Добавить свою статью
10 Февраля 2023
Таке (штрихи к портрету Табылды Эгембердиева)

Писать о Табылды Эгембердиеве для меня с одной стороны просто, но с другой стороны довольно сложно. Известно, что писать о духовном мире Таке (так мы всегда с уважением обращались к нему) поверхностно или используя привычные штампы, нельзя, не такая он личность. Мир Табылды Эгембердиева, как личности, достаточно глубок, многогранен, его человеческая вселенная, галактика его взглядов являются особым человеческим феноменом.

Таке – это уникальная личность, уникальное явление, хоть имя его не было связано с политикой в новейшей истории Кыргызстана, но он был намного выше, чище тех, кто последние тридцать лет был неразрывно связан с политикой. Если политик жил только политикой, то политика Таке заложена в его человеческом кредо, в его патриотизме, в его истинной сущности, в его духе, в его понимании патриотизма.

И поэтому истинный патриотизм я могу связать не с теми, кто не может вырваться из мельницы политики, кто живет и дышит политикой, а с такими личностями, как наш Таке. Как бы там ни было, но Таке своим человеческим нутром, своим отношением к общественности, своим человеческим сердцем был всегда выше любой политики. Он чувствовал сердцем, что политическая конъектура может сегодня вознести, а завтра сбросить вниз. Это его чувство всегда выявляло правду, усеяло цветами его жизненный путь, заставляло склониться перед ним в уважении за преодоление им своих жизненных трудностей, но самое главное, Таке своим внутренним духом разбудил духовный мир кыргызов. Этот его дух доказал, что кыргызам под силу создавать ценности, быть созидателями. Вся его жизнь стала доказательством и подтверждением этой истины.

В первые годы нашей Независимости Табылды Эгембердиев так же, как и все вокруг вмешался в политику, и даже во времена первоначальной эйфории был в авангарде нашей политики. Своим словом, своей мыслью он был не хуже политиков той поры, но был выше их своим внутренним политическим интеллектом. Мы своими ушами слышали, как Аскар Акаев называл Табылды Эгембердиева: «Наш молодой Маркс». И действительно, Таке был многогранным, хранящим в себе множество тайн человеком. Как публицист он всегда был одним из первых, никому в этом не уступал, легко и свободно писал свои прекрасные статьи на двух языках. По природе своей он не был конъюнктурщиком, но в нем было сильно чувство борца, которое определило и подняло высоко его сущность и его политику…

У Таке была такая способность, которая привлекала к нему людей, вела их за ним, говоря современным языком, в нем сильна была позитивная харизма. Его духовная правдивость неотступно сопровождала его, заставляя его всегда называть: белое – белым, а черное – черным. В эпоху рождения и осознания политической независимости на политическую сцену Кыргызстана вышло новое поколение молодых политиков…

Они не были обычным явлением того времени, они при эйфории свободы разбудили чувство общественного самосознания, они своими новыми мыслями, новыми взглядами были политическими «типажами» того времени в хорошем значении этого слова. Все они находились в эпицентре противостояния между «совковым» пониманием жизни и новыми демократическими силами. Но в этой группе Табылды Эгембердиев своими взглядами, своей позицией, своим миропониманием, своими личностными особенностями все-таки выделялся. А выделялся он тем, что никогда не сдавал свои позиции, держался на них. Он всегда был в единстве с теми личностями, о которых было сказано выше.

… Новейшая история Кыргызстана до сих пор хорошо не исследована. Но мы верим, что такие исследования будут, и в этих исследованиях имя Табылды Эгембердиева займет свое достойное место…

Все сказанное выше – лишь некоторые штрихи политической стороны его деятельности…

А о человеческой простоте Таке – это уже другой разговор…

… Мы познакомились с Таке в начале 90-х годов. Хотелось бы сказать, что главной его особенностью было – его человеческая простота. Эта ценность была присуща всему его духовному миру.

В 1993 году мы с Таке съездили с тогдашним президентом КР Аскаром Акаевым в Израиль. В то время Таке, несмотря ни на какие звания и должности, несмотря ни на кого и ни на что, писал острые критические статьи и на русском языке, которые публиковал в газете «Республика», и на кыргызском, публиковал их в газете «Кыргыз руху». В эти годы я работал главным редактором газеты «Кыргыз руху». Тогда мы безостановочно печатали все статьи Таке. Однажды в нашей газете была опубликована очень острая статья Таке. Был в то время чиновник Левитин, работавший советником А.Акаева, и этого бедолагу Таке разделал в своей статье «под орех», не оставив на нем живого места. Народ тут же кинулся читать и обсуждать эту статью, в которой было сказано много правды, в редакции нашей газеты царили споры и обсуждения.

В это время вдруг позвонили из Белого дома. И не просто позвонили, а сухим приказным тоном сказали, чтобы мы в срочном порядке явились к президенту Акаеву. Писал статью Таке, а понести наказание должны были мы. Так мы, повесив головы, и явились в Белый дом, не зная, чем всё это закончится. Но там началось самое интересное. В приемной у Акаева мы увидели стоящего там Таке. Я остановился перед ним. «А, друг мой… Мою статью ты опубликовал, оказывается… - сказал Таке. – Эй, Султан, ты всё сваливай на меня, скажи, что это он, мол, написал эту статью… А я сам за всё отвечу, пусть хоть язык мне за это отрежут… - насмешливо сказал Таке, взяв всю «вину» на себя. – Скажи им: «Какой-то Эгембердиев всё затеял…». Скажи, что, несмотря на все наши отговорки, он настоял на своем»… - бесконечно болтал Таке. Оба мы стояли в этой приемной, как мокрые дрожащие мыши…

Неожиданно из кабинета Акаева вышел руководитель Администрации президента Аскар Чуктаевич Какеев. В приемной кроме нас стояло еще достаточно много людей. И среди них был самый страшный для нас с Таке Анарбек Бакаев. Он тоже был в приемной. Председатель КГБ. В наших головах звенела жуткая мысль о том, что сейчас Акаев тут же отдаст нас в руки Бакаева.

Аскар Чуктаевич сказал нам: «Ну-ка, джигиты, пройдемте-ка со мной в мой кабинет». Кроме нас в приемной стояло еще больше десяти человек, среди которых были и первый вице-премьер министр Мейражидин Зулпуев, и министр иностранных дел Эднан Карабаев, и депутат Алик Жекшенкулов и еще несколько человек. В том, что Акаев не пригласил нас в свой кабинет, мы почувствовали что-то недоброе, будто он сказал Какееву: «Видеть их не хочу, убери их с глаз долой»…

Мы вошли в кабинет Чуктаевича, где уже сидели на стульях люди, и сели с края ряда. Мы думали, что все присутствующие сейчас начнут судить нас. Но тут Чуктаевич как обычно вежливо начал говорить: «Баатырлар, все присутствующие здесь поедете с Аскаром Акаевичем в Израиль, все вы члены официальной делегации». Услышав это, мы с Таке уставились друг на друга в полном непонимании. Получилось, как в поговорке: «Того, кто ожидал избиения камнями, ждет угощение». Но дальше было еще интереснее. Чуктаевич сказал: «По протоколу все должны быть в черных костюмах. Пиджаки и брюки должны быть черными. У кого нет такого костюма, скажите… Мы в ЦУМе специально для вас оставили костюмы. Идите туда, забирайте…» Ожидая наказания, так мы получили такое «угощение»…

Мы вышли из кабинета. Идем с Таке по длинному коридору. «А ты, Султан, оказывается, при твоем росте в два метра, достаточный трус… Я же говорил тебе, если какая беда нагрянет, то я отвечу…» - насмешливо говорил Таке после кабинета Чуктаевича. Так вот всё и было… Случилось неожиданное для нас обоих…

Вдвоем с Таке мы сразу же отправились к директору ЦУМа. Вероятно, директору уже позвонили, он тут же повел нас на склад. В те времена в магазинах не было ничего кроме соленых огурцов и оловянных ложек. Мы пришли на склад и начали выбирать костюмы. Наверное, от того, что в жизни не видели таких костюмов… мы тряслись и потели от волнения. И я, и Таке выбрали себе по костюму. Потом мы пришли в кабинет директора. Она сказала нам: «Костюмы по 12 тысяч, с вас 24 тысячи…» Мы опять в недоумении уставились друг на друга. В мыслях наших только одни слова: «Денег же нет», ведь мы же думали, что нам дадут эти костюмы бесплатно. Как взяли мы эти костюмы, так и сдали их назад… А наутро принялись искать на них деньги. Тогда были времена безденежья…

Мы всех обошли, но не только 24 тысячи, а и 24 сома ни у кого нельзя было выпросить. Наконец, нам нашел эти деньги директор тогдашнего «Дастана» Жарасул Абдураимов. Но он дал деньги только на один костюм. 12 тысяч сомов… Получив эти 12 тысяч, Таке сказал по-мужски: «На кого из нас подойдет оставшийся костюм, пусть тот и забирает его себе». Поехали мы в ЦУМ. А приехав увидели, что… действительно, остался нам только один костюм… Мы не учли, что на поиски 12 тысяч сомов мы потратили 12 дней. Первым, как старший по возрасту, примерил на себе костюм Таке. Кисти рук его остались в рукавах. Костюм оказался слишком длинным для него. Договор дороже денег. Я примерил костюм. Этот сирийский костюм (в то время из Сирии привозили черные костюмы с отливом на солнце) пришелся мне как раз. На оставшиеся небольшие деньги мы купили Таке носки. «Султан, а ты очень везучий, оказывается…» - шутливо сказал мне тогда Таке. Костюм я взял себе. До официальной поездки оставалось мало времени.

Костюм для Таке мы начали искать у всех друзей и знакомых. Но просто так никак не могли его найти. У одного нашли пиджак, у другого брюки, а у третьего – белую рубашку. Я хорошо помню, как галстук нам подарил Асан Ормушев. Тогда этот человек работал преподавателем в университете. Кое-как мы смогли нарядить Таке как солдата Колчака. Хоть душой Таке и был демократ, но жил он в то время, как настоящий пролетарий…

Это только один из многих случаев, связанных с Таке, который как воспоминание о нем я изложил здесь. После этой нашей официальной поездки в Израиль Таке окончательно ушел из политики. Перешел в другую политику. Перешел в политику труда, честной работы. Это потому, что там, в Израиле, он своими собственными глазами видел, как народ своим трудом создал цветущее государство. Он понял, что только труд является главным достоянием человека. Устав прославленной компании «Шоро» был набран на компьютере в редакции газеты «Кыргыз руху», он и сейчас в прежнем виде продолжает действовать.

Сказать правду, изначально мы не верили, что эта идея Таке станет реальностью. Тогда в Кыргызстане открывались тысячи МП, и тысячи ежедневно закрывались. Кроме этого, когда Таке сказал, что он собирается «сделать бизнес на шоро», все смеялись над ним. Однажды Таке сказал мне: «Султан, я когда-нибудь своим шоро доведу «Кока-Колу» до банкротства». Мы восприняли эти его слова, как обычную его шутку. Я помню, как ответил ему: «Таке, Кыргызстан, который не разбогател на продаже золота, не разбогател, продавая железо Китаю, не разбогател, продавая землю и рудники, как он разбогатеет, продавая твое Шоро?»…

… Прошли годы…

Таке своим трудом, своим упорством, своей нескончаемой энергией создал империю компании «Шоро». Делая из ничего что-то, не работая на госслужбе и не воруя из госказны, он своим трудом создал крупнейшую в Независимом Кыргызстане компанию. Это – его человеческая победа. Этим своим трудом он оставил Кыргызстану глубокое назидание: «Будешь трудиться, получишь достаток и силу». Это его великие слова: «Только трудом ты сможешь создать страну».

Таке породил «чудо» кыргызской экономики. Возродив уже почти позабытый национальный напиток, он возродил великую философию наших предков, их великие ценности, их великий дух.

Главное достоинство Табылды Эгембердиева – созидание, этим своим созиданием он послужил своему народу, своей стране, оставив потомкам пример службы своей Родине. Наш Таке сумел показать, насколько широки национальные возможности кыргызского народа, его культура, его мысль. Он доказал на своем примере, что национальное предпринимательство может честным трудом добиться честного богатства. Главная Человеческая формула Таке – в его душе, в его настоящем кыргызском духе… Он оставил нам урок – что можно сделать из одного – тысячу, из песчинки – создать гору…

Каждый его шаг в наших сердцах, нестираемым следом останется навечно в нашей памяти….

Султан РАЕВ

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

20-06-2023
Академик. Штрихи к портрету Абдыганы Эркебаева
7779

06-12-2022
Закон вечности… (штрихи к портрету Мелиса Эшимканова)
8433

25-03-2022
Штрихи к творчеству поэта Атантая Акбарова
9387

17-12-2021
Төлөмүш Океев: «Чындык – адамдын ички абийри...»
11332

10-12-2021
Эссе о Чингизе Айтматове
17211

06-05-2021
Худой мир лучше доброй ссоры
14789

24-01-2021
Предисловие к книге Гульнар Эмиль «Чердак»
14538

16-01-2021
Умерло… слово… Слово – живо!
30854

24-08-2020
Доке
44283

02-08-2020
Прости нас, Адинай!
51071

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×