3 февраля 2023 г. в КТРК состоялась презентация двух книг Таабалды Эгембердиева (1951-2015), выдающегося гражданина и замечательного человека, самобытной личности, демократа, писателя-публициста, философа, мецената, отца кыргызского бизнеса, являющегося образцовым примером для новых и будущих поколений.
Ему люди разные высокие эпитеты и все они удивительно подходят ему - легенда, феномен, первооткрыватель, созидатель... Издание, где были опубликованы его рукописи и статьи, интервью с ним и воспоминания о нем, было прекрасно исполнено и оформлено, его супругой историком Жанылсынзат в виде фолианта.
Работа над книгами и его дизайном заняла несколько кропотливых лет и наконец-то стала достоянием общественности, пополнив историю становления демократии и суверенитета в Кыргызстане. На презентацию собрались очевидцы этих событий, прогрессивные политики, общественные деятели, ученые, бизнесмены, друзья, родственники, коллеги.
Именинник был по натуре человеком-праздником, поэтому мероприятие постепенно, стихийно превратилось в праздник Свободы, которую он очень ценил и был очень независимым человеком. Его особенность состояла в том, что в общении с людьми, независимо от их ранга и положения, вел себя со всеми равно и без никакого подобострастия. Таабалды из той редчайшей породы людей, как древнегреческий философ Диоген, ответивший на просьбу Александра Македонского: "Что я могу сделать для тебя?" Ответил: "Отойди в сторону, ты загораживаешь мне солнце". "Если бы я не был Александром, - тут же отреагировал восхищенный* гений, - то стал бы Диогеном!"
Для молодой кыргызской демократии Таабалды оказался своим Аристотелем, Монтескье, Вольтером и Руссо, хотя по образованию был инженером-строителем. Школу закончил с отличием, там он прочитал всю школьную библиотеку. Чтение с того времени стало его самым любимым занятием. Позже познакомился с классикой. Ему очень нравился Толстой и Достоевский. Читал их с карандашом.
Он был истинным патриотом, человеком чести, идеи и принципов, не боялся говорить правду в лицо и совершал мужские поступки, за что снискал большое уважение и любовь своего народа.
Таабалды относился к третьему поколению кыргызских демократов, обязанных своим происхождением с началом горбачевской политики гласности и перестройки. Ко второму поколению демократов, надо закончить эту мысль, относились представители кыргызской интеллигенции, связанные с "хрущевской оттепелью", которые говорили и писали о запрещенных компартией и коммунистической идеологией явлениях и процессах. Именно благодаря этому мы узнали их имена - писателя Чингиза Айтматова, ученых-юристов Кубанычбека Нурбекова, Рафика Тургунбекова, Карпека Курманова, ученого-историка Сабыра Аттокурова, ученого-физика Самата Кадырова...
Мы были единомышленниками и вместе начинали в ДДК, которая боролась за суверенитет и против власти обюрократившейся, догматической и загнивающей компартии, ставшей тормозом на пути кыргызского народа к национальной свободе. Но вместе с прогрессивными и неравнодушными людьми, перестройка и гласность всколыхнула и темные силы, которые стремились и стремятся использовать народный подъем в корыстных целях, что тормозит наш путь вперед. После долгих лет разочарования мы жаждали перемен. Из-за отсутствия литературы о демократии, в то время не было ни компьютеров, айфонов и интернета, мы были друг другу одновременно учителями и учениками. Безумно много читали, а потом делились своими знаниями. Мы очень хотели изменить в лучшую сторону нашу жизнь и историю народа.
Читая его неопубликованные рукописи, я для себя сделал потрясающее открытие, о котором не знал и не догадывался. Невольно передо мной возникали образы первой волны кыргызских демократов Абдыкерима Сыдыкова, Ишеналы Арабаева, Иманалы Айдарбекова, Юсупа Абдрахманова, Касыма Тыныстанова и др., которые так же, как и Таабалды, писали, конспектировали, размышляли, спорили, переживали, сомневались, страдали, излагая собственные мысли и идеи по актуальным и спорным вопросам общественной жизни. Он видел, как и наши предшественники из джадидов, партии "Алаш", "Туран", "Социалистическая Туранская партия" и других, будущее страны и народа в их демократическом переустройстве.
Из политики и бизнеса он выбрал второе. Поскольку считал экономическую свободу не менее важной, чем политические свободы. В политике он побывал достаточно долго, даже возглавлял ДДК, но там было много свары и пустопорожней болтовни и мало дел. Бизнес же любил тишину и он занялся, чтобы не терять снова время, подъемом и пропагандой национальных продуктов питания - шоро, бозо, жарма, максым, минеральной воды "Легенда", курут, сары май, талкан, нават и т.д. И тут заботился о людях, продумывая каждую деталь - здоровье человека, экологию, внешний вид, логистику. Ассортимент их с каждым годом все больше и больше расширяется, продукция идет на экспорт, а компания "Шоро" одна из крупнейших национальных производителей нового типа, который начинался практически с нуля, двух казанов, где варили максым и нескольких фляг, куда разливали готовую продукцию, которую продавали в бочках на улицах. Ему удался этот замысел, идея, которую он вынашивал многие годы, и, в конце концов, создал крупную бизнес-империю, сфера которой распространяется на культуру, туризм, ресторанный бизнес и др. Кто сейчас не знает историко-этнографический комплекс "Супара", архитектурный дизайн которого сам Таабалды лично проектировал. С этого комплекса сейчас многие иностранцы и гости начинают свое знакомство с Кыргызстаном. "Шоро" стал национальным брендом, как "Кока Кола" в Америке. Поэтому Таабалды по праву самые маститые отечественные бизнесмены прозвали "отцом кыргызского бизнеса". Лишь когда он поставил свое дело на надежные рельсы, в чем ему очень сильно помогал родной брат Жумадыл Эгембердиев, он однажды, поддавшись моим уговорам, вступил в первую либеральную партию "Меним олком/Моя страна", чтобы поддержать ее морально, ибо в ней оказалось много его знакомых - образованных и порядочных людей, носителей и охранников демократических идей. Партия тогда собирала в своих рядах лучших граждан страны и Таабылды должен был быть в ее первых рядах. Но он, следуя своим принципам, отказался выдвигаться от нее в депутаты парламента, чтобы сохранить свою приверженность всему народу, а не к ее какой-то, даже очень близкой по идеологии, части.
Таабылды считал, что любые трудности, цели и задачи кыргызам по плечу, что мы ничем не хуже или слабее американцев, японцев, китайцев и других успешных народов, и доказал это на собственном примере!