Добавить свою статью
11 Марта 2023
«Ni fanfares, ni musique, ni sonnerie» (к кончине Марата Сарулу)

Мы с Маратом познакомились слишком поздно. И в последующем каждый раз перед нами всплывал человек, который был воистину мастером своего дела, остроумным творцом и просветителем, неподдельным гражданином и патриотом. В позициях и мыслях Марата нельзя было не заметить его боль за нашу страну, “миллион терзаний” относительно её будущего, подкрепленных всесторонними познаниями о подлинной жизни и настоящем искусстве, а также экзистенциально-глубоким восприятием происходящих процессов. И вот достаточно скромное впечатление о нём все же позволяют нам кратко остановиться на нескольких фактах, высвечивающих в нем редкое сочетание порядочной личности и «штучного» творца.

 Во-первых, для нас те вещи (правда, не все), которые были созданы режиссерским талантом Марата в сфере кино, претендуют на артхаусное искусство, что на нашей традиционалистской почве является весьма необычным направлением. Отчасти здесь сказалось масштабное влияние его педагога, гениального аниматора Ф. Хитрука, чьё творчество всегда отличало утонченная философичность, удивительный художественный размах (мульфильмы «Дарю тебе звезду», «Лев и Бык», «Икар и мудрецы» - настоящие произведения искусства). При этом, обладая неповторимым (в кыргызском контексте) собственным почерком и абстрактно-авторской мыслью, Марат фактически предложил своеобразную метафорическую и изысканную эстетику, которая будет стоять в твердой оппозиции к массово-развлекательному и жанровому кино. Поэтому Марат был более узнаваем за границей, нежели у нас, поскольку язык, на котором общался он со зрителем, понятен не всем (кыргызстанцам в том числе). В контексте сказанного, его зритель – это подготовленный и образованный индивид с грустными глазами, тот, кто думает о сущностных явлениях жизни и пропускает все её испытания через себя. В этом смысле стоит остановиться на фильме «Переезд», где через кыргызскую песню «Каниет ыры» (в картине поёт мужчина на аккордеоне) образно показан почти весь внутренний мир самого Марата – скромного и верного сына своей земли, при этом всегда думающего о бренности жизни и страдательных особенностях человеческого предназначения (дается без перевода):

Өмүр менен жашымды,

Арнаймын деп мен элге.

Мен да жүрөм мекендин,

Эң керектүү жеринде.

Өтүп жаткан өмүрдү,

Токтотууга ал кайда?

Ага болгон кумарым,

Жашарткандай ал кайра.

Түйшүктөнүп кайра эле,

Түбү бүтпөс санаамдын.

Ошон үчүн тирүүмүн,

Ошон үчүн адаммын.

Мен өмүрдүн четинен,

Кетилгенин сезгенде.

Мазем кетип жанымды,

Батыра албайм эч жерге...

Во-вторых, Марат как кинодеятель всегда тяготел к серьезному кино, умело сочетая в одном лице функции сценариста, режиссера и продюсера. И многим ведомо, что в череде многих синематографических жанров авторское кино (то есть «кино не для всех») - занятие очень затратное, поскольку для воплощения авторских идей в полнометражной картине требуются большие финансовые ресурсы. И тут, к сожалению, следует констатировать один объективный факт. Ресурсы, которые необходимы были для своих фильмов, Марат в основном находил за рубежом (в основном западные фонды), а не на родине. Не случайно, зарубежная пресса отзывалась о нём очень высоко, называя его картины «неизвестной Азиатской волной», а самого режиссера - «поэтом Кыргызстана». Более того, вышеупомянутый фильм «Переезд» принял участие на таллинском международном кинофестивале «Черные ночи» (класс «А») без процедуры отбора, и как следствие получил там два главных приза.   

В-третьих, судя по тому, как Марат писал статьи в публичном пространстве, ко многим проблемам наших дней он подходил остро и критически. Глядя на кыргызскую реальность с высоты своего творческого и жизненного опыта, он называл вещи своими именами (яркий пример – статья «Внутренний кочевник и алхимия языка»). Если постараться соединить творчески-кинематографический и критико-аналитический сегменты его идей, то можно сказать в понимании самого Марата. Социальные проблемы – временны, которые рано или поздно вполне разрешимы (голод, нищета, бедность). А вот экзистенциальные проблемы человека, которые связаны с его одиночеством, отчаянием, страхом – вечны, ибо будут сопровождать его всегда. 

В-четвертых, мы не предполагали, что за внешним фасадом человека, заслуженно получившего в свое время многочисленные кинопремии и регалии, скрывался благонравный человек-альтруист и педагог, что в наше время является больше исключением, чем правилом. К примеру, в последнее время Марат о своих студентах (АУЦА и КГУКИ им. Б. Бейшеналиевой) думал чаще, чем о кино. Как известно, в нашей стране режиссеры не относятся к «буржуазному классу». Но чтобы создать минимальные удобства для обучения будущих кинодеятелей, на кафедре в КГУКИ им. Б. Бейшеналиевой (его здание находилось в плачевном состоянии) он за свой счет провел ремонт в нескольких кабинетах, прекрасно зная, что помощи ждать неоткуда. Хотя Марат видел в нынешних студентах людей, не «всегда находящихся в теме», когда речь идет о тончайшем понимании кино как искусства, но ради их комфорта он бескорыстно мог совершать подобные поступки. Вместе с тем его педагогические способности и добротное знание своего предмета позитивно сказались на восприятии подрастающего поколения. Студенты, а также воспитанники режиссера восторженно отзывались о высоком качестве и содержании его лекций. 

В-пятых, как известно, у публичных людей есть свои атрибуты внешнего вида, выражаемые через постоянно сопровождающие его формы костюма. Говоря иначе, речь идет о человеке, всегда ассоциирующимся с вещами, которых он носил преимущественно всегда. Если у М. Боярского – это усы и шляпа, у С. Джобса – джинсы и кроссовки, то у Марата – это черные очки и кепка. Таким мы узнавали его сразу, таким он и останется в нашей памяти!

Покойся с миром, дорогой Марат!

P.S.

В последнее время нас продолжают покидать яркие персоны кыргызской интеллигенции, на которых можно было равняться. Особо следует отметить имена биолога и эколога Э. Шукурова, философа и государственного деятеля Т. Аскарова, у которых, кроме многих достоинств, была и прекрасная душа. К ним присоединился сегодня Марат Сарулу, который однозначно украшал современное интеллектуальное сообщество. Но между этими уходами есть определенная разница. Если первые прожили достаточно долгую жизнь, то это не относится к последнему, ибо возникает странное и досадное ощущение преждевременности этого события...

Вместе с тем их кончина, как и их жизнь, также скромна, которая не требует “ни фанфар, ни музыки, ни колокольного звона”!

Султан Турсуналиев, доктор философских наук. 

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

14-12-2023
«Евразийский айтматовский клуб» позволит Кыргызстану стать интеллектуальным брендом, предоставляя площадку мыслящим людям 
6181

28-12-2022
«Советский человек» как продукт идеократии и футурократии (к 100-летию образования СССР)
11237

11-06-2022
«Лингвист-учёный, нарушивший мужские стереотипы о женщине» (к 70-летию З. Дербишевой)
5992

05-06-2022
Русский язык и кыргызский народ в контексте филогенеза
15442

10-06-2021
Айтматов о подрастающем поколении
6684

11-12-2020
Кинофильму А.Кончаловского «Первый учитель» — 55 лет!
10621

25-11-2020
Мифоэпическая культура кыргызов в контексте десакрализации и просвещения
7280

09-11-2020
Проблема институционального внедрения кыргызских эпических ценностей в систему образования
7585

27-01-2020
Чынгыз Айтматов: Мифический и реальный феномен прозы писателя
6888

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×