О нашей политической элите Кыргызстана в лице Жогорку Кенеша, Правительства и Президента известно все или почти все. А вот об академической элите до недавнего времени знали совсем немногие. Теперь, благодаря состоявшимся 5 августа выборам в Национальной Академии Наук народ за один день узнал в лицо наших новых академиков и членов-корреспондентов НАН КР, и число тех, которые избрали их «тайным голосованием». Кто они, эти «избранные» и как они поднялись на Олимп официальной академической науки?
По понятным и разумным причинам выборы в НАН КР откладывались 11 лет. По этой причине большая часть населения не знала, что происходит в стенах комплекса зданий на Чуйском проспекте. Но, судя по модели атома впереди академического комплекса и вывески на фронтоне центрального здания, наши простые сограждане догадывались (может быть надеялись), что внутри этих корпусов работают неординарные седоволосые дяденьки и тётеньки, отвлечённые от повседневной людской суеты. Они, как и следует от названия их академических званий, погружены в глубокие раздумья и размышляют об еще не разгаданных тайнах мироздания, развивают науку и готовят новое поколение ученых, печалятся о разрушенном климате и разбушевавшемся Ковид-19. А кто они такие на самом деле? Об этом теперь можно судить по результатам их реальных дел, например, почему они выбрали именно этих людей в члены НАК КР. Ниже я коснусь лишь тех направлений науки, которые мне более или менее знакомы, а именно Отделение химико-технологических, медико-биологических и сельскохозяйственных наук НАН КР.
Начну с академиков, точнее с действительных членов (почему именно эти члены действительные я не знаю) НАН КР. Академиками стали Д.Адамбеков и А.Зурдинов по специальностям микробиология и фармакология, соответственно. Кто они такие? Они, в общем то, известные в Кыргызстане люди, оба бывшие, но не самые лучшие ректоры КГМА. А какие они ученые? Раньше за такой информацией обращались к их начальникам, а еще лучше было иметь характеристику с подписью директора, секретаря партийного и профсоюзного комитетов. Теперь это делается быстро и очень просто. Как правильно советует АКИпресс Кыргызстана для тех, кто интересуется вопросом «кто есть кто» в науке лучше всего обратиться к сайту Google scholar через интернет. Набираю Adambekov Dokturbek и что там увидел? Он соавтор 8 публикаций. Одна из них имеет английское название. Приятно! И что это за журнал? О боже, нет! Журнал называется “ALATOO ACADEMIC STUDIES”. Учредители: Международный университет Ала-Тоо (Бишкек). Второй научный журнал называется: “THEORETICAL & APPLIED SCIENCE”. Учредители: Теоретическая и прикладная наука (Тараз, Казахстан). Об остальных даже не хочется писать.
Далее набираю Zurdinov Ashirali и вижу что он соавтор тоже 8 публикаций. Первой выделена статья на английском языке в Nagoya Journal of Medical Sciences, который издается медицинской школой одноименного Университета в Японии. Статья приличная и не стыдно её включить в список публикаций. Но что меня смущает, так это то, что наш новоиспеченный академик числится там третьим автором из пятерых, а работа задумана и фактически выполнена японцами. Кто прочтет статью внимательно, тот поймет, что наши ученые ограничились, в основном поставкой сырьевого материала, а больные с Сокулукской территориальной больницы служили объектом исследования (м.б. эксперимента?). Остальные семь публикаций на русском языке можно и не обсуждать. Такие статьи пишут молодые ученые для увеличения количества публикаций перед защитой кандидатских диссертаций. И тем не менее, за такой вклад в науку, Зурдинов А.З. признан действительным членом.
Об членах-корреспондентах НАН КР Ашимове Исабеке и Сагынбаеве Марате, теперь уже действительных членах кружка под названием НАН КР, мне уже приходилось писать на страницах газеты «Слово Кыргызстана» и АКИпресс. В частности, я усомнился в том, что эти академики медицины действительно совершили крупное научное открытие. Дело в том, что до сих пор никому еще не удалось найти текст этого научного открытия в открытой печати. На основании собственных знаний о науке и анализа текстов выступлений академиков во время торжеств по поводу совершенного кыргызстанцами научного открытия мирового значения на Общем Собрании НАН КР я пришел к выводу, что на самом деле не было никаких открытий. А на не однократные просьбы газеты «СК» ни авторы, ни НАН КР так и не представили доказательств о существовании объявленного ими крупного научного открытия. На мой взгляд, вклад этих двух действительных членов в мировую (не кыргызскую) науку такой, какова дырка в бублике. Попробую обосновать.
Ашимов Исабек стал академиком по специальности «Биомедицина, биофилософия». Я более полувека профессионально занимаюсь биологией и медициной. К моему стыду я даже не знал, что существует такая наука как «биофилософия» и самый крупный специалист, а возможно основоположник этого нового научного направления в мире живет именно в моем Отечестве. Более того, зная его, лично я не осознавал, с каким титаном я здороваюсь. Теперь он официально, путем выборов включен в список «бессмертных» ученых в науке кыргызской. Конечно я поинтересовался у Google scholar и оказалось, что он более плодовит, чем новые академики медицины по микробиологии и фармакологии. Он по данным Google scholar (русская редакция) имеет почти 20 публикаций. Но зато какие названия, а какие издания! Вот названия главного труда биофилософа: Ашимов И.А. BIOфилософия. Избранные труды: В 3-х т. Т. I. Трансплантология: мораль, право, этика. – Б.: Илим, 2012. – 286 с. 2. Ашимов И.А. BIOфилософия. Избранные труды: В 3-х т. Т. II. Медицина: диалектика познания, развития, адаптации. – Б.: Илим, 2012. – 398 с. 3. Ашимов И.А. BIOфилософия. Избранные труды: В 3-х т. Т. III. Рискология: дилеммы, суждения, решения. – Б.: Илим, 2012. – 272 с. А где они опубликованы? Конечно в Оше и Бишкеке, а где же еще можно такое опубликовать? А какие издательства! «Илим» и «Бийиктик плюс». Не ниже!
Сагымбаев Марат Акимович удостоился звания действительного члена по специальности «Хирургия, травматология-ортопедия». А что о нем известно в Google scholar? Прошлый раз, когда я писал о нем заметку, у него не было ни одной работы на этом сайте. За эти два года он заметно вырос. Теперь по данным Google scholar Сагымбаев М.А. автор трех публикаций. Первая статья в Google scholar, где первым из пяти соавторов стоит фамилия новоиспеченного академика НАН КР, опубликована в журнале с громким названием: Annals of the Romanian Society for Cell Biology, издается он в Румынии и там печатаются в основном ученые из СНГ, изредка из Индии и арабских стран. Статья посвящена эффективности медицинской реабилитационной помощи в НИИ курортологии и восстановительного лечения Минздрава КР. Вторая статья почти науке подобная и описывает, далее цитирую авторов: «В статье представлен краткий обзор основных проблем и совершенствования системы медицинской реабилитации в санаторно-курортных учреждениях (СКУ) Кыргызской республики, а также представлены результаты лечения т.е. эффективность реабилитационных мероприятий». Здесь Сагынбаев М.А. с сыном являются вторыми и третьими авторами, соответственно. Журнал называется European Journal of Molecular & Clinical Medicine как an open access (что представляют собою такие журналы хорошо знают ученые) он издается индийской диаспорой в Англии. Возможно, он не был бы соавтором статьи по курортологии, будь он не назначен директором одноименного НИИ. Может быть первый автор статьи, как хорошо воспитанная, а может быть разумная дочь кыргызского народа, попросила директора с сыном быть соавторами (?). Третья статья опубликована в “Кыргызстандын саламаттык сактоо” илимий-практикалык журналы на официальном языке Кыргызстана и не нуждается в комментариях.
После всего этого возникает вопрос: а где же хирургия и травматология с ортопедией, не говоря уже о науке? Что меня больше всего возмущает, так это выбор в действительный член НАН КР администратора, а не действительно лучшего и оперирующего хирурга страны Р. Оморова! Почему такой не справедливый выбор? Хочется надеяться, что академики сделали такой выбор из самых лучших побуждений и после глубоких раздумий. Действительно, количество ДТП на дорогах страны все больше и больше напоминает сводки с поля боя. О важности проблемы свидетельствует недавнее ДТП с кортежем Президента страны на Иссык-Куле. Здесь роль травматологов не оспорима. Возможно, поэтому действительные члены добавили в члены-корреспонденты еще одного травматолога. Теперь их поголовье увеличилось до трех. А кто теперь представляет хирургию в НАН КР? Правильно, действительный член Мамакеев Мамбет Мамакеевич вместе со своим сыном. Кстати он директор Центра, носящего имя своего отца, избран 05.08.2021 г. членом-корреспондентом НАН КР. Так что отец и сын теперь «наше все в хирургии», поскольку Р.Оморов не признан лучшим хирургом Кыргызстана. Я не могу для себя объяснить: почему так много травматологов-ортопедов в науке Кыргызстана? С моей точки зрения, травматолог имеет к науке такое же отношение, какой имеет инженер, спроектировавший телескоп, к астрономии.
Я не мог не поинтересоваться, кто же теперь представляет генетику и молекулярную биологию в НАН КР? Оказалось, что по специальности «Молекулярная биология, генетика» в члены-корреспонденты прошла Худайбергенова Бермет Мерлисовна. К моему стыду до 05.07.2021 я и не знал о существовании такого генетика. Google scholar сообщает: «По вашему запросу - Худайбергенова Бермет Мерлисовна - не найдено статей». Но я проявил должную настойчивость. И тогда интернет в отношении моей коллеги выдал такую информацию: «Худайбергенова Бермет Мерлисовна, экс-ректор Международного университета Кыргызстана, возраст 54 года, знает кыргызский, русский, английский». Оказалось что она еще и соавтор нескольких (но не восемь, как у вышеупомянутых действительных членов) научных публикаций, что все-таки немало для члена-корреспондента НАН КР. По-видимому, она сознательно избегает англоязычных научных журналов, хотя в досье о ней сообщается, что знает английский язык. Возможно, она еще и большая скромница, ибо избегает быть первым или единственным автором научных публикаций. Судя по названиям статей, где часто упоминаются гуминовые препараты она имеет какое-то отношения к бывшему президенту НАН КР Жоробековой Ш.Ж. Поскольку у Худайбергеновой Б.М. нет публикации в специализированых научных журналах по генетике и молекулярной биологии я вполне мог и не знать свою ближайшую коллегу по цеху. Тем не менее для меня остается полной загадкой, на основании чего (м.б. по настоянию кого) выбрали именно Бермет Мерлисовну в члены-корреспонденты НАН КР по специальности «Молекулярная биология, генетика».
Мне очень не хотелось писать еще об одном новом члене НАН КР, министре здравоохранения Бейшеналиеве Алымкадыре Савирдиновиче, который стал героем нашего времени. О нем известно широкой публике почти все, за исключением рецепта и технологии изготовления настойки (м.б. настоя?) из Иссык-Кульского корня, тексты которых все еще не опубликованы в открытых медицинских научных журналах. В народе говорят, что тайна об этом чудо-лекарстве пока еще держится в секрете, возможно, из глубоких стратегических и экономических соображений. В общем, это можно понять. Говорят же, что тайну состава концентрата для изготовления известного во всем мире прохладительного напитка Кока-Кола знают только трое американцев, и они никогда не видели друг друга. Тайну настойки из Иссык-Кульского корня знают только двое и оба кыргызы. Говорят еще, что эти двое чудотворцев общаются чуть ли не ежедневно в резиденции Президента Кыргызской Республики. А какой ученый Бейшеналиев А.С. (он избран по специальности «Терапия, общественное здоровье и здравоохранение») можно догадаться по его «реформам» и выступлениям в СМИ. Если кого-то интересуют остальные члены-корреспонденты НАН КР, то я им советую не тратить времени, там положение с наукой еще хуже.
…Если кто-то хочет знать мое мнение относительно влияния нашей политической и академической элиты на будущее Кыргызстана, то я отвечу с полной уверенностью – никакое! В лучшем случае, слово «политическая элита» в Кыргызстане может вызвать разве что рвотный рефлекс, а «академическая элита» - подозрение об их творческой неполноценности. Впредь они нам не нужны, так как уже знаем, куда мы путь держим. Ведь мы добровольно, путем всенародного референдума выбрали путь конституционной диктатуры в КР. Пожалуйста, не путайте с конституционной монархией в Великобритании или дуалистической монархией в Свазиленде на юге Африки. С Англией все понятно. А вот Свазиленд нуждается в небольшой справке.
Если верить Википедии, то Свазиленд: «По типу правления —дуалистическая монархия. Глава государства — король, с 1986 года — Мсвати III. В руках короля сосредоточена исполнительная власть. Он обладает правом назначать премьер-министра и своих представителей в каждой из палат парламента». Что еще известно об этой стране? Тот же источник сообщает, что это «последнее в Африке государство с абсолютной монархией, у короля Мсвати III - 15 жен, у его отца за всю жизнь их было в общей сложности 125». На то и Африка. Нам все это уже не угрожает. А вот опыт политических реформ, проводимых в Свазиленде, может оказаться для нас интересным. Так, Король Свазиленда Мсвати III объявил, что он принял решение переименовать страну в Королевство эСватини. Он употребил это название, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН в 2017 году. В частности, Король рассказал, что из-за названия государства зачастую происходит путаница: "Каждый раз, когда мы выезжаем за границу, люди думают, что мы из Швейцарии". Дело в том, что по английски Швейцария пишется, как Switzerland, а Свазиленд как Swaziland, задевая тем самым чувство гордости сына Африки за свою Родину с населением 1,35 млн. человек и ВВП на душу населения на 2021 год, 3,7 тыс. долларов.
Почему бы и нам не переименовать Кыргызскую Республику в Кыргызленд (Kyrgyzland), на западный манер. Существуют же Scotland, Poland, Finland, Ireland, Iceland и других «лэнд». Если кому то покажется, что я слегка погорячился, тогда им напомню, что наши братья казахи, во главе с эл басы, давно обсуждают вопрос о переименовании Республику Казахстан в Республику Казах эли. С их точки зрения суффикс «стан» ассоциируется с азиатской отсталостью. Поскольку слово «эли» мало знакомо не тюркоязычным народам, почему бы нам не идти дальше по западному пути?
Я не отвлекся от основной темы - науки. Главным сочинителем текста новой конституции является Борубашов Бекбосун Ишенбекович, который «вознесся выше он главою непокорной» (вопреки советам нельзя писать в XXI веке такую конституцию) на вершину Олимпа официальной кыргызской академической элиты, став членом-корреспондентом НАН КР по специальности «Политология, социология».
30-ти летняя история государственной независимости Кыргызстана показала, что в КР главным тормозящим развитию страны фактором является наша, так называемая политическая и академическая элита. Опыт некоторых соседних стран показывает, что можно обойтись без такой элиты. Для управления и даже некоторого экономического роста достаточно одной личности (Туркменистан) или одной семьи (Таджикистан). Зачем бедной стране кормить столь большое поголовье академической элиты. Поскольку без парламента никак не обойтись, то можно было бы как-то сэкономить на акОмедиках (см. тут). В этом плане правильно поступал экс-президент А.Ш.Атамбаев, который под разными предлогами не давал расплодиться академикам, член-коррам и прочим корочкам. Надо дать должное и экс-президенту С.Ш.Жээнбекову. Он как зоотехник понимал, что для экономики страны обременительно содержать слишком большое поголовье акОмедиков; они кроме сена, требуют еще и отборного зерна (~200 $ USA ежемесячно!). Правда он слегка увлекся, организовав еще одну академию - "Национальная академия "Манас" и Чингиза Айтматова" с 50-ти миллионным бюджетом. По мнению большинства ученых эпос Манас и творчество знаменитого писателя нашими учеными исследованы вдоль и поперек. Дело дошло то того, что в последние годы они занимаются переписыванием сочинений друг у друга. Возглавляет новую Академию кандидат философских наук, специалист по историческому материализму, в прошлом член КПСС небезызвестный Т.Тургуналиев. Я не представляю, что они могут нового открыть, например, исследовав Великого эпоса, даже в стенах новой академии? Разве что уточнят месяц и год рождения Манаса Жакыповича. (Не будем путать величайший эпос с воображаемой исторической личностью. Если действительно существовал такой человек, тогда у него должно быть и отчество).
Возможно, мои оппоненты скажут, почему автор заметки так зациклился на Google scholar? Почему тексты научных работ должны быть обязательно опубликованы на английском языке? Отвечаю, что, во-первых, в наше время только с помощью английского языка (раньше была латынь) можно довести до сведения широкой научной общественности результаты научных исследований; во-вторых, современный мировой научно-технический процесс пишется на этом языке; в-третьих, ученых содержат налогоплательщики, и они вправе знать, куда тратятся их кровные деньги. Самый простой и убедительный способ показать народу, что ученые используют их деньги по назначению и доказательством этого (за неимением другого, более существенного) в Кыргызстане могли бы быть публикации на дальнем зарубежье. Выше проведенный мною анализ научных достижений новых действительных членов и членов корреспондентов НАН КР показывает, что в Кыргызстане зачастую, вместо макулатуры, за научную продукцию можно выдавать любой печатный текст, если он опубликован на русском языке даже в России. Однако, как писал классик русской литературы А. Чехов: “Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения”.
И наконец, о …болоте. «Болото — участок ландшафта, характеризующийся избыточным увлажнением, влаголюбивым живым напочвенным покровом». О пользе: «Болото – это естественный аккумулятор воды. Во время дождей или таяния снега болото накапливает в себе огромное количество воды». О вреде болот: «Человек до сих пор считает болото если не врагом, то бесполезной частью территории, которую можно было бы эксплуатировать с большей пользой». Меня больше импонирует вторая сторона медали. Для меня болото – это символ застоя, разложения и отсутствия всякой перспективы, как наша политическая и академическая элита; от них больше вреда, чем пользы. А каково ваше мнение?
Абыт Ибраимов
кандидат медицинских наук и доктор биологических наук (советского образца). Е-адрес: ibraimov_abyt@mail.ru.