Добавить свою статью
2 Сентября 2022
Концепция укрепления доверия между властью и обществом

Фундаментальной основой безопасности любого государства является доверие между властью и обществом. Ослабление доверия, а хуже того, исчезновение доверия как такового, приведет в конечном итоге, к плачевным результатам и государство и общество! Поскольку мы имеем в виду демократическое государство, не монархию, не автократию и не диктатуру, то в основе демократического государства подразумевается избирательная система и выборный процесс, по результатам которого выстраиваются государственные институты власти и управления. Однако, надо признать, что при всех новациях привнесённых в выборный процесс в течение всех этих лет, технологических средствах подсчета голосов избирателей и контроля за ходом избирательного процесса, это не повысило доверия общества к выборному процессу, отсюда следует, что народ не проникся доверием к сформированным на этой основе институтам власти и управления. Этому нельзя не придавать значения и оставлять эту проблему без внимания, поскольку именно выборы создают взрывоопасную почву для социальных конфликтов в обществе! Излишне напоминать, что заинтересованные в разжигании социального конфликта силы, как внутренние, так и внешние, легко могут использовать выборный процесс в своих далеко идущих целях, вплоть до разрушения государства и гражданского противостояния, которое не исключает кровопролития. Недоверие общества к выборному процессу наиболее точно отражает явка избирателей. Если выборы происходят в условиях низкой явки избирателей, то это серьёзный сигнал для действующей власти! К этому вопросу необходимо подходить из глубокого понимания природы человека.

Если избирательная система со всем, что она в себя включает*, предлагается народу в виде готового продукта со стороны государственной власти, то, сколько бы ни был качественным этот продукт, граждане как избиратели не соучаствовали в этом процессе, а потому ожидать от них повышения личной ответственности не приходится. Вся ответственность возлагается только на государство в лице чиновников, которые обеспечивают выборный процесс и персонально на главу государства! Живой человек не механическое устройство, и помимо рационального ума и логического мышления он наделён от природы совестью, не терпящей бюрократического духа в общественных отношениях. Демократическое государство, каким претендует называться, в том числе и Кыргызстан, начинается с избирательной системы, это начало государства, его исток! Если же в истоке всё начинается с бюрократии, то она проникает во все поры государственного организма и пронизывает собой все его жизненно важные органы. Человек существо социальное, и по этой причине нуждается в качественной глубокой социализации, которая подразумевает его личное соучастие в критически важных для него вопросах жизнедеятельности общества. Итак, избирательная система и выборный процесс должны рассматриваться средством и механизмом вовлечения граждан в строительство и жизнедеятельность своего государства! Именно это позволит сделать граждан ответственными не только за свою личную жизнь, но и за государство, которое является их общим достоянием. Доверие или недоверие общества к его устройству и порядку определяет здоровье или нездоровье государства, как системы объединения граждан.

Общество как совокупность его членов подвержено инерции социальных процессов, ставших обиходом общественных отношений, поэтому новшества, предлагаемые ему в качестве реформ, должны быть понятны каждому гражданину. Люди должны быть готовы измениться сами, во имя того, чтобы изменилась действительность, в которой они живут, и которой они в большинстве своём недовольны. Так не бывает, чтобы действительность изменилась, а люди остались такими, какими они были прежде, это взаимообусловленные вещи. Избирательная система и выборный процесс могут стать тем самым социальным триггером для изменения психологии общества для того, чтобы могло что – то качественно измениться в его жизнедеятельности, и что могло бы стать предпосылкой для очищения государственной власти от всего негативного, что она приобрела за время самостоятельного существования. Демократия как суть подразумевает ненасильственное приведение к согласию меньшинства членов общества с мнением большинства! Если этого не происходит, значит, мы имеем дело с псевдодемократией. Нет смысла указывать на недостатки других стран, нам важно разобраться со своей страной, с самими собой. За основу мы должны взять менталитет народа и генетические предпосылки, которые на подсознательном уровне влияют на умонастроения общества и никогда не оставят людей в покое до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие внешнего образа жизни народа его глубинному внутреннему миру! Это далеко не пустой звук, это реальность, которой мы до сих пор не придавали должного значения и не уделяли должного внимания. Тяга к Справедливости исходит из нашего внутреннего мира.

Из этого следует, что Справедливость является целью, пока что не вполне осознанной в том смысле, что мы не нашли способа сделать это главной жизненной ценностью общества! Но у нас ещё остаётся шанс исправить это, и начать это следует с глубокой реформы избирательной системы. Наша избирательная система должна отражать нашу национальную особенность, и не обязательно, чтобы она была копией чьей – то избирательной системы, тем более, что ни одна из существующих в мире избирательных систем не обеспечивает подлинной демократии, как этого требует в глубине сознания народная душа. Однако, при этом необходимо учитывать, что время изменило некогда существовавший традиционный уклад общества, когда люди жили в условиях кровно – родственной социализации и имели общее хозяйство. Сегодня необходимо исходить из условий соседства людей, не всегда одной национальности, проживающих рядом, которых нам важно сблизить друг с другом, и квартал за кварталом объединить в единый живой организм, как раз на основе избирательной системы. Каждый такой квартал является избирательным участком, но выборный процесс гражданам навязывается государством, в первую очередь в интересах тех, кто стремится во власть, но не в интересах приглашаемых избирателей. Все это понимают, но при этом делают вид, что выборный процесс осуществляется в благородных целях. Именно тотально навязываемый самообман деструктивно влияет на доверие между властью и обществом в нашей стране в частности! Народ только тогда может быть реальным источником власти в стране, когда граждане станут реально главными действующими лицами в избирательной системе.

Первичным звеном в избирательной системе должна стать Семья, каждая из которых должна определиться внутри себя со своим доверенным лицом, ответственным за выборы. Каждая семья должна иметь свой индивидуальный идентификационный номер в избирательной системе. Её члены могут находиться на момент проведения выборов или референдума в разных частях света, но доверенное лицо семьи* должно явиться на выборы или референдум на свой избирательный квартальный участок и заявить от лица семьи её коллективное решение*. Одинокие граждане действуют от себя лично. В семье никто не лишается права голоса, вопрос в том, что меньшинство в семье должно научиться присоединяться к мнению большинства. По возрастающей, возникает тенденция углубления демократизации вследствие подчинения меньшинства большинству в масштабе всей страны. Мы должны зародить такую традицию, которая в силу придания ей статуса закона, станет неотъемлемой частью правовой системы государства! Однако, это не сугубо рационально осуществляемая деятельность, в этом заключается сакральный духовный смысл, в котором находится место для проявления духовных нравственных человеческих начал. Каждые сто соседствующих семей, их количество может быть и иным, должно в силу новой традиции, из своей среды избрать доверенное лицо*, совокупность которых в масштабе страны сформирует фундаментальную основу избирательной системы в целом! Как вы понимаете, в этой системе не могут оказаться случайные люди, из которых методом внутреннего селективного отбора, будут сформированы избирательные комиссии всех уровней, вплоть до республиканского.

На постоянной основе действуют избирательные комиссии среднего и высшего уровней, все первичные избирательные комиссии созываются по мере необходимости. Для оптимизации их работы они должны иметь постоянно действующий аппарат из числа технических сотрудников. Идею избирательной системы целесообразно соединить с идеей Всенародного Курултая! В этом плане Курултай обретает реальное содержание в глазах общества, поскольку глава ЦИК и председатель Всенародного Курултая соединяются в одном лице. В социальном плане, таким образом, обычное соседство превращается в добрососедство, преодолевается общественный порок равнодушия и социальной апатии, поскольку выстраивается эффективный общественный защитный механизм от политической бюрократии и плутократии. Члены ЦИК рождаются не волей и интересами действующей политической власти, а из чрева самого народа, и влиять на процесс формирования избирательных комиссий всех уровней не получится даже у действующего главы государства! Это существенным образом повлияет на состояние общественного сознания, которое стремительно движется к деградации. Общественное сознание требует некоего вдохновляющего воздействия со стороны действующей власти, и это было бы именно таким вдохновляющим его воздействием, что особенно важно в нынешнее сложное время. Квартальные избирательные участки, деятельность которых обеспечивается несколькими избранными доверенными лицами, из числа которых делегируются представители в вышестоящие избирательные комиссии, всегда на виду у жителей кварталов, они их всегда могут переизбрать, а это повышает ответственность.

Ощущение сопричастности граждан к жизнедеятельности государства должно положительно сказаться на отношениях власти и общества! Каждый раз, уходя с избирательного участка, люди должны точно знать результат их общего решения. Им остаётся только дождаться, какими будут результаты на уровне региона и республики в целом. На это понадобится немного времени, но у всех граждан должна выработаться социальная психологическая установка: меньшинство всегда принимает с достоинством мнение большинства! Это соответствует даже духу религиозной и обычной народной мудрости, примиряет верующих людей различных религиозных конфессий с неверующими людьми, что способствует единению общества. Разве не этого должны желать политические элиты страны, если они искренни в своих намерениях служить народу?! Открытое прямое голосование есть богоугодное волеизъявление, устраняющее возможность употребить во зло волей народа в корыстных политических целях! Так или иначе, власть говорит о Курултае и необходимости совершенствования избирательной системы, и ради того, чтобы это не стало пустой декларацией конъюнктурных намерений действующей власти, необходимо осуществить реальные действия для реализации этих идей. Разумеется это только узловые моменты из более масштабной концепции реформы избирательной системы. Но этой концептуальной основы уже достаточно, чтобы понять направление развития идеи. В дальнейшем это создаёт предпосылки для эффективной реформации политической системы государства в целом! Необходимость этого объективно назрела, и бездействие угрожает существованию нашей государственности.

Государство со всей своей правительственной структурой априори существует для соблюдения общественных интересов. Однако, у государственных чиновников, так как они являются, прежде всего, такими же, как и все остальные люди, рядовыми гражданами страны, хорошо сознающими, в чём заключаются их личные интересы, не хватает масштабного понимания, в чём заключаются интересы общественные!? Теоретически все это понимают, но не чувствуют собственной кожей, иначе говоря, не принимают близко к сердцу, потому что это вопрос не интеллектуальный, а скорее относящийся к области нравственности и даже духовной сфере человека. Если угодно, назовите предлагаемое социальное новшество тотальной «круговой порукой» в масштабе всей страны, которая некогда объединяла людей на уровне родов и племён, что порождало их общую солидарную ответственность за соблюдение справедливости в общественных отношениях. Есть оправданный смысл возродить эту практику общественных отношений и перенести на уровень квартальных товариществ, структурных социальных элементов современного общества. Это можно уподобить духовной практике очищения человека от агрессивных накоплений энергии в уме и теле методом изменения темпа и ритма дыхания. В глубокой древности такая практика осуществлялась, в том числе и массово, когда род и племя дышали в унисон, коллективно меняя темп и ритм дыхания! На определённом уровне неосознаваемом современными людьми, в силу того, что они являются коллективной системой, все, так или иначе, связаны между собой узами незримых скреп, поэтому временами социум необходимо приводить в состояние резонанса.

Выборы и референдумы как раз являются подходящими для этого социальными действиями, правильным осуществлением которых можно добиться резонанса духовной и профанной сфер совокупного общественного сознания. Известный «эффект третьего метронома» это физически наглядно подтверждает, когда к двум метрономам, работающим в разных ритмах, присоединяют третий метроном, их ритм синхронизируется на глазах. Их можно добавлять сколько угодно, при этом каждый последующий метроном будет синхронизироваться в ритме с остальными. Никто не может объяснить, какой силой они приводятся к абсолютному резонансу, но древние предки кыргызов называли эту силу «Манасом» безотносительно к метрономам, однако относительно пробуждения Коллективного Разума и Сознания народа! Люди должны были знать «нечто», что им под силу понять, и это «нечто» было сформулировано у кыргызов в виде «семи заповедей Манаса», которые им необходимо было соблюдать коллективно. Подобные вещи имели место в духовной жизни других народов мира, к примеру, виде «десяти библейских заповедей», что, по – сути, подразумевает одну и ту же духовную цель. В советском обществе эту мысль реализовали в «моральном кодексе строителя коммунизма». Эти вещи не стоит сравнивать с точки зрения их ценностного значения, в этом смысле они несут в себе тождественные идеи, направленные на создание атмосферы единства в обществе, ради сохранения целостности народа в будущем. Высшее политическое руководство Советского Союза внутри себя стало пренебрегать самими же предложенными обществу идеологическими ценностями, в итоге государство развалилось.

Всякая форма, утратившая ценностное содержание, со временем утрачивает для людей смысл, даже такие, как духовно – нравственные заповеди, которые люди помнят, но если они утратили прикладное значение к жизнедеятельности общества, народ это не вдохновляет как прежде в незапамятные времена. Без эффективного социального механизма оценки и контроля власти и управления, не может быть эффективной власти и управления, а без этого не может быть и речи об эффективном социальном развитии! Если власть будет только делать вид, что она к этому стремится, но на деле подсовывать обществу нежизнеспособные социально – политические механизмы регулирования жизнедеятельности общества, то это не имеет перспективы с точки зрения долгосрочной национальной безопасности. Это не повышает доверия общества к власти, следовательно, атмосфера некой «социальной изжоги» будет мучать общественное сознание до тех пор, пока это не взорвет народ окончательно, к чему его несложно подвести искусственно, в интересах тех сил, которые вынашивают тайные планы завуалированного поглощения народа в условиях существующих мировых политэкономических реалий. То, что можно реализовать на уровне местного территориального сообщества без особого труда и больших финансовых затрат, осуществив всего лишь мероприятия организационного характера, можно распространить на всю страну в целом, если наличествует такая политическая воля и желание у высшего руководства государства! Такие вещи, безусловно, революционны, с точки зрения воздействия на сознание общества, так как способны изменить самих людей, их мировосприятие и мироощущение.

Если люди не изменятся сами, их миропонимание и мировоззрение останется прежним, а это оставит их на низшем профанном уровне сознания, что не способствует изменению их жизни к лучшему. Коллективный инфантилизм общества порождает в нём иждивенческие настроения и бесконечные претензии к власти, что чревато нескончаемыми интригами в политической среде, в которой всегда отыщутся желающие заменить собой действующую власть! Они заигрывают с народом, и, используя эпизодические умопомрачения наиболее агрессивной части общества, как правило, стремятся совершить государственный переворот с целью захвата власти. Это не является «тайной за семью печатями», доступной особо одарённым гражданам, и на каждом углу только об этом и рассуждают, особенно в последнее время. Поэтому предлагаемая концепция устраняет саму причинную основу социально агрессивного способа смены власти, потому что сама по себе является «революционным сдвигом в общественном сознании»! Независимость государства это только предоставленные ему возможности, которыми надо ещё уметь правильно воспользоваться. Этими возможностями вполне могут воспользоваться третьи силы*, что собственно и происходит со дня обретения Кыргызстаном независимости. Мы были поставлены в обстоятельства, при которых общественное сознание стало объектом манипуляций, поэтому если этого не изменить, согласия между властью и обществом не будет никогда! Это должны понимать все, особенно люди, обличённые властью. Если за их спиной отсутствует сакральная сила общественного доверия, тот самый «Манас», их власть будет всегда ущербна и уязвима.

Почему обязательно нужно дожидаться глобальных катаклизмов, таких как война, чтобы хотя бы на время войны народ спохватился и объединился вокруг власти, став более или менее, целым социально – политическим организмом, чтобы преодолеть угрозу уничтожения?! Ведь после этого всё вернётся на круги своя*, потому что люди вернутся к привычному для них эгоистическому образу жизни и спустятся умом вниз на обывательский уровень сознания, с которого поднять их возможно только масштабными по замыслу и целям социальными преобразованиями! Если ещё будет куда возвращаться, потому что это зависит от того, уцелеет ли государство как таковое или превратится в какое – то иное административно – территориальное образование!? И это вовсе не исключено! Обывательская жизнь общества должна иногда сознательно прерываться на короткое время для того, чтобы «внутренние метрономы» людей, останавливающиеся во время житейской суеты и невовлечённости в общественно значимые процессы, могли быть снова приведены в состояние социального резонанса. Праздность приводит к предательству, это надо понимать всем, и желание праздной жизни развращает не только рядовых граждан, это касается в первую очередь наиболее материально состоятельной части общества! В их сознании понятие Родина атрофируется, ибо Родину им заменяет богатство, единственное, что они готовы будут реально защищать любыми способами. Я специально не привожу наглядные примеры, поскольку если вы хоть чуточку проницательны, вы приложите это к тому, что происходит на ваших глазах в современном мире прямо здесь и сейчас. Считайте это публичным обращением к обществу…

С уважением,

Мурат Мусабаев

31 августа 2022 года.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

09-08-2023
Проявление «Инь» и «Ян» в жизнедеятельности человечества
1581

20-06-2023
Эпически символизированный заговор шести ханов против Манаса
1129

12-06-2023
Две главные беды, из которых человечество осознаёт только одну
1271

12-06-2023
Чтобы изменить жизнь в стране, надо увидеть самих себя
965

09-06-2023
Государство как система институтов общественного развития
1347

17-10-2022
Научитесь видеть оборотную сторону любого явления
4050

19-08-2022
Big Data – это глобальное искусственное информационное поле
2571

17-05-2022
Урок девяносто первый (О, вы! Два тяжких (обременённых) мира: джиннов и людей…)
3336

17-05-2022
Политэкономия – важная часть понимания развития общественных процессов
2599

12-01-2022
Причина инфляции, увеличения госдолга и безработицы
2637

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×