.Гисцова (1985) основу миграционного потока весной и осенью составляют более 15 видов, а не 3(весной) и 5 видов(осенью). Как видите, показатели сильно расходятся с данными предыдущих исследователей. Однако если место и методика наблюдений одинаковы, то результаты анализов должны быть близки. Разница во времени между этими наблюдениями всего 10 лет. За это время в миграционных процессах не может произойти серьезных изменений. Вопреки этой логики диссертант делает такой вывод.
Вывод – 4 “ Пролет птиц приурочен к определенным часам суток. Наиболее интенсивные миграции птиц в первой половине дня проходит в 10 – 11 часов, во второй половине дня – в 18 19 часов. Осенний пролет начинается с середины августа до конца октября. Максимальный пик пролета отмечен с 7 по 11 сентября и составил 11177особей.”. Сказанные к какому периоду относятся – весеннему или осеннему, непонятно. По Э.И. Гаврилову(1979) весной пик пролета наблюдается только в первой половине дня с 8,5 до 10,5 часов. Осенью имеется 2 пика интенсивности пролета: в первой половине дня с 7 до 11,6 и во второй половине - с 17,5 до 19 часов. Третий тезис был написан Э.И. Гавриловым (1979, С.96, А.2, н.) 29 лет назад, до А.Т. Давлетбакова. По данным Э.И.Гаврилова и А. П. Гисцова (1985) почти для каждой птицы существует определенный пик пролета, выраженный числами пролетных месяцев.
Вывод-5 “Сроки пролета мигрантов находится в прямой зависимости от погоды и значительно различаются по сезонам. Весной и осенью резко выражена волнообразность пролета, которая обусловлена сменой погоды на перевале. Массовый пролет весной приурочен к теплым вторжениям воздуха, осенью – к холодным. В дни с дождями и снегом миграция практически отсутствует”. Об этом 24 года назад говорили Сема А.М., Гаврилов Э.И., Гисцов А.П.(1984 С.19, А.2 и А.3) и другие.
Вывод- 6 “Дневная миграция проходит преимущественно на высоте до 50 м, здесь зарегистрировано 64,5% всех мигрантов (черный коршун, перепелятник и обыкновенный канюк и др.). На высоте до 100 м летят 16% мигрантов – (черный коршун, обыкновенный осоед, перепелятник, обыкновенный канюк и степной орел). На высоте до 500м пролетают 12,6% - (черный коршун, обыкновенный канюк и степной орел). На высоте до 1000 м наблюдаются 6,9% птиц – (черный коршун, обыкновенный канюк и степной орел)”. У Э.И.Гаврилова(1979) есть высота весеннего и осеннего пролетов обоих семейств хищных птиц: ястребиных и соколиных, а у А.Т. Давлетбакова - только ястребиных, а соколиных нет. Кроме этого неизвестно эти высоты осеннего или весеннего пролетов. Если у обыкновенного осоеда 16% особей пролетают на высоте до100 м, то остальные особи на какой высоте пролетают? Об этом автор ничего не пишет и даже не замечает это.
Вывод -7 “Количественное соотношение самок и самцов отражает различия в их смертности в предшествующий период. Небольшое число самцов в отдельные годы неблагоприятно сказывается на размножении. У многих видов на осеннем пролете преобладают молодые особи, что соответствуют их соотношению в популяции в другие сезоны года”. Этот плагиат тоже списан с Гисцова А.П., Гаврилова Э.И. (1983,С.37, А.3н, А.4,н.).
Вывод -8 “ Установлены различия в сроках пролета возрастных групп. Взрослые особи коршуна, лугового луня, дербника, канюка, курганника, мигрируют на 5-20 дней раньше, тогда как степной и камышовой луни, тетеревятник, перепелятник, степная и обыкновенная пустельга летят - позже, чем молодые особи. Это связано с уменьшением единовременного пресса на кормовую базу данных видов в зоне пролета и направлено на увеличение их выживаемости в период миграций”. Здесь неизвестно это весенний или осенний пролет. Однако у Гаврилова и Гисцова (1985) сроки пролетов этих птиц разделены на пятидневки пролетных месяцев. Вот, например, луговой лунь, у него взрослые особи пролетают весной в 4-ой пятидневки апреля, молодые в 6-ой пятидневке того же месяца. Осеню взрослые особи пролетают в 1-ой пятидневке сентября, а молодые - во второй пятидневке.
Вывод -9 “ Установлены особенности и закономерности миграции хищных птиц в предгорьях Западного Тянь-Шаня по высотному распределению, динамике численности, половозрастному составу и направленности пролета. Полученные результаты дают возможность проводить мониторинг за численностью хищных птиц на таком огромном пространстве от Западносибирского региона до восточной Африки”.
Разве это научный вывод? Если так, то казахи опередили его на многие годы.
Как видите, проанализированная “диссертация” - наукообразное сочинение, списанное с опубликованных работ казахских ученых-орнитологов (исказив их смысл).
До защиты диссертации А.Т. Давлетбакова автором настоящей статьи была опубликована солидная статья, критикующая 4 работы по теме диссертации А .Т . Давлетбакова в центральном научном журнале Кыргызстана “Известия Академии Наук”(Давранов, Катаевский, 2007), написано письмо о не научности данной диссертации председателю Совета по защите диссертаций НАН Кыргызстана. Убедительно доказана псевдонаучность данной работы на основе анализа публикаций А.Т. Давлетбакова заведующей лаборатории позвоночных животных Биолого-почвенного института НАН КР. После защиты отправлено письмо автором в НАК Кыргызстана, благодаря этому письму получено отзыв от В.К. Большакова (биостанция “Рыбачье”) на диссертацию А.Т. Давлетбакова, где написано, по - научному в диссертации ничего не сделано, мы даем положительный отзыв только за собранный материал (Рецензия В.К. Большакова хранится в НАК КР). Несмотря на все это, Национальная Аттестационная Комиссия по защите диссертации Кыргызстана, присудила ученую степень кандидата биологических наук Давлетбакову А.Т. в 2008 году.
Эгемберди Давранов