В январе 2022 года президент Кыргызстана подписал новый Налоговый кодекс Кыргызской Республики.
Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики еще в сентябре 2021 года вынесло на общественное обсуждение новую редакцию этого кодекса, разместив на официальном сайте Кабинета министров КР, отметив, что в предложенном варианте предусмотрены изменения, которые должны положительным образом сказаться на стабильности и качестве налогового администрирования как для предпринимателей, так и для государства.
Однако, на стадии обсуждения Налогового кодекса в Жогорку Кенеше на акции протеста стали выходить недовольные этими нововведениями предприниматели города Токмок, рынка «Таатан», «Дордой».
После принятия кодекса, свое возмущение стали высказывать предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания.
Как показывает сложившаяся ситуация вокруг этого кодекса, времени оказалось недостаточно, чтобы досконально обсудить все возможные риски, которые ожидают нас впереди.
К тому же нет расширенного анализа по возможным сценариям введения в действие Налогового кодекса на предстоящие 2-3 года.
Есть ли понимание о том, какая должна быть налоговая система?
Следует отметить, что в нашей стране до сих пор еще не сформировано единое мнение понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий.
На самом же деле современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания, а также однозначной и простой.
Серьезной проблемой налоговой политики за все годы нашей независимости является нестабильность законодательной базы.
Начиная с 1996 года когда был принят первый Налоговый кодекс и до сих пор происходит частое внесение поправок и корректировок, что негативно сказывается на инвестиционном климате и нежелании налогоплательщиков соблюдать налоговое законодательство.
Имеются случаи не достаточной конкретики правовых норм в кодексе, что порождает бюрократию и чрезмерно сложный для налогоплательщика подход к расчету и уплате налогов.
Ко всему прочему наблюдается устойчивая тенденция доминирования фискальной цели взимания налогов над регулирующей, способствующая дальнейшему снижению стимулов для предпринимательской деятельности.
Всем понятно, что классическую фискальную функцию налогов никто не отменял, она всегда будет основной исходя хотя бы из самой сущности налога как обязательного платежа.
В большинстве государств, в том числе в Кыргызской Республике, налоги есть и останутся доминирующим источником наполнения казны.
Но в условиях кризисных явлений, которые сложились в последние годы из-за пандемии и усилением в этой связи отрицательных тенденций в мировой экономике в целом и в Кыргызстане в том числе, эффективная налоговая политика может и должна помочь стимулировать предпринимательскую активность, улучшать инвестиционный климат и поддерживать жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения.
Однако применительно к ряду последних изменений в наш Налоговый кодекс такую оценку дать сложно.
В экономической науке есть такой показатель, как кривая Лаффера. Эта кривая демонстрирует зависимость роста доходов бюджета от роста налоговых ставок. В соответствии с этим рост ставок до какого-то уровня обеспечивает приток доходов в бюджет, но после, доходы начинают падать.
Это говорит о том, что чрезмерное налоговое давление может увести бизнес в тень или совсем разорить его.
Как выход из сложившейся ситуации необходимо поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой — отвечает потребностям в доходах бюджета для предоставления важнейших государственных услуг. С принятием Налогового кодекса пока такой уверенности нет.
В целом в экономике Кыргызской Республики в 2020-2021 годах отмечалось снижение числа рентабельных предприятий, в результате которого получен наименьший за последние годы объем сальдированной прибыли, которые привели к наибольшим убыткам.
Наряду с этим сохранялась тенденция роста взаимных неплатежей, увеличение задолженности предприятий по кредитам банков и займам.
Здесь следует отметить, что за годы независимости мы научились хорошо торговать и постепенно, но неуклонно сокращаем объемы серьезного и значимого на мировых рынках производства.
К 1991 г. Кыргызская Республика имела многоотраслевую промышленность и доля промышленности составляла 26,4% от ВВП, сельского хозяйства - 32,7, строительства - 7,7, сферы услуг - 33,2%.
Сегодня структура экономики выглядит иначе: доля промышленности – 18,6%, аграрной отрасли – 10,8, строительства – 9,3, в то время как удельный вес сферы услуг превысил 47,0%.
В этой связи из-за пандемии инфекции COVID-19 и введения по этому случаю карантинных и ограничительных мер, в республике наиболее пострадавшими оказались предприятия торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса, туризма, отдыха и развлечений, а также сферы предоставления прочих услуг, что обусловлено полной приостановкой их деятельности на период действия карантина, а в дальнейшем необходимостью выполнения ограничительных мер социального дистанцирования.
К тому же отрицательное влияние на итоги деятельности предприятий оказали результаты внутриполитической ситуации во втором полугодии 2020 года, а также падение курса национальной валюты повлекло ухудшение финансового положения ряда отраслей экономики, включая бизнес услуг гостиниц и общественного питания.
Бизнес в сфере общественного питания: закрывать или развивать?
На примере деятельности предпринимателей в сфере общественного питания можем взглянуть на ситуацию изнутри.
В настоящее время общественное питание в Кыргызстане является одной из важных отраслей экономики, т.к. сфера общественного питания создает рабочие места с высокой оплатой труда, обеспечивает приток туристов в страну, которые в свою очередь создают мультипликативный эффект для развития других отраслей экономики и представляет собой вид деятельности, связанный с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания и оказанием услуг населению.
Оно играет большую роль в обществе. Широкая сеть столовых, кафе, закусочных, ресторанов, использующих современное оборудование и применяющих технологию приготовления блюд, обеспечивает население разнообразной пищей с учетом рода занятий, возраста и состояния здоровья.
В соответствии с данными Национального статистического комитета Кыргызской Республики, на 1 октября 2021 года общее количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность общественного питания, составило 6 777 единиц, из которых 604 организации являются юридическими лицами.
Поступление прямых иностранных инвестиций в деятельность предприятий общественного питания в 2020 году составило всего 12,2 тыс. долларов США, в то время как в 2019 году было инвестировано 215,2 тыс. долларов США, а в 2018 году - 139,5 тыс. долларов США.
Бизнес в общественном питании - это бизнес, требующий больших инвестиций, которые, в свою очередь, могут стать невозвратными и во всем мире признан рискованным видом капиталовложений, так как его рентабельность напрямую зависит от доходов населения.
Следует отметить, что особенностью данного бизнеса являются следующие отличительные черты:
- неравномерная загрузка производства, обусловленная потоком потребителей;
- режим работы предприятий, во многом зависящий от особенностей обслуживаемого контингента;
- наличие большого ассортимента готовой кулинарной продукции для полного удовлетворения спроса отдельных потребителей;
- производство в основном скоропортящейся продукции, небольшая продолжительность во времени между изготовлением и реализацией продукции;
- влияние сезонных факторов, обусловливающих ассортимент продукции;
- необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил:
- постоянный рост цен на продукты питания.
Профессиональную ресторанную деятельность в сфере общественного питания осуществляло в 2020 году 179 субъектов, из которых 111 предприятий (60%) считаются неубыточными предприятиями получившие прибыль или имеющие нулевые финансовые показатели, остальные 68 (около 40%) были убыточными на сумму 69 764,7 тысяч сомов. В целом рентабельность продаж неубыточных предприятий составило 21%, из них:
- малые предприятия с объемом выручки до 8 млн сомов в год – 16,3%;
- средние предприятия с объемом выручки от 8 до 30 млн сомов в год – 36,1%;
- крупных предприятия с объемом выручки свыше 30 млн сомов в год – 3,2%.
Наряду с этим представленные данные на 2020 год против 2016 – 2019 годов показывают, что показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий определяют рентабельность продаж неубыточных предприятий общественного питания в среднем 13,65%.
При этом необходимо пояснить, что в период с 2016 по 2019 годы экономика Кыргызстана находилась в более устойчивом и лучшем положении.
Очень сильный удар по бизнесу в общественном питании нанесла инфляция в потребительском секторе за последние годы.
Она составила на все товары и услуги в размере 9,7%, максимальный уровень инфляции в потребительском секторе экономики составил 11,2%, где за истекший год возросли цены и тарифы на продовольственные товары.
Также одной из основных проблем для предприятий общественного питания стало повышение курса доллара на 20% - с 69,5 сома за 1 доллар до 84,7 сома за 1 доллар.
Учитывая, что большинство продуктов импортируются в Кыргызскую Республику из других стран и покупаются за доллары, то это естественно отразилось на деятельности предприятий общественного питания.
Согласно ранее утратившим силу Налогового кодекса Кыргызской Республики, большинство крупных субъектов общественного питания осуществляли свою деятельность как индивидуальные предприниматели на основе налогового контракта в размере фиксированных сумм взамен следующих налогов:
- налога на прибыль;
- НДС на облагаемые поставки;
- налога с продаж.
Сумма налогового обязательства по контракту для субъектов общественного питания определялось на основании результатов налогового поста. При последующих перезаключениях контракта сумма налогового обязательства принималось в размере, превышающем сумму налогового обязательства за предшествующий календарный год не менее чем на 10%.
Согласно Порядку заключения, перезаключения, приостановления и расторжения налогового контракта об уплате налогов в виде фиксированных сумм,утвержденного постановлением правительства Кыргызской Республики от 8 мая 2020 года №241, по субъектам общественного питания, впервые заключающим контракт, налоговый орган был обязан произвести анализ отчетных данных за последние 3 полных календарных месяца, учитывая результаты налогового поста.
При проведении анализа объекта общественного питания необходимо было учитывать месторасположение данного объекта, площадь зимнего и/или летнего помещения (площадки), количество посадочных мест, стоимость проведения банкетов, сезонность и режим работы, стоимость по меню и предоставление дополнительных услуг («LED-экран», видео-фотоуслуги, флористы и другие сопутствующие услуги).
До введения нового Налогового кодекса Кыргызской Республики, рентабельность предприятий общественного питания в связи с удорожанием продовольственных продуктов, стоимости коммунальных услуг и других аналогичных проблем составляла не более 13,65%, т.е. налоговая нагрузка составляла не более 6% от оборота.
Как же обстоят дела в настоящее время?
Новая налоговая нагрузка от оборота создает условия для превышения затрат над доходами через установление нижеследующих ставок:
- для субъектов малого и среднего предпринимательства объем выручки, которых за последние 12 месяцев, следующих подряд, не превысил сумму 30 млн сомов - в размере 85 вне зависимости от наличной или безналичной формы оплаты;
- для субъектов крупного предпринимательства при превышения порога выручки в 30 млн сомов, установить общий налоговый режим: НДС – 12%, налог с прибыли – 10%, налог с продаж – 0% до 2023 года (с 2023 года 2%).
Единый налог для субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 8% является очень высоким, а установление для субъектов крупного предпринимательства общего налогового режима - не поможет решить проблему выхода из теневого сектора предпринимателей общественного питания, потому что, установленный налоговый режим для этих предприятий, приведет к увеличению налоговой нагрузки, усложнению ведения бизнеса, ухудшению положения на рынке для добросовестных налогоплательщиков.
Следует также отметить, что крупные субъекты будут вынуждены дробиться на несколько субъектов и переквалифицируются под мелкие предприятия, уходить в «тень» или вовсе закрываться.
Не выдержав налоговую нагрузку в 8% также вынуждены будут уходить в «тень» или закрываться и представители малого и среднего бизнеса, а государственный бюджет не получит предполагаемые налоговые отчисление со стороны предприятий общественного питания.
Подытожим проблемы бизнеса в общественном питании?
Главными причинами, сдерживающими развитие предприятий общественного питания являются:
- снижение объема выручки в сфере гостиничногобизнеса и бизнеса в общественном питании (в 2020 году на 7418,9 млн сомов);
- возросли убытки предприятий гостиниц и ресторанов;
- из 179 субъектов профессионального общественного питания, 111 единиц (60%) считаются неубыточными предприятиями получившие прибыль или имеющие нулевые финансовые показатели, остальные 68 предприятий (около 40%) были убыточными на сумму 69764,7 тысяч сомов.
- инфляция выросла до 10%;
- уровень бедности в 2020 году вырос в полтора раза по сравнению с 2019 годом и достиг отметки в 31%;
- граждане Кыргызской Республики тратят на продукты питания от 30-50% месячного дохода;
- обесценивание национальной валюты с 69,5 сома до 84,7 сома за доллар;
- нерациональная налоговая нагрузка на предприятия общественного питания.
Что делать?
На сегодня предприятия сферы общественного питания еще не оправились от последствий пандемии, во время введенного карантина многим пришлось закрываться или приостанавливать свою деятельность. Восстановление шло сложно. До сих пор есть обязательства по уплате кредитов и другие расходы. Однако сектор постепенно, но восстанавливается.
В этой связи, необходимо определить для субъектов общественного питания, упрощенную систему налогообложения, предусматривающую право уплаты субъектами малого и среднего предпринимательства, установленный статьей 324 Налогового кодекса, единого налога в отношении деятельности взамен:
- налога на прибыль;
- налога с продаж;
- НДС на облагаемые поставки.
Как альтернативный вариант можно добавить предприятия общественного питания к категории «Производство, переработка сельхозпродукции и торговля» и установить единый налог в 2% от оборота для безналичных расчетов и 4% — для наличных расчетов.
По указанной выше проблеме нужно государственное решение и решение справедливое, а со стороны бизнеса нужна ответственность.
Всем нам нужны весомые, конкретные результаты. Все, кто профессионально занимается, и кто интересуется вопросами экономики, понимают, что насколько непростой является нынешняя ситуация и что нас ожидает впереди. Всем нам надо очень серьезно задуматься о будущем и засучив рукава работать на благо страны.