«Верой светлой до Бога дойду по ступеням строк песен своих…»
В свое время во французском обществе вызвали необычный резонанс романы писателя Жильбера Сесброна «Святые шествуют в ад» и «Время обманщиков», в которых были явно обозначены характер и мировоззрение людей, живущих в прогнившем, испорченном обществе, утерявшем остатки всякой нравственности. Эти два романа вскрыли гнойный нарыв на теле этого общества, выявив стагнацию взглядов, показав человеческий взгляд на загнивающие корни духовных ценностей, на «духовную спираль» падения общества, где смешалось всё высокое и низкое; эти романы стали пронзительной картиной окружающей бездуховности и мракобесия. Всегда все писатели, наблюдая за процессами противостояния в развитии мира, были художниками слова, философами, футуристами и гуманистами, выявляя неравенство и несправедливость, отделяя черное от белого и, через свою изобразительную эстетическую призму, показывали свой взгляд на общество, свою человеческую позицию.
Не уходит из памяти одно из метких высказываний писателя Жильбера Сесброна: «Мы живем верой в то, что Бог смотрит на нас сверху, но это не так, наоборот, Он смотрит на нас изнутри, через наши души. Это потому, что Бог в сердце каждого из нас». Очень часто мы не видим Бога в своей душе, а ищем Его на бесконечных просторах Вселенной. И чем ближе мы стараемся быть к Нему, тем дальше Он отдаляется от нас. И это правда... хоть и есть дорога к Нему, но достичь Его по ней - невозможно. Это бесспорная аксиома.
Всегда в литературе было и есть такое направление, как «богоискательство». Ни один из великих писателей-поэтов никогда в своем творчестве не обходил эту «тему» стороной. Доказательств этому в мировой литературе достаточно. Не надо далеко ходить, вспомним, как в XIX-XX веках в Европе появилось новое направление интеллектуальной философии и религиозных исследований, где возникло интеллектуальное течение «новое религиозное самосознание», породившее методологию, по словам Николая Бердяева: «исследования религиоведения».
В этих спорах заложены две истины: первая, говоря простым языком, сойти с Божьего пути, не верить в Него, а вторая – позиция прямо противоположная, это – вера в Великую Силу, в то, что она является основой жизни Человека, стержнем, сохраняющим человечность в Человеке. Вот слова Плеханова, определяющего социальный эквивалент «религиоведения»: «Люди ищут пути к Богу на небесах, потому, что на земле они не смогли найти Его». Понятие «Бог» имеет много корней: это идеи, исследования, проекции системы предвосхищения. «Через Бога ты обращаешься к своей Совести! Бог – в совести каждого Человека!» - это философская субстанция, это истина, определяющая все стороны внутренней нравственной системы человека.
В последнее время не трудно заметить широкое распространение «фона Божественных исследований» и в нашей национальной литературе. Известно, что классики мировой и русской литературы многократно обращались к этой теме. Словом, в литературных, эстетических источниках достаточно много примеров исследований образа Бога, попыток трансформации духовного мира человека Божественной силой.
В русле этих размышлений или от особого впечатления от творчества поэта, произведения из книг Атантая Акбарова «Божья песнь» (1993 г., первый цикл стихов «Письма Богу» опубликован в 1992 г.) и «Сердце мое сломано, я не смогу» (2021 г.), которые по своей идее, содержанию были написаны в унисон, требуют отдельного “разбора”.
Атантай Акбаров – поэт среднего поколения кыргызской национальной литературы. Его творчество протекало при двух системах, в двух эпохах, но никогда он не был привержен эпохальной конъюнктуре, эпохальным течениям, эпохальной инерции. На своем творческом пути Атантай, как человек, живущий своим духовным миром, всегда выделяется из «общего потока».
Здесь следует отметить интересную оценку поэзии Атантая, которую дала доктор филологических наук Алия Бияздыкова (Республика Казахстан). Есть все основания привести ее здесь: «Понятие «духовная поэзия», которое возникло когда-то в Латинской Америке в качестве «постмодернистской теологии», воспринимается сегодня уже как новые открытия Атантая Акбарова: «защита экологии Совести», «открытие Человеческого космоса», «эстетический артефакт» или «артефакт в фэнтези». В этом новаторском направлении литературные открытия А.Акбарова, как новое русло развития, внесут большой вклад в мировую духовную сокровищницу». В данной оценке она привела очень важные мысли о творчестве поэта.
Если посмотреть с этой точки зрения, возникает вопрос: почему мы не достаточно чувствуем, не видим духовные достижения поэта? Конечно, Атантай – один из лучших поэтов кыргызской национальной поэзии. Кажется, все мы чувствуем постоянное его развитие, духовной спиралью уходящее ввысь. Его внутренняя динамика, неожиданные открытия, духовные взлеты и парения и, главное – природа поэта, его внутренняя готовность – всё это определяет IQ (коэффициент интеллектуальности) Атантая. Рациональный подход к стихосложению, прагматизм, конструирование стихотворения – всего этого почти нет в этом поэте, а наоборот, - его природная закваска, естественная чистота помыслов, эмоциональные «взрывы», широта мыслей, масштаб полета в поисках идеи - всё в нем рвется вперед...
Поэт Атантай, оседлав своего поэтического скакуна, иной раз словно уносится в бесконечные космические дали:
Как хотел бы из памяти прочь
время Атома вычеркнуть я,
озарить родительский кров
ярким светом Любви и Добра.
…или
Пусть вы против, но я не уйду
в горечь вечных обид моих,
Верой светлой до Бога дойду
по ступеням строк песен своих.
Когда читаешь эти строки поэта, поневоле вспоминаешь интересную мысль знаменитой писательницы Марии фон Эбнер-Эшенбах: «Из людей к Богу близки – только Поэты». Возникают сомнения в правдивости этих слов, но, вспомнив о том, что Святые Книги «Коран» и «Библия» изначально были написаны на языке поэзии, возникает догадка, что это и было источником такого высказывания. Рассматривая концепцию духовного развития Атантая, заключенную в его словах: «создам из строчек лестницу к Богу», мы осознаем, что это верно, потому что Великую Силу мы разумом не понимаем, но сердцем чувствуем. И основная сила здесь – это Дух.
* * *
Все пророки — поэтами были,
мироздания жемчуг храня,
из Любви переправы мостили,
правдой к Богу дорогу стеля.
* * *
Что Поэзия? Тайны Вселенной
открывает Поэта душа,
Человечество каждою песней
на ступень поднимает она!...
Нет границ в понимании «человеческого Духа». В своей поэзии Атантай через человеческую призму открывает «две стороны» этого мира крайне острыми и меткими словами и, в то же время, через поэтическую интерпретацию истинных понятий человеческого космоса, таких как: высокая и низкая материя, жизнь-смерть, белое-черное, печаль-радость, счастье-горе, муки-наслаждения, он прилагает все силы для постижения истины Духа. Если в иных случаях его поэзия обретает облик исследования метафизического развития, то в других случаях, постигая сор и грязь обычного мира, он противопоставляет друг перед другом противоположности, в стихах горькой правды поэта выявляются антиподы. Бог и человеческий Дьявол, вера и безверие, рассудочность и цинизм, бунтарство и пессимизм, - всё это порождает образы его галереи поэтической беззастенчивости, нарушая рамки привычных поэтических представлений.
Неизбывная – О, люди! – грусть-тоска моя!
Как вулкан взорвалась бы вся Печаль моя,
если б смог вернуть вам, люди, человечность я,
если б смог вернуть я Богу - Его – Богово!..
Атантай хочет видеть Истину в своей поэтической Совести, и, в то же время, его Совесть живет в Истине его поэтических строк. Это – исток истинной Поэзии. В его поэзии виден поэтический «тигель», когда не эмоции правят разумом в поэзии, а разум правит эмоциями, и его формы – слова-мысли - проходят через его сердце, расширяют взгляд на мир.
Иосиф Бродский, в своем выступлении на вручении ему Нобелевской премии, сказал: «Стихотворение приводится в действие тем же механизмом, что и молитва». Он всегда придерживался принципа равного взгляда на творчество и Святое. Он считал, что ответственность в поэзии равна ответственности в молитве перед Создателем. Эта особенность явно заметна и в поэзии Атантая.
* * *
Но Истину никто убить не сможет,
ведь это – имя нашего Творца…
* * *
И ты один, и я один, и Он один…
А коль один, то помощь, знать, нужна.
Господь всегда во всем нам помогает,
а мы? Мы помогаем Богу, да?
* * *
Возможно, Бог не дал ответ
за наши прежние грехи.
Иль, может, Божий нам совет
прочесть мы просто не смогли…
Атантай Акбаров – это многогранный поэт – он то резок, то сентиментален, то он трибун, то он дервиш, в тех стихах он провозглашатель духа, в этих он – любовный сибарит… В этом видна его интуиция, чувствующая мир поэзии, во вселенной стихотворчества делает он духовную революцию простыми, чистыми, прозрачными, настоящими, как сам он, словами нашего мира. В этом оригинальная позиция Атантая – изображая мучительное, трудное понятие простыми словами, он открывает новые пути создания из простого ранее невиданные сверхсложные конструкции мировосприятия и мышления. Основа его тайны, орбита его поэтического вдохновения может взлетать до Космоса или опускаться под семь слоев Земли, или проходить через гнездо Любви, но всегда она «возвращается к себе». Неспроста ему присуща эта тенденция поэзии, когда поэт во всем стремится дойти до самой сути: в разговоре с собой, в познании себя, в исследовании своего духовного микромира. И Атантаю присуща эта позиция. Это его изучение своих восприятий, ощущений и чувств в своем внутреннем духовном мире, как поэтический рефлекс, толкает его на многие духовные открытия, потому что он, изучая свою духовную правду, познает мир, духовную правду внешнего мира.
Это понятный дискурс. Другими словами, Внешний мир всё более вязнет в болоте рациональности, с чем сердце поэта не может смириться. Поэты всегда хотят остаться и жить лишь в своем мире…
Возникает вопрос: почему в своих вышеназванных двух книгах поэт Атантай обращается к теме Бога? Поэт свою Правду видит в Высшей Правде - в Боге, для поэта нет Правды выше чем Бог.
Но невозможно представить и самого Атантая Акбарова, и его поэзию без Любви, это все-равно, что представить птицу без крыльев. Любовная поэзия, лирика Атантая – это его «Поэтическая метрика». О любви он писал:
* * *
Если счастье – целовать лицо Любви,
…то праздник – всё глядеть в глаза Любви.
* * *
Как ждет слепой увидеть мир большой,
Любовь! И мне б взглянуть в Твои глаза!
Как ждет глухой услышать звук живой,
Услышать бы и мне, Любовь, Твои слова!
Как ждет безногий прогуляться по траве,
Со связанным я сердцем жду Тебя.
Как ждет немой заговорить, как люди все,
В печали я погряз весь без Тебя…
Хочу уйти от жизни этой без Тебя,
Стань гостьей в жизни краткой Ты моей.
Мне жизнь, как – ад, Любовь, где нет Тебя,
Там Рай, Любовь, где есть Ты на земле!
- так может писать только поэт Любви. Любовь – это особая тема поэта Атантая. В этих стихах мы видим его как «духовного революционера» Любви. Говорят, что при 451 градусе по Фаренгейту возгораются и бумага, и книги. Видно, что любовный градус Атантая намного превышает Фаренгейта. При любом градусе человеческих эмоций он выдержит, и своей раненной душой восхвалит Любовь в своих стихах.
Не видел долго я тебя,
но Смерть от горя не взяла,
лишь вновь увижу я тебя,
хохочут вновь мои глаза…
Иной раз, видя эти поэтические образы, как «Смерть от горя» и «хохочущие глаза», думаешь, что подобное есть только у Атантая.
Хочу я полностью всю сжечь
вселенную, где нет Любви,
сей мир, где нет ее совсем,
темней могилы и страшней…
* * *
Никто, пожертвовав душой,
любить не сможет так, как я,
как я, гореть в огне Любви
никто не сможет так, как я.
Возможно, кто-то для Любви
сгореть как я захочет вдруг…
Гореть сильней меня смогло б
лишь Солнце – преданный мой друг!
А если б Солнце сверх меня
любить кого смогло бы вдруг?
«Любви дервиш» оно всегда,
умру я – всё вершит свой круг!..
* * *
Сердцем от Любви я
размягчаюсь,
а огонь Любви и днем я не гашу.
Тем же, кто врагом Любви
себя считает,
пусть горит их дом –
не погашу!..
Поэт Атантай – эгоист в любви, для которого его «огонь любви» равен огню Солнца. Мы должны понять, что в этом проявляется его великая любовь к Любви. Любовную лирику поэта, который провозгласил: «Все красавицы – царицы без трона и короны!», можно рассматривать в контексте образцов великой поэзии Востока. В этих двух книгах ясно показано, что Атантай, впитав в себя жемчужины Восточной поэзии, идет путем, проложенным великими гениями поэзии. И мало этого, поэзию Атантая можно рассматривать в контексте лучших поэтических традиций как Востока, так и Запада, он полностью усвоил обе эти глубокие культуры и создал в своем творчестве свой художественный синтез этих культур. Собрание стихотворений «Письма Богу» это, в первую очередь, создание нового направления в национальной поэзии, обоснование нового течения в ней, это, прежде всего, творческий эксперимент поэта в рамках неомодернизма, испытание своей поэтической силы. Нравственность, эстетика, духовная чистота всегда являются в поэзии Атантая лейтмотивом творчества, всегда звенят колокольчиком в его стихотворениях. Это потому, что право напоминания Человеку о его Человечности дано только – Поэту!..
«Бог – поэт, а человечество - его шедевр!» - так может сказать только поэт Атантай. Это еще одно подтверждение словам: «Самые близкие Богу люди – это Поэты» …
Народный писатель Кыргызстана, драматург .